Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 18, № 6 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6

КОНТЕКСТ 

  • Что такое новая гуманистика?
  • Возможен ли новый ренессанс гуманитарных наук?
  • Сможет ли человек обуздать алгоритмы и что день грядущий нам готовит?
  • Найдут ли современные «физики» и «лирики» консенсус?
564-573 9
Реферат

Статья посвящена современным проблемам гуманистики. Суть гуманистики (термин введен современным философом, культурологом и лингвистом М. Эпштейном) осмысливается как совокупность гуманитарных наук, достроенных гуманитарными технологиями и гуманитарным изобретательством. Рассматривается вопрос о важности слома тренда на тотальный техницизм в ущерб человеческому в человеке, который связан с наступлением современных технологий по разработке искусственного интеллекта. Высказывается мысль о важности возрождения востребованности человеческого в человеке, так как бесконтрольное развитие информационно-коммуникационных технологий, по свидетельству современных исследователей-гуманитариев (Ю. Харари), может привести к пессимистическому сценарию эволюции человечества вплоть до его исчезновения. Акцентируется важность паритетного развития естественного и искусственного в современном обществе. Обращается внимание на необходимость возрождения значимости таких гуманитарных наук, как культурология, эстетика, и стимулирования развития новых гуманитарных областей. Особое место сегодня должно занимать обновление понимания важности социокультурных и художественных практик с точки зрения как обогащения духовного производства, так и выработки навыков освоения и осмысления широкими аудиториями их смыслов для создания необходимых условий по формированию сложного, многомерного человека. В статье представлены истоки дискуссии «физиков и лириков». Продемонстрированы различные позиции исследователей по вопросам пассивности и активности гуманитариев для объяснения нынешнего положения гуманистики. Отмечается парадоксальное несоответствие установок на прагматизм, технологические инновации и развитие креативного класса, сутью которых является тесная коллаборация с творческими профессиями. На примере лидеров инновационных информационных индустрий (С. Джобса, Б. Гейтса, М. Цукерберга и др.) показана их тесная связь с гуманитарными знаниями и ценностями. Приведены и проанализированы примеры гуманитарных технологий и изобретений, которые признаны мировым сообществом и продолжают быть востребованными до настоящего времени, хотя создавались в разные культурно-исторические эпохи и в разных странах. Уделяется внимание социокультурным изобретениям в области педагогики, особенно художественной.

574-585 10
Реферат

Статья посвящена исследованию процесса формирования конкурирующих дискурсов разными субъектами культурной политики, выявляющему глубинные расхождения в стратегиях их взаимодействия и потребность в освоении новых моделей. Отмечается многосубьектность культурной политики и децентрализация системы управления сферой культуры, значимость научно-аналитических обоснований и конвенциональных принципов, обеспечивающих скоординируемую схематизацию действий в условиях усложняющейся и динамично трансформирующейся реальности. Этим обусловлено повышение значимости роли экспертно-научного сообщества культурологов, обеспечивающего концептуальную категоризацию и перевод перцептивных и эмпирических данных на логико-понятийный уровень на основе современных методологических принципов исследования, а также интерпретацию, неразрывно присутствующую при развертывании смыслов и восприятии институциональных и повседневных событий. Такое обоснование является актуальным и востребованным в ситуации открытости и перманентной незавершенности культурно-цивилизационных изменений, множественности культур и социокультурного разнообразия, поскольку оно направлено на согласование концептуальных констант и ценностных ориентиров, дискурсивно транслируемых разными субъектами культурной политики. Выявляя амбивалентность дискурсов, ориентирующих как на развитие и модернизацию, так и ревитализацию архаики, на мифологизацию, автор говорит об удержании ценностно-смыслового ядра и целостности культуры, допускающей альтернативность практик конструирования, способствующей преодолению факторов информационного давления и снижению рисков цифрового кодирования общественного сознания.

Впервые предложена систематизация факторов, сопровождающих процесс принятия управленческих решений, влияющих на состояние культуры в обществе. Критическое и рефлексивное мышление культурологов обеспечивает высокий уровень экспертизы и концептуализацию дискурсов культурной политики. Ставится вопрос о расширяющихся перспективах включения дискурсов разных субъектов культурной политики в цифровую среду и пространство массмедиа.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

  • Загадка виртуального импринтинга и суггестии в практике сетевых коммуникаций человека: современная картина.
  • Проблема современного образования — могут ли Hi-tech устройства и Web/net ресурсы в цифровых каналах коммуникаций заменить традиционный подход в воспитании детей?
  • Является ли интернет культурным капиталом социума и насколько преодолимы риски его сохранения при отсутствии электроэнергии?
586-595 8
Реферат

Продолжают оставаться актуальными направления, связанные с развитием цифровых технологий, их влиянием на социально-гуманитарную сферу. Появление цифровых сетей не только ведет к расширению социальных связей, но и формирует тенденцию превращения цифровых сетей в дополненную реальность, которая вытесняет из жизни молодых поколений мир природы. Углубление преобразований несет определенные риски, поскольку становится источником порождения киберреальности, пространства непрогнозируемых коммуникаций. Ускользает от внимания, что техносети, создаваемые изначально для трансляции формализованных информационных потоков, начинают осваиваться человеком для нового вида ресурсов как пространство межсубъектной коммуникации. В результате отсутствия необходимого культурного поля складывается качественно иное, суррогатное взаимодействие. В этих условиях реализуются наиболее простые модели общения, основанные исключительно на личном психологическом опыте каждого из участников, которые скрываются в цифровом мире от сложностей реальной жизни. Для современного человека сеть становится пространством призрачной открытости, зоной серьезных рисков и качественных изменений. В статье рассматривается, насколько быстро каждый член общества вовлекается в новый, цифровой формат общения и Hi-tech коммуникаций и как эта практика определяет мировосприятие человека, его познавательную активность. Необходимо прояснить, каким образом web или net пространство создало перспективы развития реального, несущего в себе природный потенциал человека, и сколь высоки психологические риски импринтинга, суггестивного подавления творческих сил в новом топосе коммуникаций. Важно также поставить вопрос разработки экспертных оценок развития сетей для человека. Возможно ли сегодняшние проблемы рассматривать как естественный этап преодоления трудностей самореализации творческого потенциала человека, или это связано с тем, что в цифровой сети человек развивается не как аутопоэтическая целостность, но как частично протезируемое в аудио- или видеоформате существо? Подобная специфическая активность накладывает ограничения на процесс познания мира человеком, на мировоззрение, влияет на его самостоятельность и поведение. Важно понять, возможна ли адекватная сложности человека человекоразмерная сеть, и насколько современная социальная среда — человеческая культура — может обогатиться сетевым потенциалом, новыми коммуникациями.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 

596-611 14
Реферат

В статье рассказывается, какие механизмы защиты от моровых поветрий применялись в Японии на протяжении веков и какие религиозные, социальные и индивидуальные практики считались действенными в борьбе с эпидемиями. Обращение к общекультурным и религиозным истокам отношения японцев к эпидемиям имеет особую значимость в наши дни. В связи с пандемией коронавируса в обществе оживляется память о старых испытаниях и методах борьбы с ними, а также актуализируются традиционные, вплоть до архаических, ритуалы и суеверия. Наряду с очевидными гигиеническими мерами, восходящими к синтоистским ритуалам очищения, исторически спектр действий (как властей, так и на индивидуальном или семейном уровнях) по поводу массовых заболеваний колебался в Японии от обрядов задабривания духов болезней до церемоний по их изгнанию.

Основным материалом, помимо исторических письменных источников, служат визуальные артефакты, преимущественно низовой народной культуры: гравюры на мифологические сюжеты, листовки с агитацией за вакцинацию, амулеты и обереги, включая апотропеические детские игрушки. Выбраны материалы, связанные с эпидемиями оспы и холеры в период раннего Нового времени (эпоха Эдо, преимущественно XVIII—XIX вв.), и внемедицинская, т. е. относящаяся к области традиционных обрядов и суеверий, массовая реакция на пандемию COVID-19. Применительно к коронавирусу эта тема академически еще не разработана, а связанных с эпохой Эдо аналитических исследований визуальных источников (картинок) в качестве магических реакций на эпидемии на русском языке практически нет, а на других языках, включая японский, их тоже немного.

В заключение делается вывод о том, что наряду с некоторой реальной пользой (например, пропагандой вакцинации, хотя бы и в мифологической оболочке, практиками «самоочищения» дзисюку периода коронавируса) демонологический подход выполнял и отчасти выполняет роль юмористически-развлекательного инструмента, облегчавшего (и облегчающего) переживание опасности и неуверенности.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 

  • Что такое порог дома, изображенный художником на картине — это функциональный элемент конструкции дома, интерьера или форма, несущая сакральный смысл, характеризующая изменение, переход из одного состояния в другое, предел чего-либо, за которым следует противоположное?
  • Что такое стена с точки зрения художника? Что творец видит в приоткрытую дверь? Какие миры художника открываются через дверной проём? Какие смыслы вкладывает он в изображения простых форм интерьера? Это все имеет значение. Любой элемент подчинен замыслу художника и работает на реализацию его глубинных философских идей.
  • Композиция в изобразительном искусстве является связующим звеном между формой и смыслом. В данной статье эти связи рассматриваются в контексте творчества народного художника РФ Сергея Александровича Гавриляченко.
  • Композиционные элементы живописных полотен художника, такие как порог, дверной проём маркируют границу, осмысливаются им как философская категория.
  • Исследование творчества художника обогащает представление о «границе» как о феномене художественного языка.
612-619 8
Реферат

В статье рассматриваются границы предметно-пространственной среды в структуре живописных произведений, обозначаются их функции. Объектом исследования являются элементы композиционного строя в произведениях народного художника Российской Федерации Сергея Александровича Гавриляченко, маркирующие границы. Цель работы — показать, как объекты, обладающие в контекстах культуры устойчивыми коннотациями, позволяют художнику транслировать свой замысел. Отмечается, что изображения окна, рамы, дверного проема наделены смыслообразующей символикой.

Рассматриваются несколько живописных циклов художника. Пороговый мир осмысливается как предел, за которым зримой становится граница времени, определяющая жизненный цикл. Особенности функционирования мотива блудного сына в работах «Дом опустел. Последний поклон» (2014), «Перед своими чужими окнами. Блудный сын» (2015) позволяют говорить о метаязыке художника. Отмечается, что порог может быть местом встречи и местом прощания, например в картине «Последний отъезд» (2013).

Дуальное пространство полотна «Сватовство майора» (2009) исследуется сквозь призму композиционной «рамы», которая, изолируя части нарратива, дает возможность рассматривать образы художественного целого как самостоятельные, включенные в собственную сюжетную канву. Прослеживается связь персонажей с метатипами, содержащими память культуры.

Взгляд на творчество художника С.А. Гавриляченко сквозь призму границы обогащает представление о границе как о феномене художественного языка. Предпринятые наблюдения дают возможность увидеть, как форма позволяет художнику актуализировать свои эстетические взгляды.

620-627 15
Реферат

Статья демонстрирует эволюцию отношений В.В. Розанова с Д.В. Философовым на основании изменения их участия в политической жизни России. Показана инициирующая роль Д.В. Философова как редактора в появлении ряда статей В.В. Розанова на эстетические темы. На основе писем Д.В. Философова доказано его преклонение перед литературным талантом В.В. Розанова. При этом критика отличало неприятие политических взглядов, отстаиваемых газетой «Новое время», с которой сотрудничал В.В. Розанов. Отмечено, что после революции 1905 г. Д.В. Философов не раз пытался привлечь В.В. Розанова в лагерь активной политической оппозиции. Пример оценки В.В. Розановым политической роли Д.В. Философова указывает на перемену его собственных взглядов на политические события в России. Мать Д.В. Философова, А.П. Философова, следуя интересам сына, перешла на дружеские отношения с В.В. Розановым и его женой В.Д. Бутягиной. Будучи лидером общественного женского движения, А.П. Философова оказывала поддержку Религиозно-философским собраниям, инициированным В.В. Розановым и ее сыном. Она сумела привлечь В.В. Розанова на сторону движения борьбы за права женщин. К этому направлению мыслитель ранее относился скептически. Образ матери бывшего поклонника своего творчества, данный в статьях В.В. Розанова, стал одной из причин разрыва отношений между литераторами. В итоге память о ней для мыслителя как о воплощенной идее прирожденного витализма послужила главным мотивом к примирению с Д.В. Философовым в конце жизни.

КАФЕДРА 

628-637 7
Реферат

Во второй половине XIX — начале XX в. выпуск учебно-методической литературы для фортепиано демонстрировал значительные тиражные объемы и в первую очередь был связан с расцветом русской исполнительской школы и возрастающим интересом широких слоев населения к прекрасному миру музыки. Основание в 1859 г. Русского музыкального общества, открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий во многом определили цели и задачи, а также и репертуарную концепцию ряда ведущих российских нотных издательств.

Среди них фирма «П. Юргенсон» заняла ведущие позиции в выпуске учебно-методической литературы для фортепиано, наряду с такими известными производителями, как «М. Бернард», «А. Гутхейль» и «В. Бессель и Ко». В каталогах нотных издательств из фондов Российской государственной библиотеки содержится информация о структуре и принципах формирования специальных разделов, посвященных образованию, о публикационной активности отдельных авторов, их трудах в области фортепианной педагогики.

В совокупности данный материал позволяет создать первичное представление об объемах выпускаемой продукции, предназначенной для музыкальных учебных заведений страны, а также принять во внимание то, что, за редким исключением, все крупные отечественные издательства сотрудничали с Императорским Русским музыкальным обществом не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в его провинциальных отделениях, с почетом вынося их названия на титульные страницы своих каталогов. Характерная особенность — выпуски, посвященные фортепианной литературе, включающие школы игры, сборники упражнений, педагогический репертуар различной степени сложности, методические пособия и др.

Масштаб этой профессиональной деятельности явился отражением важных эволюционных процессов, происходящих в отечественной музыкальной культуре второй половины XIX — начала XX века. Данное время в фортепианном искусстве и педагогике обозначило необходимость рассмотрения исторических, социальных, экономических и других контекстов, создающих верную исследовательскую траекторию и объем.

ORBIS LITTERARUM 

638-647 7
Реферат

Статья посвящена малоисследованной теме — истории немецкого книжного искусства XVIII века. Намечаются основные тенденции эволюции немецкой книги, выделяются ее стилевые разновидности. Для архаического стиля, унаследованного от XVII в., характерна дисгармония, грубые шрифты, эклектичная орнаментика. Он сохраняет свое значение приблизительно до 1770-х годов. Начиная с 1730-х гг. недостатки архаики стремится преодолеть стиль, названный здесь лейпцигской классикой. Он связан с сотрудничеством поэта И.К. Готшеда и издателя Б.К. Брейткопфа, с кратковременным господством классических норм в немецкой литературе. Возможно, практика лейпцигских издательств прямо повлияла на русскую книгу третьей четверти XVIII века. В 1750-е гг. литературная программа писателя И.Я. Бодмера и круга цюрихских литераторов — противников И.К. Готшеда — соединилась с издательской, связанной с попыткой некоторых коренных реформ. Сам И.Я. Бодмер, а позднее поэт Саломон Гесснер были совладельцами крупнейшего цюрихского издательства. Благодаря этому в Цюрихе сложился оригинальный цюрихский стиль, предвещающий черты книжного ампира. Показательно прежде всего использование антиквы вместо фрактуры, а также скупость орнаментики. Для книги конца века характерна дальнейшая эволюция лейпцигской классики, стандартизация фрактурного шрифта, а позднее и антиквы (шрифт Вальбаума). Таким образом, немецкая книга XVIII в. представляет собой картину сложной, неравномерной, с большими региональными различиями эволюции, прямо или опосредованно связанной с развитием национальной литературы, чего не наблюдается в других странах Европы.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН 

  • Акварель — это особая изобразительная техника, способная сочетаться с различными материалами, активно используемая в детской книжной иллюстрации.
  • Благодаря своим природным свойства акварель способна подстраиваться под любые полиграфические и технические требования, сохраняя, с одной стороны, свои уникальные качества, с другой — трансформируясь в русле требований современной цифровой печати.
  • В статье исследуется развитие техники акварели в детской книжной иллюстрации 1980—2020 гг. на основе анализа творчества художников В.В. Перцова, Н.Е. Попова, А.В. Коковкина, В.Г. Бритвина, В.В. Павловой, А.А. Кошкина, Е.А. Силиной, Я.М. Седовой, А.А. Десницкой, О. Демидовой, В. Помидор, А.Я. Ломаева.
648-661 11
Реферат

В статье проводится анализ техники акварели в иллюстрациях детской книги 1980—2020-х гг. советских и современных российских художников. Прослеживается влияние современных технологий на детскую книжную иллюстрацию, исполненную в акварельной технике. В контексте актуальных художественных течений рассмотрены связь социальных процессов и книжной графики; особенности технического развития книжного оформления; сочетание различных изобразительных материалов с техникой «акварель» в условиях информационных технологий; новые технологические и технические подходы; авторское видение иллюстрируемого произведения. Основным методом является анализ творчества советских и современных художников-иллюстраторов детской книги: В.В. Перцова, Н.Е. Попова, А.В. Коковкина, В.Г. Бритвина, В.В. Павловой, А.А. Кошкина, Е.А. Силиной, Я.М. Седовой, А.А. Десницкой, О. Демидовой, В. Помидор, А.Я. Ломаева. Актуальность данной темы определяется интенсивным внедрением цифровых технологий в книжное искусство и трансформацией традиционной акварельной техники, а новизна — отсутствием разработанности отмеченной проблематики в контексте акварельной книжной детской иллюстрации. Современные технологии позволяют реализовывать любой творческий замысел художника, являющегося активным участником создания книжного образа, поскольку он свободно интерпретирует литературное произведение. Отсутствие цензуры накладывает на художника определенную ответственность за качество иллюстраций, поскольку он влияет на восприятие ребенка. Таким образом, художник становится участником воспитательного процесса, формируя эстетический вкус подрастающего поколения.

Проведенный анализ акварельной иллюстрации показал, что перед художником ставится сложная задача, связанная не только с умением использовать технологические и технические новации, понимать принцип работы современных компьютерных программ, подкреплять визуальный ряд знанием исторического контекста, но также знать и понимать, как работает детское сознание и как привить хороший вкус ребенку.

662-668 8
Реферат

Автор поднимает вопрос о различиях трактовки исторических событий в киноискусстве двух противоборствующих сторон — Палестины и Израиля и способах формирования той или иной точки зрения средствами драматургии. Данная проблема представляется актуальной в свете нарастающего в наши дни информационного противостояния между различными государствами, а также политическими и социальными движениями. Анализируется событийный контекст создания государства Израиль в представлении израильских и палестинских режиссеров. Рассмотрены образцы израильской и палестинской кинопродукции — игровые и документальные фильмы, телевизионные сериалы, в которых отражена произошедшая в 1948 г. передача палестинской земли израильтянам. День исхода арабов из Палестины в 1948 г. считается трагическим для палестинцев и известен среди них как «Накба» (катастрофа, катаклизм), но в то же время является Днем независимости у евреев Израиля.

Автор статьи демонстрирует, какие сюжетные ходы и приемы повествования используют режиссеры, чтобы подчеркнуть выгодные для их стороны аспекты исторических событий, применяя киноискусство в качестве инструмента идеологического противостояния двух народов, имеющих претензии на одну и ту же землю. Стараясь занимать объективную позицию, не принимая ни одну из сторон конфликта, он фокусирует внимание исключительно на изучении средств, к которым прибегают создатели рассмотренных картин. Данная работа может быть полезна для искусствоведов, культурологов и социологов, занимающихся вопросами Ближнего Востока, а также для гуманитариев, в сфере научных интересов которых находится теоретическое осмысление идеологии и пропаганды без привязки к конкретным эпохам и регионам (территориям).

Информация для авторов и рецензентов 



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)