Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 21, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1

КОНТЕКСТ 

4-15 98
Реферат

В статье прослежена эволюция взглядов выдающегося культуролога, документолога и библиотековеда Аркадия Васильевича Соколова (10.02.1934—16.11.2023) на интегральную науку, обобщающую многие родственные дисциплины. Сначала он отводил эту роль информатике, затем библиофутурологии, возлагая надежду на то, что в будущем российской книжности восторжествует «библиотечный гуманизм» — главный стержень и целевая установка всего научного творчества А.В. Соколова. В 2019 г. он поднялся на новый уровень абстракции, заключив, что теоретическим обобщением выведенных из понятия ноосферы понятий библиосферы и документосферы является библиософия. К 2020 г. А.В. Соколов начал исследовать явление библиотечной постсовременности. Все это делалось им для того, чтобы на фундаментальном общетеоретическом уровне обосновать понятие гуманистической книжной культуры, противостоящей культуре цифровой. А.В. Соколов отстаивал концепцию, что библиотека — это гуманистический оплот нации, а цифровизация (информатизация, автоматизация) — вспомогательное средство для укрепления книжной культуры как базисной ценности культуры.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

  • Авторы фильмов о Кавказе активно используют клише как способ художественной репрезентации традиционного общества.
  • Методы пропаганды отличаются от методов массовой культуры, поскольку изначально несут в себе убеждение, вводящее в заблуждение, и подразумевают необходимость наличия политического института или иной инициативы.
  • Китч активно используется в различных культурных практиках, а также является едва ли не главным смысловым элементом культурной политики.
  • Методы визуальной антропологии в рамках документального кино расширяют возможность исследования культуры и позволяют понять, как сама культура представляет себя.
16-27 77
Реферат

Неоднородность и многообразие культуры Северного Кавказа, вновь открывшиеся в последние годы в связи с выросшим спросом на внутренний туризм, неизбежно привлекают внимание журналистов, режиссеров и исследователей. Актуальность проблематики подтверждается выходом разнообразного аудиовизуального контента, посвященного социокультурным особенностям жизни на Кавказе. Документальные материалы о регионе в различных жанрах — от репортажа до большого документального кино — выходят регулярно и вызывают противоречивые зрительские отклики. Новизна исследования состоит в составлении перечня художественных выразительных средств аудиовизуальных произведений, которые способствуют созданию определенного образа жителей региона и особенностей их социокультурной жизни. Автор анализирует современные документальные материалы о роли и положении женщин в культуре народов Северного Кавказа, опубликованные в Интернете или вышедшие на большой экран за 2015—2021 годы. Художественный анализ картин позволил определить основные выразительные средства, которые используют авторы аудиовизуальных произведений. Среди них можно выделить визуальную метафору, лейтмотив, клише, монтаж, присутствие автора и закадрового текста, интервью, аудиосопровождение. Данные художественные средства не являются характерными чертами одного вида кино, но выступают инструментами аудиовизуального повествования и встречаются в картинах в разных пропорциях. Был проведен сравнительный анализ фильмов, который помог систематизировать материал и определить, что данные документальные картины о регионе существуют в таких художественных категориях, как китч, пропаганда и визуальная антропология. Это оказывает непосредственное влияние на зрительское восприятие документального материала и порождает множество интерпретаций как внутри региона, так и за его пределами.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 

28-36 67
Реферат

Снежные пейзажи, обладающие уникальной эстетической ценностью, являются одним из важнейших сюжетов в китайской живописи. Благодаря чистоте, элегантности, безмятежности, простоте и холодному очарованию, снежные сцены находились в центре внимания художников и ученых издавна. Художественные особенности и культурный подтекст китайских снежных картин привлекли внимание как китайских, так и российских ученых. Однако типологического исследования снежного пейзажа среди изученных работ не выявлено. В связи с этим авторы считают необходимым актуализировать данную тему. В статье приведены исторические сведения об исследовании снежного пейзажа, и об обращениях мастеров живописи Китая к этой теме. Предложена классификация снежной живописи в зависимости от сезонов, географических регионов Китая, атмосферных явлений, тематики. Авторы предлагают свое определение понятия «китайский снежный пейзаж» и авторскую классификацию содержания снежных картин. В работе применяется типологический подход к анализу «снежных» сцен, рассматривается развитие традиционных китайских эстетических контекстов от древних художественных кодов до современных теорий. Приведены выдающиеся образцы снежного пейзажа. Снежная живопись — важное средство китайского культурного наследия, которое демонстрирует разнообразие и богатство китайской культуры. Приведенный обзор живописи снежных сцен Китая как явления в творчестве китайских художников может стать основой для последующих углубленных исследований.

37-45 50
Реферат

Отечественное альтовое искусство — явление многогранное, развивающееся по своей индивидуальной траектории, демонстрирующее выдающиеся достижения, которые оказали существенное влияние на мировое художественное наследие. Данный исторический путь — свидетельство безграничного таланта музыкантов, участвовавших в создании исполнительской и педагогической школы — традиции, бережно сохраняемой в настоящее время. Музыкально-исторический и источниковедческий ракурсы исследования оказались наиболее верными для изучения творчества И.А. Вейкмана и В.Р. Бакалейникова, внесших заметный вклад в формирование художественного облика инструмента, его становления в сольном и ансамблевом репертуаре русских и зарубежных композиторов. Наиболее значительными здесь можно считать оригинальные произведения, являющиеся свидетельством возрастающего интереса авторов к техническим и тембровым характеристикам альта, переосмысления его роли в пространстве отечественного музыкального искусства.

В центре внимания — персоналии, коллективы, исполнители, собственные сочинения альтистов, раскрывающие малоизвестные грани их деятельности, в том числе пьесы для струнных инструментов И.А. Вейкмана, изданные в Германии, демонстрирующие незаурядное композиторское мастерство и мелодическое дарование альтиста. Большой интерес может вызывать и вокальная музыка В.Р. Бакалейникова, которая создавалась для известных в начале XX в. эстрадных певцов — Н.В. Плевицкой, М.А. Каринской и др. В статье приводятся редкие на сегодняшний день мемуарные источники, вышедшие за рубежом, и большой объем иллюстративного материала, взятого из фондов Российской государственной библиотеки. Творчество И.А. Вейкмана и В.Р. Бакалейникова при всем своем разнообразии шло по пути формирования национальной традиции, в которой альт занял почетное место, как инструмент с большими техническими и звуковыми возможностями. Предпринятое исследование обобщает разрозненные сведения о жизни и творчестве известных альтистов и создает предпосылки для их дальнейшего изучения.

НАСЛЕДИЕ 

  • Актуальности сибирской неоархаики как художественного течения обосновано желанием найти истинные истоки творческого потенциала человечества.
  • Создание новых форм в искусстве сопровождается трансцендентным процессом трансформации архаичных образов в современные концепции и рождает новые актуальные формы искусства.
  • Отражение скифо-сибирский звериного стиля в искусстве сопровождает историю искусства с тех пор, как появились первые свидетельства существования скифов. Одним из первых в своем творчестве к искусству скифов обратился художник и исследователь Н.К. Рерих.
    Основные методы художественного заимствования, которые используют мастера «неоархаисты» для создания современных форм искусства — это цитата, реминисценция и деконструкция. При этом архитектоника древнего стиля остается неизменной.
46-60 64
Реферат

В статье рассматривается сибирская неоархаика как направление современного искусства, зародившееся в начале ХХ века. Цель исследования — проследить этапы становления сибирской неоархаики как стиля от возникновения до сегодняшнего дня, выявить художников, работавших в рамках этого направления с использованием образов скифо-сибирского звериного стиля. Важными исследовательскими задачами являются ответ на вопрос о причинах появления мотивов скифского искусства в работах современных художников и анализ способов художественных заимствований в различных видах искусства. Актуальность работы заключается в том, что современный социум (и искусство) находится в процессе поиска самоидентичности и обращение к древним традициям и культурам — один из самых доступных инструментов на этом пути.

На основе сравнительного метода и визуального анализа ряда произведений, включающих образы скифского звериного стиля, автором были выявлены художники, которые являются яркими представителями сибирской неоархаики и с 1960-х гг. до настоящего времени внесли значимый вклад в историю искусства. Анализу предшествовал этап изучения автобиографий живописцев и интервьюирования некоторых ныне живущих мастеров, позволяющий сделать вывод о причинах их обращения к столь узкой теме внутри широкого направления сибирской неоархаики, а также выявить факторы, определяющие формирование авторского стиля. В хронологическом порядке проанализированы работы десяти художников, проведены однозначные визуальные параллели с конкретными памятниками скифского искусства, обозначены методы художественного заимствования и приемы. Выполнен обзор, который можно считать первым практическим шагом на пути определения круга мастеров, фактически создавших данное направление. Выявлены стилистические черты сибирской неоархаики, формирующие предпосылки для складывания методологической базы изучения произведений данного стиля, перспективного направления искусствоведческих исследований.

61-75 53
Реферат

Статья посвящена исследованию рукописной книги середины XVII в., хранящейся в собрании Е.Е. Егорова в отделе рукописей Российской государственной библиотеки и содержащей текст славянского перевода «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Этот список, оставшийся неучтенным в отечественной историографии памятника, сопровождается дополнительными статьями, одна из которых, восходящая к «Сказанию о князьях Владимирских», остававшаяся до сих пор неизвестной, вводится в научный оборот. Владельцем книги, судя по записи на ее полях, был князь Дмитрий Васильевич Ромодановский, сосланный в 1660 г. в Соловецкий монастырь.

На основании обзора рукописей, принадлежавших семье Д.В. Ромодановского, и сопоставления с одной из них, написанной им самим, доказывается изготовление князем и исследуемой егоровской рукописи. Предполагается, что она была написана Д.В. Ромодановским еще в домашних условиях, до ссылки в Соловецкий монастырь. Удалось прочитать в ультрафиолетовых лучах стертую запись на защитном листе, которая свидетельствует о факте выставления рукописи в XVII в. на продажу. Предпринята попытка найти антиграф дополнительных статей книги, в частности, в библиотеках Соловецкого монастыря и Ромодановских. Делается вывод о необходимости введения исследуемой рукописи в широкий научный оборот в качестве важного исторического источника.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 

  • Статья посвящена анализу постановочного стиля хореографа Вячеслава Самодурова в период его работы с труппой УралОпераБалет.
  • В постановках Самодуров обращается к классическим сюжетам, но дает им новое прочтение, обновляет музыкальную основу и хореографический язык.
  • Для спектаклей Самодурова характерны сквозное драматургическое развитие, полифоничность хореографического текста, тяготение к абстрактным формам.
  • В балетах Самодурова прослеживается эволюция от ироничности и гротеска к усилению эмоционально-чувственного начала.
  • По мнению автора, в последних работах Самодуров тяготеет к условно-символическому воплощению тем и сюжетов.
76-85 66
Реферат

Вячеслав Владимирович Самодуров является одним из ярких хореографов-постановщиков в современном российском балете. Несмотря на то что в настоящее время В.В. Самодуров является свободным художником, вступившим в новый этап своей творческой биографии, важной вехой на пути мастера является его постановочная деятельность, осуществленная в 2011—2023 гг., в период его работы в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета («Урал Опера Балет»). Постановки екатеринбургского периода позволяют сделать вывод о чертах стиля В.В. Самодурова, которые определяют творческий облик мастера. Вместе с тем до настоящего времени его творчество периода работы с труппой «Урал Опера Балет» не подвергалось комплексному искусствоведческому анализу. Данный факт выявляет актуальность темы статьи.

Цель исследования заключается в выявлении характерных для постановочного почерка В.В. Самодурова черт, проявившихся в период его деятельности на посту хореографа труппы «Урал Опера Балет». Новизна статьи заключается в том, что впервые в исследовании научного характера обобщены и систематизированы черты постановочного стиля В.В. Самодурова. На основе проведенного компаративного анализа его постановок, осуществленных в екатеринбургский период творческой биографии мастера, были сделаны обобщения, свидетельствующие о сочетании в постановочном стиле мастера традиционных и индивидуальных новаторских черт, определяющих творческий облик хореографа.

КАФЕДРА 

86-94 57
Реферат

Статья посвящена теме художественного воплощения древнееврейской легенды о диббуке на современной оперной сцене. Предания о неприкаянной душе грешника, «застрявшей» между двумя мирами — миром живых и миром мертвых, нашли отражение в творчестве известных еврейских писателей рубежа XIX—XX веков. Первое яркое преломление в драматургии они получили в пьесе «Меж двух миров (Дибук)» (1915) выдающегося фольклориста и этнографа Семена Акимовича Ан-ского. История о диббуке, услышанная Ан-ским во время фольклорных экспедиций по Волыни и Подолии, переосмысливается драматургом, обрастает сложными литературными и философскими коннотациями. Драматическая пьеса буквально пропитана музыкой: песнями, танцами, молитвами и хасидскими напевами, один из которых — «Мипней ма» в жанре нигун — становится лейтмотивом произведения. Шедевр Ан-ского, отразивший специфику бытовой, культурной и религиозной жизни хасидской общины начала XX в., породил целый ряд музыкально-театральных сочинений — более десяти за последнее столетие (оперы Л. Рокки, Д. Тамкина, балет Л. Бернстайна и др.). В статье рассматривается мультимедийная камерная опера «Диббук. Между двумя мирами» (2007) израильско-американского композитора Офера Бен-Амотца сквозь призму диалога с первоисточником. Ранее музыкальное творчество Бен-Амотца в отечественном искусствоведении не изучалось, что предопределило новизну избранной темы. Музыкант по-своему интерпретирует основные идеи драматической пьесы Ан-ского, представляя образ диббука как аллегорию пограничного существования между двумя мирами, обращается к традиционной музыкальной культуре иудаизма (проводит напев «Мипней ма» в качестве лейтмотива оперы, выносит на первый план тембры скрипки и кларнета, использует особые приемы звукоизвлечения на этих инструментах, ассоциирующиеся с музицированием в клезмерских капеллах, стилизует фольклор еврейских местечек).

ORBIS LITTERARUM 

96-101 63
Реферат

Статья посвящена актуальным проблемам теории книги, созданной и во многом практически реализованной В.А. Фаворским и его единомышленниками в 1930—1950-е годы. Данная теория опиралась на принцип восприятия книги как синтетического искусства, который подтверждается традицией рукописных книг, актуальных и для эпохи книгопечатания. Основным противоречием, с которым приходится сталкиваться тем, кто во многом следует наработкам В.А. Фаворского, остается соотношение эстетической концепции книги с ее литературным содержанием. С этой проблемой связано немало темных мест в теории В.А. Фаворского. Анализируются разные подходы к этой проблеме, характерной для такого сложного, синтетического произведения, как книга, в том числе вопросы, связанные с психологией творчества, с глубоким изучением литературного материала при работе над книгой. Рассматривается неоднозначный опыт В.А. Фаворского, связанный с погружением в материал книги, с изучением культурного контекста произведения. В статье освещается также важная для В.А. Фаворского проблема восприятия литературного текста в связи с идеологией и историческим контекстом различных эпох.

Теоретическое наследие В.А. Фаворского не теряет актуальности в наше время, когда искусство книги испытывает необходимость в пионерных подходах, связанных с электронными изданиями разных типов, в том числе на основе принципа «эстафеты искусств», разработанного режиссером и теоретиком искусства С.В. Образцовым. С учетом современного состояния книгоиздания и его перспектив, предлагается обновленное обращение к наследию В.А. Фаворского, которое решало бы задачу создания книг на высоком художественном уровне принимая во внимание просветительскую и информативную функции книги, без противоречий с литературным содержанием произведения.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН 

  • Бальная культура имеет прочную традицию в российском обществе. Она восходит к петровским временам, продолжена передовой частью дворянства. Феномен бальной традиции реализует важные функции культуры, активизирует процесс эстетического и этического воспитания личности.
  • Реконструкторы и участники исторических танцевальных программ заинтересованы в сохранении мифологемного свойства бальной традиции.  На основе представлений о прошлом сегодня адаптируются лучшие образцы бальной культуры к современным практикам. В целом это оказывает благотворное влияние на создание привлекательных эстетических программ и бальных символов.
  • Грибоедовские бальные программы исторического танца дополняют палитру балов, соответствуют стилистике дворянской эпохи и светских салонов.
102-111 80
Реферат

В статье рассматривается бальная танцевальная практика, свойственная культуре русского общества начала XVIII — XIX века. Бальная традиция представляет собой «полифункциональный социокультурный феномен», реализующий важные функции культуры, активизирующий процесс эстетического и этического воспитания личности, вовлеченной в исторические бальные события. Историческая бальная культура — одна из форм социокультурной практики дворянства, участвовавшего в танцевальных торжествах согласно установленному бальному конструкту, имеющему церемониальную форму и свою эстетическую стилистику. Одним из основных побудительных мотивов увлечения балами было стремление части образованного дворянства к собственной социализации внутри сословия. Период расцвета бальной танцевальной традиции пришелся на вторую половину XVIII — первую половину XIX века. После проведения императорского придворного бала в 1904 г. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга традиция данного вида торжеств была прервана. В 1980-х — начале 1990-х гг. усилиями энтузиастов-реконструкторов бальные танцевальные программы начали возрождаться. В современной России сложился институт клубов исторических бальных танцев, постепенно формируется институциональная среда субъектов, занятых изучением и пропагандой бальных исторических традиций.

Для бальной культуры характерен целый спектр развивающих функций, способствующих формированию социально адаптированной личности. Автор предлагает дополнить коммуникативно-маркетинговую группу функций, свойственную возрождающимся историческим бальным традициям, функцией социальной мифологизации. В доказательство данного тезиса определяются свойства бальной культуры как социального мифа, который обладает рациональностью (сознательностью), концептуальной разработанностью (церемониальностью), эстетической направленностью, наличием интенции, коммуникационной, презентационной или маркетинговой целями у вовлеченных в нее групп людей.

Символический опыт реконструкторов по воссозданию исторических танцев носит во многом мифологемный характер, привлекательный для части современной молодежи и взрослого населения. Увлеченные под руководством опытных хореографов бальной культурой, они создают запоминающиеся эстетические бальные символы, вовлекая в данный процесс меценатов и своих сторонников. Грибоедовские бальные программы исторического танца являются частью рассматриваемой в статье институциональной среды, соответствуют стилистике дворянской эпохи, имеют церемониально-развлекательный контекст и способствуют популяризации культурного наследия великого русского драматурга и дипломата А.С. Грибоедова.

Информация для авторов и рецензентов 



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)