Научный рецензируемый журнал «Обсерватория культуры» издается Российской государственной библиотекой с 2004 года.
Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (Перечень ВАК). Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
На страницах журнала публикуются научные статьи, посвященные теоретическим вопросам отечественной и мировой культуры и искусства, а также культурологии как образовательной дисциплине; они соседствуют с аналитическими обзорами, очерками и рецензиями, представляющими актуальное состояние культурных и художественных процессов во всем их многообразии и технологическом воплощении. Театр и музыка, изобразительное искусство и кинематограф, литература и архитектура, наследие и актуальные культурные практики, вопросы культурной политики и управления учреждениями культуры — все эти сферы представлены сегодня на его страницах.
Редакция принимает только оригинальные, не публиковавшиеся ранее научные статьи философского, культурологического и искусствоведческого характера в соответствии с тематикой основных разделов.
Журнал «Обсерватория культуры» считается включенным в Перечень ВАК по следующим научным специальностям и соответствующим им отраслям науки:
5.7.8 — Философская антропология, философия культуры (философские науки)
5.10.1 — Теория и история культуры, искусства (философские науки, культурология, искусствоведение)
5.10.2 — Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология, искусствоведение)
5.10.3 — Виды искусства (с указанием конкретного искусства) (искусствоведение)
5.10.4 — Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (культурология)
Журнал «Обсерватория культуры» адресован не только исследователям, преподавателям и учащимся, но и широкой читательской аудитории.
Текущий выпуск
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
- «Сможет ли якутская культура необратимо трансформироваться и, на каких принципах должны произойти изменения?». К этому сводится пафос данной статьи. Ключом преобразований становится переход от культуры мимесиса к “пионерной” культуре рождения первичности.
- Автор показал, что русский Серебряный век и якутский культурный ренессанс однопорядковые явления, сдвинутые на столетие. Культурный ренессанс является ответом культуры на тотальность знакового, подавляющего продуктивность символического сознания
- Заново открыть этносу родную культуру с позиции мировой культуры, предоставляет возможности «полюбить» ее, «испытать тоску» по мировой культуре через родное.
В XXI в. актуальной темой является оценка динамики культурного развития этносов, проживающих в природно-климатических условиях Севера и Арктики и несущих консерватизм по отношению к своей традиционной культуре, ставшей основой многовекового выживания и адаптационной гибкости. В период тотальной релятивизации ценностей постмодерна важной остается задача взвешенного выбора опор в своем духовном наследии и исторической практике. Цель статьи — выявление потенциала модерна для этнических культур северо-востока России, испытавших незавершенную модернизацию на волне буржуазных преобразований и советской социокультурной модернизации в XIX—XX вв., определение вариантов развития культуры модерна на фоне тупиковости постмодерна, сковавшего продуктивные варианты развития «культуры традиций» феноменами глобальной массовой культуры.
Применены общенаучные методы и метод символьной онтологизации культуры, эксплицирующий синтез взаимодействия символьных конструктов метафизической и мифологической природы, лежащий в основе закономерностей этнокультурной динамики в эстетической сфере и органичных модернизационных преобразованиях в целом.
Показано, что метафизика модерна определяет динамическую устойчивость этнокультуры, позволяя осознать ее нераскрытый потенциал через принципы модерна, самостоятельно воспроизвести эти принципы, осуществляя переход этноса от культуры мимесиса к культуре рождения первичности. Качество модерновости (modernity) дарит чувство метафизической причастности саха к этапам эволюции европейской культуры, освобождая от мифологической предопределенности судьбы, в том числе интенсивным инновационным, наукоемким хозяйствованием. Синтетичная синергия «этно» и «модерна» выявляет потенциал роста культуры, институциализированный парадигмой этномодерна, разрешающего противоречия модерна, выводя этнокультуру на идею социокультурного и научно-технологического развития, достоинства и естественных прав человека.
Представители народа хэчжэ (нанайцы) проживают в России и в Китае. Статья посвящена рыбе в их традиционной культуре. Рыбу и все, что имеет к ней отношение, можно считать культурным символом хэчжэ. Это обусловлено особенностями культуры региона, расположенного по течению рек Амур, Сунгари и Уссури. Анализ исторических документов и художественных произведений показывает огромное значение работы с рыбьей кожей в жизни хэчжэ. Материальное производство и духовная жизнь хэчжэ на протяжении многих поколений были тесно связаны с рыбой. Выявлено, что высокая плодовитость рыбы — одного из основных источников пищи и материала для пошива одежды — вызывала в древности у хэчжэ благоговение перед рыбой. Установлено, что народ хэчжэ имел богатую культуру. Рыба стала одним из самых распространенных зооморфных мотивов орнаментального искусства хэчжэ. Образу рыбы на изделиях придавался высокий культурный смысл. Этот образ оставил яркий след и в китайской, и в русской культуре — от тотемизма до декоративных изделий. В статье представлен анализ рыбы как культурного символа с опорой на материалы коллекций музеев Китая и России. Изучение рыбы в традиционной культуре хэчжэ позволит расширить имеющиеся знания о характере и специфике этнокультурного взаимодействия между Китаем и народами Приамурья на протяжении многих веков. Сделана попытка рассказать о специфике китайского культурного смысла декоративных изделий на основе рыбьей кожи. Впервые авторы трактуют орнаментику рыбьих узоров в традиционной культуре хэчжэ в систематизированном виде. Это позволит познакомить исследователей с информацией из китайских источников для выявления типовых изображений рыбы у хэчжэ для дальнейшего изучения темы обработки рыбьей кожи как искусства в России.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
Статья посвящена сквозному рассмотрению проблемы диалогического взаимодействия двух близких явлений искусства, связанных с религиозной тематикой: церковного, литургического искусства, участвующего в богослужении, и светского по своему характеру искусства на религиозную тему. Рассматриваются этапы их взаимодействия в русском искусстве XX—XXI веков. Предыстория этого явления относится к середине XIX в., когда разделение на религиозное и церковное искусство уже существовало фактически, но осознано было только в начале XX в. в связи с творчеством Михаила Нестерова. Затем на протяжении века мы наблюдаем ряд этапов взаимодействия религиозного и церковного искусства в их схождениях и расхождениях. Эпоха Серебряного века с ее обостренным чувством религиозного начала в искусстве и жизни сменяется временами государственного атеизма, весьма неоднородными, в том числе в отношении религиозной тематики. Время 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуется относительно свободным художественном поиском в сфере религиозной темы. В начале сталинского периода религиозная тематика и в церковном, и в светском аспектах оказалась под запретом, а в его финале — началось ее возрождение. В годы «оттепели» наряду с гонениями на церковь, в неофициальной культуре возник широкий интерес к религиозным темам в светской живописи и наметился постепенный, хотя и локальный, подъем современного церковного искусства. Позднесоветский период характеризуется постепенным утверждением и начавшейся легализацией религиозного и церковного искусства. В 1990—2010-е гг. начинается широкое возрождение и развитие церковного искусства, а религиозная тема оказывается в фокусе внимания, в том числе и современного актуального искусства. Вновь, как и в начале XX в., возникают художественные устремления к взаимообогащающему диалогу церковного и религиозного искусства и условия для него. Изучение различных аспектов этого взаимодействия в искусстве России является насущной и многогранной задачей.
НАСЛЕДИЕ
- Среди декоративных переплетных материалов XVIII в. особенно эффектными являются парчовые бумаги. Название им дано из-за сходства с дорогими золототкаными материями. Эти бумаги имеют блестящую поверхность с рельефным узором, часто раскрашенным в несколько цветов.
- Парчовые бумаги сохранились, в основном, в качестве обложек и покрытия крышек составных переплетов старопечатных книг. В статье описана коллекция образцов из фонда Музея книги РГБ.
- Парчовые бумаги появились в начале XVIII в. в Германии, в Аугсбурге, техника их изготовления была сложной и дорогой. Использовались нагретые гравированные медные или латунные пластины для тиснения, а вместо краски – тонкая, но прочная металлическая фольга золотого и серебряного цвета. В связи с этим либо фон, либо рисунок получали характерный блеск.
- Парчовые бумаги отвечали стремлению выделить книгу внешним видом. В России они использовались для различных торжественных речей, од и других стихотворений хвалебного содержания, «поучительных слов» и «рассуждений», а также ежегодно выпускавшихся календарей. В целом почти две трети всех выявленных образцов парчовых обложек представлены изданиями типографии Академии наук в Петербурге.
- 5. Декоративные переплетные бумаги обладают ценностью не только для книговедов, библиотекарей, реставраторов, но и для историков культуры в широком смысле, так как отражают общие тенденции в производстве обоев, тканей, мебели, торговой упаковки.
Среди декоративных переплетных бумаг XVIII в. особенно эффектными можно признать парчовые бумаги, называемые так из-за сходства с дорогими золототкаными материями. В богатом рельефном узоре, в сочетании золотого и серебряного блеска с разноцветной бумажной основой заключался секрет их популярности в европейских странах в течение целого века.
Техника золочения и тиснения бумаги возникла в начале XVIII в. в Аугсбурге. Впоследствии парчовые бумаги производились в разных городах Германии и в основном оттуда распространялись по всей Европе. Хотя парчовые бумаги также использовались и русскими мастерами, специальных работ об этом переплетном материале в отечественной историографии нет.
Статья посвящена описанию коллекции парчовых бумаг, сохранившихся в качестве обложек и форзацев в русских книгах гражданской печати XVIII в. в собрании Музея книги Российской государственной библиотеки (РГБ). Рассмотрены вопросы терминологии, технологии производства и систематизации парчовых бумаг. Основные типы отечественных изданий, для которых характерно использование этого материала, — календари, ежегодно выходившие в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге, и описания различных торжеств, речи «на случай», оды, «поучительные слова» и «рассуждения», выпускавшиеся разными типографиями и обычно небольшие по объему.
Коллекция представляет богатый материал для более точного понимания роли типографии и эстетических предпочтений читающей публики во внешнем оформлении книги в период зарождения издательского переплета в России. Декоративные переплетные бумаги обладают ценностью не только для исследователя старопечатной книги, библиотекаря, коллекционера или реставратора, но и для историка культуры в широком смысле, так как содержательно, стилистически и технологически отражают общие тенденции в производстве обоев, тканей, мебели, торговой упаковки. На основе описания количественного и качественного состава коллекции Музея книги РГБ предложена методика работы с парчовыми бумагами, которую можно применить и к собраниям других фондодержателей.
Целью настоящей работы является составление описания и обзор венских парадных экипажей XVIII в. с точки зрения декоративно-прикладного искусства. Экипажи представляют собой малую архитектурную форму и являются «программными произведениями», примерами синтеза искусств, гармонично соединяющими принципы архитектуры, скульптуры, живописи, декораторского искусства, столярного дела, а также мастерство резчиков, позолотчиков, бронзовщиков, вышивальщиков. Вместе с этим кареты были неотъемлемой частью торжества, участвовали в важнейших государственных церемониях (коронациях, свадьбах, похоронах, крещении наследников). Отдельные виды экипажей, например карусельные колесницы и маскарадные сани, использовались для придворных развлечений, праздников, игр. Императорские парадные экипажи XVII—XVIII вв. служили для репрезентации монаршей власти наравне с троном и регалиями и создавались как настоящие произведения искусства — с применением дорогих материалов и сложных технологий декорирования.
В основу исследования положено изучение натурного материала — оригинальных карет из собрания музея Вагенбург (дворец Шенбрунн, Вена) и Оружейной палаты Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», в его задачи входит определение модельного ряда актуальных форм и конструкций, выявление характерных художественных приемов, техник исполнения и декоративных мотивов рококо. Впервые предлагается рассматривать экипажи из отечественных музейных собраний в контексте создавшей их европейской каретной школы, объединяя знания зарубежных и отечественных исследователей об экипажах XVIII века. Отдельной исследовательской задачей является встраивание венских карет из Оружейной палаты Московского Кремля в единый аналоговый ряд с моделями из Вагенбурга, что позволяет расширить представление о венской каретной школе XVIII века.
Выполнен обзор основных моделей парадных экипажей в стиле рококо, созданных в венских королевских мастерских с 1720-х по 1760-е годы. Они рассматриваются с точки зрения художественной ценности экипажей, делается акцент на описании предметов, декоративных техник и приемов художественной работы. Материал разделен на группы согласно статусам экипажей: парадные официальные гала-кареты императора, кареты свиты и беговые праздничные экипажи. Образцы выстроены в хронологическом порядке, что иллюстрирует развитие каретного дела от модели большой кареты до более технически совершенных берлин. Показано, что венские кареты представляют собой шедевры декоративно-прикладного искусства, сочетая высочайший уровень мастерства создателей проектов карет (архитекторов, декораторов) и исполнителей (столяров, резчиков, позолотчиков, живописцев, ткачей, вышивальщиц, кузнецов и литейщиков).
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ
- Большинство общедоступных библиотек Санкт-Петербурга являются именными — из 211 исследуемых учреждений культуры 138 обладают названиями.
- Персонифицированный нейминг остается востребованным в библиотечном сообществе Санкт-Петербурга (50 наименований).
- В Санкт-Петербурге насчитывается 33 библиотеки с примерами топонимического нейминга.
- Концептуальный вариант наименования библиотек является одним из активно распространенных в КСОБ СПб — 55 названий.
- Библиотеки, прошедшие комплексную модернизацию чаще получают концептуальные названия.
Информатизация современного общества мотивирует руководство и сотрудников библиотек к модернизации профессиональной деятельности и применению различных стратегий позиционирования нового, актуального образа. Как следствие, библиотеки и многие другие учреждения культуры стремятся перейти от безликих номерных обозначений к стратегически обоснованному наименованию, поскольку оно является одним из важных инструментов формирования яркого бренда.
Данные явления специалисты обозначают понятием «нейминг». Удачное название библиотеки при успешном позиционировании в целом привлекает к ней новую аудиторию, может повысить эффективность работы учреждения культуры. Возрастает количество исследований истории и актуальной деятельности именных библиотек. Несмотря на большой объем тематических материалов, усиливается проблема терминологической разобщенности в исследуемой теме. В этой связи автором обосновано использование понятия «нейминг» как универсального и наиболее точного обозначения деятельности по созданию и функционированию эффективного наименования организации, продукта или услуги. Предложена авторская обобщенная классификация подходов к формированию названий общедоступных библиотек (персонифицированный, топонимический и концептуальный), которая легла в основу исследования актуальных тенденций нейминга в Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (КСОБ СПб). Персонифицированными названиями обладают библиотеки, носящие имена писателей и других значимых представителей культуры и искусства. Топонимические названия характеризуют взаимосвязь с территорией, на которой расположена библиотека. Концептуальный вариант наименования связан с отражением приоритетного направления деятельности учреждения культуры, а также с ассоциативными названиями, основу которых составляет определенный образ.
В рамках исследования был сделан вывод, что понятие «именная библиотека» все активнее употребляется специалистами в контексте топонимического и концептуального нейминга. Зафиксировано, что библиотек, имеющих названия, в КСОБ СПб больше, чем обозначенных номером, выявлено преобладание персонифицированного и концептуального нейминга, отмечена тенденция дальнейшего распространения именных библиотек.
Статья представляет интерес для библиотекарей, библиотековедов, специалистов и студентов вузов культуры.
КАФЕДРА
- Выразительность образов, символика цвета и композиционные решения в постановках традиционной китайской оперы находят своё отражение в творчестве живописцев. Этот переход в работах художников ХХ века сыграл ключевую роль в развитии и эволюции китайского театрального искусства.
- Китайская традиционная опера тесно переплетена с национальными культурными традициями, и её формирование было тесно связано с влиянием древних традиций и культурой народов.
- Концепция «У-син» (кит. 五行) – система, основанная на понятии стихий и цветов, где каждый элемент связан с определённым цветом, временем года и чувством, она играет значительную роль в китайской культуре. Символика цвета в традиционной китайской опере отражает эту концепцию и укоренена в национальных традициях и региональных эстетических стандартах.
Статья посвящена особенностям воплощения типовых образов китайской традиционной оперы в произведениях масляной живописи. Изображая актеров в их сценических амплуа, художники стремятся воссоздать то эстетическое воздействие, которое китайская опера оказывает на зрителя. Однако при этом они используют систему художественно-выразительных средств, характерных для изобразительного искусства. Цель исследования — определение особенностей воплощения типовых образов китайской традиционной оперы современными китайскими художниками. В качестве объекта выступают работы Пэн Сяохана, Ван Цицзюня, Юэ Хайтао. Несмотря на то что для типовых образов китайской традиционной оперы характерен свой набор символов и знаков, каждый автор изображает сюжеты и персонажей постановки по-своему. Некоторые из них стремятся к реалистичному изображению происходящего на сцене: фиксируют выразительные позы главного героя, запечатлевают сюжетные сцены постановки. Другие же создают собирательный образ персонажа либо отдельных частей сюжета, используя символику цвета, костюма, театрального грима. На примере картин указанных художников автор выделяет основные творческие подходы к воплощению типовых образов китайской традиционной оперы в масляной живописи. Среди них — следование иконографическим канонам китайской оперы, совмещение традиций китайского искусства с тенденциями западной живописи и др. Впервые на основе произведений современных китайских живописцев выделены разные подходы к отражению типовых образов китайской традиционной оперы в масляной живописи и определены особенности их воплощения языком изобразительного искусства, что может быть полезно для дальнейшего исследования данной области.
ORBIS LITTERARUM
- В XVIII веке календарь часто становился настольной книгой читателя, помогал владельцу структурировать свою жизнь и жизнь своей семьи, своего дома и хозяйства, выполнял функции записной книжки, индивидуального для каждой семьи домашнего справочника –в экземпляры, еще на этапе заключения в обложку или переплет, вплетали чистые листы для ведения семейных и хозяйственных записей.
- Календари включали сведения собственно календарного характера (в том числе и исчисление текущего года в разных системах – вавилонской, персидской, греческой, римской, в зависимости от важнейших мировых изобретений и событий из жизни императора Петра I), а также астрологический прогноз, прогноз погоды, календарь кровопусканий и приема лекарств на весь год, «Роспись господским и статским торжественным дням, в которые от публичных работ дается свобода» и «Краткое родословное показание ныне здравствующих и владеющих в Европе высоких государей и княжеских фамилий», небольшие статьи научно-популярного характера.
- Календари могли выходить в двух видах: как с раскрашенными гравюрами для высокопоставленных лиц и состоятельных коллекционеров, так и в более скромном оформлении, без гравюр, что могло вдохновить владельца вклеить в экземпляр свою иллюстрацию.
- Для аудитории, заинтересованной в определенной тематике, выпускались специализированные календарные издания: «Адрес-календарь» и «Придворный календарь», календари географический, исторический, экономический, дорожный, церковный и развлекательный.
Для современного пользователя календарь — это, как правило, справочная таблица, которая в последовательном порядке перечисляет все дни года с делением на месяцы и недели, с выделением особым цветом выходных и праздничных дней. Люди XVIII в. давали календарю схожие определения, однако функции его были гораздо шире: календарь становился настольной книгой, выполнял функции записной книжки, индивидуального для каждой семьи домашнего справочника — для этой цели в экземпляры, еще на этапе заключения в обложку или переплет, вплетали чистые листы для ведения семейных и хозяйственных записей. На протяжении почти всего XVIII в. исключительным правом на выпуск календарей владела Императорская академия наук в Санкт-Петербурге, а календари, наряду с другими академическими изданиями, подлежали государственному и церковному контролю, поскольку содержали текущие сведения о лицах, служащих при дворе, и о высшем российском чиновничестве. В Российской государственной библиотеке в составе фонда научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) хранится репрезентативное собрание календарей и месяцесловов XVIII в., позволяющее познакомиться с репертуаром этого вида изданий. В настоящем исследовании рассматриваются тематика и читательский адрес календарей-месяцесловов XVIII в., раскрывается содержание «Календаря или Месяцеслова на лето от Рождества Христова…», придворного, исторического, географического, экономического, дорожного, церковного, «гадательного» календарей на примере экземпляров из коллекции Музея книги.
Календарь как тип издания чутко реагировал на изменения, которые происходили в обществе и в книжном деле в разные исторические периоды, старался зафиксировать информацию, которая казалась важной современникам, помогал владельцам структурировать свою жизнь и жизнь своей семьи, своего дома и хозяйства. Календари имели своих читателей и почитателей. Именно в календаре встречается информация, не прошедшая проверку временем, но так необходимая для восстановления истории повседневности той или иной эпохи.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
- Одна из актуальных тенденций культуры - поиск сакральных мест, мест силы для реализации различных духовных практик.
- Сакрализация пространства происходит в ритуальных действах. Спонтанная иеротипия реализуется в творческом акте поиска доказательств "необычности" выбранного места.
- Аркаим (одно из обнаруженных на территории Южного Урала поселений бронзового века) был наделен статусом сакрального места для представителей различных культур, религий, этносов.
Рассматривается явление спонтанной иеротопии как процесса стихийной сакрализации мест, обладающих, по представлениям участников этой деятельности, сверхъестественными свойствами. Его развитие обусловлено, с одной стороны, действием укорененного в культурном сознании образа священного, с другой — современными социокультурными проблемами, по отношению к которым спонтанная иеротопия выступает как компенсирующий фактор. Это явление обладает недостаточно отрефлексированным позитивным потенциалом, воплощающимся в совокупности жизненно важных функций. Поэтому целью данной работы выступает анализ особенностей спонтанной иеротопии, эксплицирующей реальные потребности участвующих в этой деятельности субъектов, которые действуют вне установок институциональных систем, в том числе конфессиональных. Поэтому их культуротворчество характеризуется эклектичностью и бриколажным способом создания сакральных артефактов, что типично для спонтанного мифотворчества в целом.
Самостоятельность и неподконтрольность этого явления общепринятым институциональным системам порождает резко критичную реакцию со стороны светских (научных) и религиозных (традиционных конфессиональных) инстанций. Анализ показывает недостаточную объективность такой критики: претензии к ненаучности спонтанной иеротопии неосновательны в силу того, что она фундируется на мифологическом воображении; несоответствие каноническим установкам есть не- устранимое следствие личностно-творческого ситуативного конструирования сакральных объектов.
Конкретизация особенностей спонтанной иеротопии, произведенная на примере археологического памятника Аркаим, позволила предметно выявить основные закономерности процесса стихийной сакрализации, установить насущность отраженных в ней проблем. Проанализированы специфичные черты формирования сакрализуемых локусов. Охарактеризована особая атмосфера толерантности, миролюбия и позитивного взаимодействия, присущая подобным местам в силу совокупности их субъективных и объективных свойств.
Информация для авторов и рецензентов
Новости
2024-01-29
Подводим итоги года с журналом «Обсерватория культуры»
Опубликован на сайте и доступен в редакции шестой выпуск двадцатого тома журнала «Обсерватория культуры». Завершение года ознаменовано приятной новостью — журнал сохранил свою позицию в первой категории Перечня ВАК, за что мы благодарим всех экспертов, принимавших участие в оценке журналов и высоко оценивших труд редакции и авторов журнала по сохранению высокой планки качества научных публикаций.
2021-12-27
Библиотечная специальность вошла в Номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени
Новый приказ Министерства науки и высшего образования РФ дополняет номенклатуру специальностью «5.10.4. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»: она включена в область науки «5. Социальные и гуманитарные науки», в группу научных специальностей «5.10. Искусствоведение и культурология».
2021-07-09
Авторам: Изменение формы договора
Российская государственная библиотека (РГБ) обновила формы юридических документов, регламентирующих передачу авторских прав на публикацию авторских произведений (статей) в периодических изданиях РГБ (Приказ от 23.04.2021 г. № 197).
Подробнее об условиях заключения договора читайте в «Предложении делать оферты», опубликованном на сайте журнала.
Если Вы уже направили в редакцию оригинал акцепта по действовавшей ранее оферте, переоформлять документы не требуется. На новые статьи документы оформляются по новой форме.
Ещё новости... |
ISSN 2588-0047 (Online)