КОНТЕКСТ 
В настоящее время происходят кардинальные переломы в связи с изменением фазы развития цивилизации и целым комплексом глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Технологии и возникшие вызовы требуют постиндустриального развития общества, новых смыслов и ценностей, проектирования будущего, в то время как и аппарат управления, и сфера культуры запаздывают, стремясь использовать механизмы и стандарты индустриального общества.
Ключом к решению этих проблем является новая парадигма культурного развития. В ее основании находится триада рацио — эмоцио — интуицио: не противопоставление, а глубокая связь между естественно-научной и гуманитарной культурами. Вместо повторяемости исследуемых явлений и усреднений, характерных для современной науки, акцент делается на парадоксальных, уникальных, удивительных сущностях, меняющих наше отношение к миру и место в нем. Необходима избыточность, оригинальность, парадоксальность, в большей мере характерные для искусства, чем для науки. Этот путь предвидел В.И. Вернадский, время его идей пришло.
В статье эти проблемы осмысливаются с позиций теории самоорганизации или синергетики, а также общих представлений о времени. Говоря на языке греческих мифов, к Хроносу и Циклосу следует добавить Кайроса, бога счастливого мгновения и удачи, указывающего на благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы добиться успеха и преображения.
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
- В статье представлена авторская концепция институционализации российских философско-культурологических исследований в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
- Институт российских гуманитарных исследований и экспертиз является большим институциональным проектом в области исследований интеллектуальной истории России, современного россиеведения, философии российской истории и культуры, философии русской литературы и искусства.
- В среднесрочной перспективе Институт позиционируется как научная и экспертно-аналитическая площадка, формирующая актуальное знание о России и влияющая на интеллектуальный процесс в России и за рубежом.
- Проектируемый Институт выступает значимым звеном научно-образовательной экосистемы современного университета, примером которого является НИУ ВШЭ.
В статье представлена авторская концепция институционализации российских философско-культурологических исследований в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Особенности ее создания и реализации заданы направлением развития, характеризующим процесс трансформации российских вузов в проектно-исследовательские университеты мирового уровня. Создаваемый институт является инновационным междисциплинарным проектом, комплексно осуществляющим как фундаментальные исследования, экспертно-аналитическую, проектно-учебную работу, так и просветительскую деятельность в широкой предметной области российских гуманитарных исследований. Данная статья знакомит научное сообщество с основными целями и задачами большого институционального проекта в области исследований интеллектуальной истории России, современного россиеведения, философии российской истории и культуры, философии русской литературы и искусства, а также формами и направлениями работы, тематическим содержанием планируемого исследовательского центра. В среднесрочной перспективе проектируемый институт позиционируется как научная и экспертно-аналитическая площадка, формирующая актуальное знание о России и влияющая на интеллектуальный процесс в России и за рубежом. Она выступает значимым звеном научно-образовательной экосистемы современного университета, примером которого является НИУ ВШЭ. Планируемым теоретическим результатом, с одной стороны, является разработка новых методологических подходов в изучении духовно-культурного и интеллектуального наследия России, с другой — обогащение инструментария философии и культурологии в их взаимодействии с методологией других гуманитарных наук. Обосновывая практическую значимость проекта, автор считает, что подобная организационная модель позволяет сочетать академический уровень исследований в культурной истории России и истории мысли с аналитикой и экспертизой актуальных социокультурных процессов и ценностных трансформаций, происходящих в российском обществе.
Областные универсальные научные библиотеки (ОУНБ) — важнейшее звено современной информационной, культурной, научной и образовательной экосистемы регионов.
Отражение услуг библиотеки в веб-среде — важнейшая составляющая ее стратегического успеха, так как позволяет привлечь большое количество пользователей (потенциальных посетителей) и заинтересовать своих читателей новыми формами работы, ресурсами и сервисами.
Анализ бесплатных и платных услуг, предлагаемых в онлайн- и офлайн-режимах, отраженных на 50 сайтах ОУНБ, свидетельствует о представлении широкого ассортимента услуг.
Определены проблемы в представлении библиотечно-информационных и иных услуг на сайтах: отсутствие унифицированного подхода к представлению услуг по видам и полного перечня всех библиотечно-информационных и иных услуг, сложный поиск оказываемых платных услуг, отсутствие раздела «Услуги» и визуального сопровождения о предоставлении дополнительных услуг и др.
Предложены рекомендации по эффективному отражению стационарных, внестационарных и дистанционных услуг, осуществляемых на платной и бесплатной основе для разных категорий и сегментов пользователей.
Научные библиотеки — активные социальные институты, оперативно реагирующие на вызовы внешней среды, изменяющиеся предпочтения читателей и пользователей, на их потребности в разных библиотечных, информационных, социокультурных запросах в онлайн- и офлайн-пространствах, на самореализацию творческого и образовательного потенциала. Среди научных библиотек особое место занимают областные универсальные научные библиотеки (ОУНБ), принимающие активное участие в формировании образовательного, культурного, научного и экономического потенциала своей территории; обеспечивающие создание единого регионального информационно-библиотечного пространства; предоставляющие услуги населению с учетом региональных потребностей и особенностей развития области. Об инновационной практике ОУНБ свидетельствуют проекты, отраженные в «Банке идей ИФЛА», «Банке библиотечного креатива», на Библиотечной карте мира, итоговых материалах всероссийских конкурсов библиотечных инноваций, международных конкурсов маркетинговых проектов библиотек ИФЛА, профессиональной печати. Представлены итоги анализа сайтов 50 областных универсальных научных библиотек России (главных новаторов в библиотечном обслуживании регионов), целью которого являлось выявление проблем отражения библиотечно-информационных и иных услуг в веб-пространстве. В рамках исследования были проанализированы бесплатные и платные услуги, предлагаемые в онлайн- и офлайн-режимах, приведен рейтинг их наиболее часто встречающихся видов. Полученные результаты продемонстрировали пробелы в представлении библиотечно-информационных и иных услуг на сайтах (отсутствие унифицированного подхода к представлению услуг по видам и полного перечня всех библиотечно-информационных и иных услуг, сложный поиск оказываемых платных услуг, отсутствие раздела «Услуги» и визуального сопровождения в предоставлении дополнительных услуг и др.), а также показали панораму возможностей с целью их более эффективного отражения для разных категорий и сегментов пользователей. Сделан вывод, что решение указанных проблем позволит публичным библиотекам повысить уровень информированности пользователей и продемонстрировать весь широчайший спектр стационарных, внестационарных и дистанционных услуг, предоставляемых на платной и бесплатной основе.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
Статья посвящена конструированию понятия «текстиль как вид декоративно-прикладного искусства» в отечественном искусствознании. Точно и полно сформулированное определение помогает выстроить стройную научную теорию. Необходимость разработки теории текстиля давно назрела, ввиду его значимой роли в жизни общества. Сложности дефиниций текстиля как объекта исследования связаны с его междисциплинарным характером и необходимостью учета всех качественных характеристик. В ходе работы были проанализированы группы отечественных и переводных библиографических источников: справочные издания, труды теоретиков и историков декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля. Выявлено, что в оте- чественных изданиях до сих пор не сформулировано универсальное понятие текстиля, которое бы отражало его сущностные качества. Применительно к текстилю как виду декоративно-прикладного искусства до сих пор не применялась методологическая аргументация, с помощью которой конструируются дефиниции. Для формирования универсального понятия предлагается обратиться к проверенному методологическому инструментарию метода двух- уровневой триадической дешифровки категорий теории динамических информационных систем, который уже проявил свою эвристичность в разных областях знаний. Выделение, осмысление и структурирование фундаментальных аспектов текстиля как вида декоративно-прикладного искусства в ходе последовательного применения указанного метода позволило сформулировать следующее определение: текстиль как вид декоративно-прикладного искусства в формате динамической информационной системы представляет собой объект или совокупность объектов определенного назначения (утилитарного, символьного, декоративного), выполненных из волокна (природного, искусственного, синтетического) посредством технологии (ручной, индустриальной, постиндустриальной). Полное определение категории расширяет и углубляет существовавшую ранее в научной литературе формально-логическую дефиницию. Настоящее исследование позволило не только сконструировать понятийный аппарат, но и выявить основные категории дефиниции, обозначить элементы и подсистемы феномена для более детального изучения и формирования теории текстиля.
НАСЛЕДИЕ 
Статья посвящена традиции издания гравированных библейских альбомов в России (XVII — начало XX в.), выполненных русскими граверами по прототипам европейских увражей или по авторским рисункам выпускников Российской академии художеств. Рассматриваются иллюстрированные сборники на сюжеты Священного Писания Ветхого и Нового Завета по рисункам русских художников — А.Е. Егорова, А.А. Агина, М.Н. Кошелевской, В.С. Крюкова, В.Д. Фартусова. Источниковым материалом для работы послужили экземпляры из крупных собраний графики: изофонда Российской государственной библиотеки, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, которые впервые вводятся автором в научный оборот.
В настоящее время западноевропейские иллюстрированные Библии достаточно широко изучены специалистами различных областей научного знания как масштабное явление книжной культуры. Исследуются пути проникновения и распространения иностранных изданий в Московском государстве; ведется разыскание, учет и описание экземпляров в отечественных библиотечных собраниях; исследуются маргиналии на страницах альбомов и подписи к изображениям; техники, биографии мастеров, стилистика произведений и методы копирования иностранных образцов в русской художественной практике. При этом традиция издания русских Лицевых Библий, создававшихся по аналогии с иностранными, остается еще мало изученной.
В дореволюционных каталогах русских иллюстрированных изданий встречаются описания библейских альбомов первой половины XIX в., что же касается обширного массива иллюстрированной печатной продукции второй половины столетия, то он до сих пор не получил цельной систематизации и каталогизации.
Цель настоящего исследования — частично восполнить эту лакуну, восстановить хронологию появления первых отечественных Лицевых Библий и представить обзор литографированных изданий картин Священной истории Ветхого и Нового Завета второй половины XIX века.
- Яркий пример стойкости местной художественной традиции в условиях унификации церковного искусства XIX века.
- Стенопись не подвергалась поновлениям и сохранила основные приемы мастеров.
- Статика достоинства классицизма приходит на смену барочной экспрессии немецких гравюр.
- Сочетание прообразов разных эпох и стилей и изобретательность интерпретации в единой системе эпохи эклектики.
В последние десятилетия происходит переоценка церковной культуры XIX века. Рассмотрение выдающихся памятников стенописи позволяет сделать вывод о незаурядном характере искусства русской провинции. Актуальность изучения росписей связана с тотальным разрушением сельских церквей. Роспись трапезной 1893 г. в Благовещенской церкви с. Княжево органично вписывается в художественный контекст и продолжает традицию церковной монументальной живописи Бежецкого края. На примере главного цикла сюжетов по евангельским «Заповедям Блаженства» рассмотрены гравюры-образцы из Библии Кристофа Вайгеля (1695) и композиции из различных церквей Бежецкой округи. Хотя гравюры играли значительную роль, они не препятствовали самостоятельному развитию искусства. В статье анализируются различные варианты воспроизведения графических прообразов в стенописи. Делается предположение о наличии у местных мастеров неизвестного до сих пор образца, выполненного на основе гравюр Вайгеля. Архаичные прототипы органично сочетались с более современными, как русскими, так и зарубежными. Стилистика эклектики, профессионализм мастеров и мощная местная школа позволяли объединять различные направления в единое целое. Росписи создавались в соответствии с формами архитектуры. Орнаментальное оформление помогало органично расположить композиции на стенах и сводах. Художественная культура Бежецкого края оказалась настолько устойчивой, что позволяла перерабатывать узнаваемые прототипы и демонстрировать широкий диапазон изобразительных средств на протяжении многих десятилетий до конца XIX века. Впервые публикуется схема расположения стенописи трапезной, выполненная автором.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
- Заслуга Томаса Бьюика заключается в том, что он раскрыл богатейшие технические возможности торцовой гравюры, преодолев подражание гравюре обрезной.
- Иллюстрации Бюика стали примечательным средством популяризации научных идей, поскольку их отличала высокая степень художественности.
- Варьирование толщины и протяженности белого штриха в технике торцовой гравюры позволило мастеру передать тон в многочисленных вариантах интенсивности от черного к белому.
Статья посвящена проблеме пересмотра оценки творчества выдающегося британского гравера и издателя Томаса Бьюика. Традиционно оно рассматривается в русле общей истории развития гравюры, в основном не связанной ни с анималистикой, ни с научными изданиями. В связи с этим произведения Т. Бьюика, обладающие художественной значимостью, относятся к естественно-научным иллюстрациям и включены в научно-популярные издания. Ошибочность оценки его работ связана с распространенным стереотипом, в рамках которого научная иллюстрация считается чем-то низкохудожественным. В задачи настоящего исследования входит рассмотрение генезиса творчества Т. Бьюика с опорой на анализ его основных работ. Особый интерес представляет изучение художественных особенностей техники торцовой гравюры, которая благодаря Т. Бьюику обрела новую жизнь.
Прослежена эволюция творчества гравера, начиная с раннего этапа и заканчивая зрелым периодом, отмечена многогранность таланта Т. Бьюика в качестве не только гравера книжных иллюстраций, но и владельческих книжных знаков. Приведена характеристика техники торцовой гравюры, раскрываются инновационные приемы, благодаря которым Т. Бьюик вывел данный вид книжного иллюстрирования на новый уровень. Опираясь на мемуары Т. Бьюика, автор прослеживает историю создания его основных книг — «Всеобщей истории четвероногих» и «Истории британских птиц». Показано, что несмотря на использование собственных эскизов, дополнительными источниками при составлении Т. Бьюиком «Истории британских птиц» послужили иллюстрации из книг Ж. Бюффона и Г. Уайта. Дается анализ гравюр из этих изданий, которые хранятся в фондах научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки. Рассмотрены структурные особенности очерков «Всеобщей истории четвероногих». Особое внимание уделено стилю виньеток, которые являются неотъемлемой частью творческого кредо Т. Бьюика. Раскрываются такие черты иллюстраций Т. Бьюика, как реалистичность и использование юмористических жанровых сценок и шуток. Автор отмечает, что на позднем этапе творчества Т. Бьюик редко применяет черную перекрестную штриховку, используя вместо этого сочетание широких полей и тщательно выгравированных белых пятен. Выявлены наиболее существенные черты гравирования Т. Бьюика: принцип «белой линии», штриховка перекрестными и параллельными линиями, создание полутонов с помощью тончайших штрихов и мельчайших точек. Подчеркивается, что несмотря на то что иллюстрации Т. Бьюика публиковались в научно-популярных изданиях, благодаря высокохудожественному исполнению они оказали влияние на развитие научной иллюстрации. Делается вывод о том, что техника торцовой гравюры позволила моделировать объем изображения посредством белого штриха.
ORBIS LITTERARUM 
В связи с отсутствием исследований по истории литературного кружка Николаевского инженерного училища в настоящей статье впервые рассматриваются его создание и функционирование. Цель — проанализировать основные формы деятельности литературного кружка этого военно-учебного заведения. Для ее достижения собраны данные из годовых отчетов Николаевской инженерной академии и училища за 1906—1912 учебные годы и других дореволюционных печатных источников. Полученные результаты показывают, что положительную роль в организационной, библиотечной, издательской и методической помощи кружку сыграли командование академии и училища, профессорско-преподавательский, административный и строевой составы (Н.А. Крюков, Ф.И. Зубарев, В.В. Яковлев, Н.Н. Полилов, В.Ф. Найденов и др.). Данное исследование расширило представление о педагогической деятельности известного русского литературоведа, библиографа, педагога Ф.А. Витберга, создавшего литературный кружок для юнкеров Николаевского инженерного училища, впервые раскрыв эту новую страницу его жизни, о музыкальном творчестве Ц.А. Кюи, писавшем музыку на стихи юнкеров и успешно сочетавшем сочинение музыкальных произведений с преподаванием военно-инженерного дела. Установлены фамилии воспитанников училища, принимавших активное участие в его плодотворной деятельности в указанный период. Обозначено начало литературной деятельности юнкера Б.В. Жирковича, в дальнейшем связавшего свою судьбу с литературой и получившего известность писателя-сатирика под псевдонимом И.К. Прутков. Дана краткая характеристика некоторых сочинений, опубликованных в «Сборнике литературного кружка» № 1 (СПб., 1907) и № 2 (СПб., 1909). Представлено содержание обоих выпусков.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
Тему воды и моря в традиционной китайской живописи связывают с последними десятилетиями развития художественной жизни страны, в частности с живописью на тему моря и океана. Цель исследования — определение особенностей воплощения образа морской стихии в китайской живописи средних веков как основы развития жанра марины в современном искусстве. В работах мастеров периодов династий Сун (960—1279), Юань (1271—1368) и Мин (1368—1644) можно заметить повторение и интерпретацию тех «формул», которыми пользовались живописцы в средневековом Китае. Такие «формулы» — это устоявшиеся способы изображения пером и тушью водной поверхности, сформировавшиеся в период правления династии Сун и развивавшиеся в эпоху Юань и эпоху Мин вплоть до XVII века. Особый акцент делается на систематизации схем воплощения моря в разных состояниях в работе Ма Юаня, их источниках, а также на том, как они воплощались и трансформировались живописцами в последующие периоды. Использование схем изображения воды позволяло достичь эффекта динамичности. Обусловлено это было в том числе спецификой художественных инструментов и материалов, которыми пользовались мастера, имевшие в своем арсенале скупые художественные средства. Художники стремились для каждой темы придумать и сформировать свой метод исполнения. Статья имеет теоретическую и практическую ценность. Она дополняет историю развития пейзажной живописи Древнего Китая анализом зарождения и становления ранее мало изученного мотива, который в пространстве китайской живописи XX—XXI вв. занял прочные позиции.
Информация для авторов и рецензентов 
ISSN 2588-0047 (Online)