Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Динамика обеспеченности населения России культурными благами (2000—2019)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-4-21

Полный текст:

Реферат

Исследование посвящено изучению динамики обеспеченности населения России культурными благами с точки зрения основных функциональных видов в период 2000—2019 гг. и разработке предложений по преодолению сложившихся диспророрций. Задачами исследования являлись определение состава показателей, характеризующих обеспеченность населения условиями и услугами в сфере культуры; формирование базы данных по пяти функциональным видам за период 2000—2019 гг.; выбор методов анализа, а также анализ динамики обеспеченности населения России культурными благами; оценка позитивных эффектов и негативных последствий оптимизации сети учреждений культуры.

С этой целью проанализированы статистические данные Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры России, изучены законодательные акты, регламентирующие государственные гарантии обеспечения населения культурными благами. По каждому функциональному виду (театры, концертные организации и самостоятельные коллективы, музеи, библиотеки, культурно-досуговые учреждения) отобраны показатели, характеризующие условия и услуги в сфере культуры, которые сопоставлялись с показателями посещаемости и востребованности услуг населением. В работе применена индикативная модель с использованием методов горизонтального (временного), вертикального (структурного) сравнительного анализа. Выявлено, что, во-первых, динамика обеспеченности населения России культурными благами в указанный период носила неравномерный характер по функциональным видам; во-вторых, меры по повышению эффективности бюджетных расходов в сфере культуры привели к отдельным позитивным сдвигам в условиях обеспеченности. Вместе с тем появились диспропорции в виде снижения обеспеченности населения культурными благами и уменьшения возможностей участия в культурной жизни из-за необоснованной оптимизации сети библиотек и культурно-досуговых учреждений. В результате исследования делается вывод, что выявленные негативные тенденции могут быть нивелированы за счет создания новых центров культурного развития, активного внедрения мобильных форм культурного обслуживания и инклюзивных форм работы с людьми с особыми потребностями, современных цифровых технологий, развития культурно-образовательного туризма, волонтерства.

Об авторах

Татьяна Всеволодовна Абанкина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Институт управления государственными ресурсами,
директор

Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия

кандидат экономических наук, профессор

ORCID 0000-0003-0696-1809; SPIN 8007-7206



Галина Михайловна Ксынкина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Центр управления государственными и муниципальными финансами,
ведущий эксперт

Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия

кандидат экономических наук

ORCID 0000-0002-3127-8828; SPIN 8168-2317



Елена Александровна Николаенко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Центр государственного сектора экономики,
научный сотрудник

Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия

ORCID 0000-0002-4849-7373; SPIN 6090-8954



Список литературы

1. Культура и устойчивое развитие // ЮНЕСКО : офиц. сайт. URL: https://ru.unesco.org/themes/kultura-i-ustoychivoe-razvitie (дата обращения: 09.04.2020).

2. Хосаграхар Дж. Вклад культуры в достижение Целей Устойчивого Развития // Курьер ЮНЕСКО. 2017. Апрель—Июнь. С. 12—14. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000248116_rus/PDF/248106rus.pdf.multi.nameddest=248116 (дата обращения: 22.04.2020).

3. Никонорова Е.В. Культура и устойчивое развитие: основания взаимовлияния и контуры интеграции // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 644—651. Doi: 10.25281/2072-3156-2016-13-6-644-651.

4. UNESCO Culture for Development Indicators (CDIS) // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/creativity/activities/cdis (дата обращения: 22.04.2020).

5. Guide to Eurostat Culture Statistics. 2018 Edition : Manuals and Guidelines. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2018. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/9433072/KS-GQ-18-011-EN-N.pdf/72981708-edb7-4007-a298-8b5d9d5a61b5 (дата обращения: 22.04.2020).

6. Final Consumption Expenditure of Households // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=SNA_TABLE5# (дата обращения: 22.04.2020).

7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.

8. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // ООН : офиц. сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 22.04.2020).

9. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

10. Мальшина Н.А. Услуги культуры — основные классификации // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 3. С. 42—55.

11. Тросби Д. Экономика и культура. Москва : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. 256 с.

12. Рубинштейн А.Я. Опекаемые блага в сфере культуры: признаки и последствия «болезни цен». Москва : Институт экономики РАН, 2012. 78 с.

13. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы : учебное пособие. Москва : ГУ ВШЭ, 2003. 367 с.

14. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Москва : Аспект-Пресс, 1996. 319 с.

15. Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? Москва : Институт экономики РАН, 2012. 60 с.

16. Абанкина Т.В. Экосистема культуры: конвергенция моделей финансирования // Общественные науки и современность. 2015. № 5. С. 48—60.

17. Горушкина С.Н. Как определяли обеспеченность населенных пунктов учреждениями культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2016. № 11. С. 40—50.

18. Астафьева О.Н., Горушкина С.Н. Теоретическая концептуализация и практическая деятельность государства в вопросе обеспеченности населения услугами библиотек // Библиотековедение. 2017. Т. 66. № 4. С. 367–377. doi: 10.25281/0869-608X-2017-66-4-367-377.

19. АИС «Статистическая отчетность отрасли» ГИВЦ Минкультуры России. URL: https://stat.mkrf.ru/ (дата обращения: 22.04.2019).

20. Barinov S., Abankina T. Atlas of Russian Regions. People Supply with Cultural Goods (May 14, 2020) // XXI April International Academic Conference on Economic and Social Development. doi: 10.2139/ssrn.3600969.

21. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 22. Ст. 2180.

22. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 6. Ст. 542.


Для цитирования:


Абанкина Т.В., Ксынкина Г.М., Николаенко Е.А. Динамика обеспеченности населения России культурными благами (2000—2019). Обсерватория культуры. 2021;18(1):4-21. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-4-21

For citation:


Abankina T.V., Ksynkina G.M., Nikolayenko E.A. Dynamics of the Cultural Benefits Provision to the Russian Population (2000—2019). Observatory of Culture. 2021;18(1):4-21. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-4-21

Просмотров: 47


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)