Динамика обеспеченности населения России культурными благами (2000—2019)
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-4-21
Реферат
Исследование посвящено изучению динамики обеспеченности населения России культурными благами с точки зрения основных функциональных видов в период 2000—2019 гг. и разработке предложений по преодолению сложившихся диспророрций. Задачами исследования являлись определение состава показателей, характеризующих обеспеченность населения условиями и услугами в сфере культуры; формирование базы данных по пяти функциональным видам за период 2000—2019 гг.; выбор методов анализа, а также анализ динамики обеспеченности населения России культурными благами; оценка позитивных эффектов и негативных последствий оптимизации сети учреждений культуры.
С этой целью проанализированы статистические данные Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры России, изучены законодательные акты, регламентирующие государственные гарантии обеспечения населения культурными благами. По каждому функциональному виду (театры, концертные организации и самостоятельные коллективы, музеи, библиотеки, культурно-досуговые учреждения) отобраны показатели, характеризующие условия и услуги в сфере культуры, которые сопоставлялись с показателями посещаемости и востребованности услуг населением. В работе применена индикативная модель с использованием методов горизонтального (временного), вертикального (структурного) сравнительного анализа. Выявлено, что, во-первых, динамика обеспеченности населения России культурными благами в указанный период носила неравномерный характер по функциональным видам; во-вторых, меры по повышению эффективности бюджетных расходов в сфере культуры привели к отдельным позитивным сдвигам в условиях обеспеченности. Вместе с тем появились диспропорции в виде снижения обеспеченности населения культурными благами и уменьшения возможностей участия в культурной жизни из-за необоснованной оптимизации сети библиотек и культурно-досуговых учреждений. В результате исследования делается вывод, что выявленные негативные тенденции могут быть нивелированы за счет создания новых центров культурного развития, активного внедрения мобильных форм культурного обслуживания и инклюзивных форм работы с людьми с особыми потребностями, современных цифровых технологий, развития культурно-образовательного туризма, волонтерства.
Об авторах
Татьяна Всеволодовна АбанкинаРоссия
Институт управления государственными ресурсами,
директор
Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия
кандидат экономических наук, профессор
ORCID 0000-0003-0696-1809; SPIN 8007-7206
Галина Михайловна Ксынкина
Россия
Центр управления государственными и муниципальными финансами,
ведущий эксперт
Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия
кандидат экономических наук
ORCID 0000-0002-3127-8828; SPIN 8168-2317
Елена Александровна Николаенко
Россия
Центр государственного сектора экономики,
научный сотрудник
Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000, Россия
ORCID 0000-0002-4849-7373; SPIN 6090-8954
Список литературы
1. Культура и устойчивое развитие // ЮНЕСКО : офиц. сайт. URL: https://ru.unesco.org/themes/kultura-i-ustoychivoe-razvitie (дата обращения: 09.04.2020).
2. Хосаграхар Дж. Вклад культуры в достижение Целей Устойчивого Развития // Курьер ЮНЕСКО. 2017. Апрель—Июнь. С. 12—14. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000248116_rus/PDF/248106rus.pdf.multi.nameddest=248116 (дата обращения: 22.04.2020).
3. Никонорова Е.В. Культура и устойчивое развитие: основания взаимовлияния и контуры интеграции // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 644—651. Doi: 10.25281/2072-3156-2016-13-6-644-651.
4. UNESCO Culture for Development Indicators (CDIS) // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/creativity/activities/cdis (дата обращения: 22.04.2020).
5. Guide to Eurostat Culture Statistics. 2018 Edition : Manuals and Guidelines. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2018. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/9433072/KS-GQ-18-011-EN-N.pdf/72981708-edb7-4007-a298-8b5d9d5a61b5 (дата обращения: 22.04.2020).
6. Final Consumption Expenditure of Households // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=SNA_TABLE5# (дата обращения: 22.04.2020).
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.
8. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // ООН : офиц. сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 22.04.2020).
9. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
10. Мальшина Н.А. Услуги культуры — основные классификации // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 3. С. 42—55.
11. Тросби Д. Экономика и культура. Москва : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. 256 с.
12. Рубинштейн А.Я. Опекаемые блага в сфере культуры: признаки и последствия «болезни цен». Москва : Институт экономики РАН, 2012. 78 с.
13. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы : учебное пособие. Москва : ГУ ВШЭ, 2003. 367 с.
14. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Москва : Аспект-Пресс, 1996. 319 с.
15. Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? Москва : Институт экономики РАН, 2012. 60 с.
16. Абанкина Т.В. Экосистема культуры: конвергенция моделей финансирования // Общественные науки и современность. 2015. № 5. С. 48—60.
17. Горушкина С.Н. Как определяли обеспеченность населенных пунктов учреждениями культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2016. № 11. С. 40—50.
18. Астафьева О.Н., Горушкина С.Н. Теоретическая концептуализация и практическая деятельность государства в вопросе обеспеченности населения услугами библиотек // Библиотековедение. 2017. Т. 66. № 4. С. 367–377. doi: 10.25281/0869-608X-2017-66-4-367-377.
19. АИС «Статистическая отчетность отрасли» ГИВЦ Минкультуры России. URL: https://stat.mkrf.ru/ (дата обращения: 22.04.2019).
20. Barinov S., Abankina T. Atlas of Russian Regions. People Supply with Cultural Goods (May 14, 2020) // XXI April International Academic Conference on Economic and Social Development. doi: 10.2139/ssrn.3600969.
21. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 22. Ст. 2180.
22. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 6. Ст. 542.
Рецензия
Для цитирования:
Абанкина Т.В., Ксынкина Г.М., Николаенко Е.А. Динамика обеспеченности населения России культурными благами (2000—2019). Обсерватория культуры. 2021;18(1):4-21. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-4-21
For citation:
Abankina T.V., Ksynkina G.M., Nikolayenko E.A. Dynamics of the Cultural Benefits Provision to the Russian Population (2000—2019). Observatory of Culture. 2021;18(1):4-21. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-4-21