Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Русское нотоиздательское дело: коммерция и меценатство

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-40-49

Полный текст:

Реферат

В истории русского нотоиздательского дела есть темы, которые требуют дополнительного изучения обширного фактического материала с точки зрения преемственности времен и поколений, традиций и опыта, индивидуального и общего. Результатом процесса становления отечественного нотоиздательства стало уникальное мыслетворческое пространство. Оно связало в единое целое духовное и материальное, коммерцию и меценатство, где экономическая сторона вопроса создает представление о механизмах предпринимательской деятельности на рынке производства и сбыта нотопечатной продукции, подчеркивает проб­лематику новаторского подхода в развитии производственных мощностей и, как следствие, появление целой плеяды коммерсантов—меценатов—просветителей.

«Человек музицирующий» и «человек финансирующий» — яркие представители русского нотоиздательского дела, открывающие перспективу исследования персональных профилей в истории меценатства и благотворительности, создающие предпосылки для понимания единства финансово-экономических и художественных сфер. Цель исследования — изучение совокупности профессиональных признаков, позволяющих определить генезис коммерческого и творческого в наиболее успешных нотоиздательских проектах, реализованных во второй половине XIX века. Особого интереса заслуживают известные имена, в частности М.П. Беляев, ставший символом высокого служения музыкальному искусству. Пропагандируя сочинения молодых отечественных композиторов, оказывая им всестороннюю помощь и поддержку, М.П. Беляев стал первым «музыкальным миссионером» и просветителем. Его коммерческая деятельность была глубоко патриотичной, связанной с высокими духовными идеалами служения обществу.

Данные основания могут стать ориентиром для дальнейшего изучения русского нотоиздательского дела, меценатства и благотворительности в их неразделимой взаимосвязи.

Об авторе

Ольга Владимировна Радзецкая
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Академия им. Маймонида, кафедра фортепианного исполнительства, концертмейстерского мастерства и камерной музыки,
профессор

Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 117997, Россия

доктор искусствоведения, профессор

ORCID 0000-0003-1595-1047; SPIN 7428-7007



Список литературы

1. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века : в 2 т. Т. 2. Вып. VI. Москва ; Ленинград : Государственное изд-во. Музыкальный сектор, 1929. 359 с.

2. Кунин М.Е. Из истории нотопечатания : Краткие очерки. Москва : Советский композитор, 1963. 78 с.

3. Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века. Ленинград : Государственное музыкальное изд-во, 1957. 293 c.

4. Есипова В.А. История книги : учебник по курсу «История книжного дела». Томск : Изд-во Томского университета, 2011. 628 с.

5. Юргенсон Б.П. Очерк истории нотопечатания. Москва : Государственное изд-во. Музыкальный сектор, 1928. 192 с.

6. Пуртов Ф.Э. Немецкие нотоиздатели Санкт-Петербурга конца XVIII — первой четверти XIX века : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2000. 26 с.

7. Гуревич М.М., Берков П.Н. Полезная книга по истории русского нотопечатания XVIII века // XVIII век. 1958. Т. 3. С. 559—561.

8. Петипа М. «Мемуары» и документы. Москва : Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина [и др], 2018. 222 с.

9. Лисовский Н.М. Краткий очерк столетней деятельности типографии Глазуновых в связи с развитием их книгоиздательства. 1803—1903 : с приложением портретов и снимков, а также списка изданий, вышедших из типографии за сто лет ее существования. Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1903. 210 с. URL: http://oldcancer.narod.ru/books/Lisovsky.htm (дата обращения 13.02.2019).

10. Пуртов Ф.Э. К вопросу становления авторского права в нотоиздательстве России // Нотные издания в музыкальной жизни России : сборник источниковедческих трудов. Вып. 2 : Российские нотные издания XVIII — начала XX в. Санкт-Петербург : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2003. С. 8—13.

11. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. Москва : Московский рабочий, 1989. 382 с.

12. Ломтев Д.Г. Первые немецкие музыкальные издатели в России // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. № 5. С. 092—099.

13. Кузякина Т.И. Музыка как фактор становления духовного мира человека : (на материале европейской музыкальной культуры) : автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2012. 24 с.

14. Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Ленинград : Музыка : Ленингр. отд-ние, 1989. 223 с.

15. Глаголев А.А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX — начала веков // Вопросы экономики. 1994. № 7. С. 109—121.

16. Понятовский С.П. Оркестр Сергея Кусевицкого. Москва : Музыка, 2008. 253 с.

17. Трайнин В.Я. M.П. Беляев и его кружок. Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. 128 с.

18. Луконин Д.Е. Митрофан Беляев и его кружок: капризы мецената или направление в искусстве? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : История. Международные отношения. 2007. Т. 7, № 2. С. 80—85.

19. Стасов В.В. Избранные сочинения : в 3 т. Москва : Искусство, 1952. Т. 3. 888 с.


Для цитирования:


Радзецкая О.В. Русское нотоиздательское дело: коммерция и меценатство. Обсерватория культуры. 2019;16(1):40-49. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-40-49

For citation:


Radzetskaya O.V. Russian Music Publishing Business: From Commerce to Philanthropy. Observatory of Culture. 2019;16(1):40-49. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-40-49

Просмотров: 71


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)