Русское нотоиздательское дело: коммерция и меценатство
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-40-49
Реферат
В истории русского нотоиздательского дела есть темы, которые требуют дополнительного изучения обширного фактического материала с точки зрения преемственности времен и поколений, традиций и опыта, индивидуального и общего. Результатом процесса становления отечественного нотоиздательства стало уникальное мыслетворческое пространство. Оно связало в единое целое духовное и материальное, коммерцию и меценатство, где экономическая сторона вопроса создает представление о механизмах предпринимательской деятельности на рынке производства и сбыта нотопечатной продукции, подчеркивает проблематику новаторского подхода в развитии производственных мощностей и, как следствие, появление целой плеяды коммерсантов—меценатов—просветителей.
«Человек музицирующий» и «человек финансирующий» — яркие представители русского нотоиздательского дела, открывающие перспективу исследования персональных профилей в истории меценатства и благотворительности, создающие предпосылки для понимания единства финансово-экономических и художественных сфер. Цель исследования — изучение совокупности профессиональных признаков, позволяющих определить генезис коммерческого и творческого в наиболее успешных нотоиздательских проектах, реализованных во второй половине XIX века. Особого интереса заслуживают известные имена, в частности М.П. Беляев, ставший символом высокого служения музыкальному искусству. Пропагандируя сочинения молодых отечественных композиторов, оказывая им всестороннюю помощь и поддержку, М.П. Беляев стал первым «музыкальным миссионером» и просветителем. Его коммерческая деятельность была глубоко патриотичной, связанной с высокими духовными идеалами служения обществу.
Данные основания могут стать ориентиром для дальнейшего изучения русского нотоиздательского дела, меценатства и благотворительности в их неразделимой взаимосвязи.
Об авторе
Ольга Владимировна РадзецкаяРоссия
Академия им. Маймонида, кафедра фортепианного исполнительства, концертмейстерского мастерства и камерной музыки,
профессор
Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 117997, Россия
доктор искусствоведения, профессор
ORCID 0000-0003-1595-1047; SPIN 7428-7007
Список литературы
1. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века : в 2 т. Т. 2. Вып. VI. Москва ; Ленинград : Государственное изд-во. Музыкальный сектор, 1929. 359 с.
2. Кунин М.Е. Из истории нотопечатания : Краткие очерки. Москва : Советский композитор, 1963. 78 с.
3. Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века. Ленинград : Государственное музыкальное изд-во, 1957. 293 c.
4. Есипова В.А. История книги : учебник по курсу «История книжного дела». Томск : Изд-во Томского университета, 2011. 628 с.
5. Юргенсон Б.П. Очерк истории нотопечатания. Москва : Государственное изд-во. Музыкальный сектор, 1928. 192 с.
6. Пуртов Ф.Э. Немецкие нотоиздатели Санкт-Петербурга конца XVIII — первой четверти XIX века : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2000. 26 с.
7. Гуревич М.М., Берков П.Н. Полезная книга по истории русского нотопечатания XVIII века // XVIII век. 1958. Т. 3. С. 559—561.
8. Петипа М. «Мемуары» и документы. Москва : Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина [и др], 2018. 222 с.
9. Лисовский Н.М. Краткий очерк столетней деятельности типографии Глазуновых в связи с развитием их книгоиздательства. 1803—1903 : с приложением портретов и снимков, а также списка изданий, вышедших из типографии за сто лет ее существования. Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1903. 210 с. URL: http://oldcancer.narod.ru/books/Lisovsky.htm (дата обращения 13.02.2019).
10. Пуртов Ф.Э. К вопросу становления авторского права в нотоиздательстве России // Нотные издания в музыкальной жизни России : сборник источниковедческих трудов. Вып. 2 : Российские нотные издания XVIII — начала XX в. Санкт-Петербург : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2003. С. 8—13.
11. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. Москва : Московский рабочий, 1989. 382 с.
12. Ломтев Д.Г. Первые немецкие музыкальные издатели в России // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. № 5. С. 092—099.
13. Кузякина Т.И. Музыка как фактор становления духовного мира человека : (на материале европейской музыкальной культуры) : автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2012. 24 с.
14. Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Ленинград : Музыка : Ленингр. отд-ние, 1989. 223 с.
15. Глаголев А.А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX — начала веков // Вопросы экономики. 1994. № 7. С. 109—121.
16. Понятовский С.П. Оркестр Сергея Кусевицкого. Москва : Музыка, 2008. 253 с.
17. Трайнин В.Я. M.П. Беляев и его кружок. Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. 128 с.
18. Луконин Д.Е. Митрофан Беляев и его кружок: капризы мецената или направление в искусстве? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : История. Международные отношения. 2007. Т. 7, № 2. С. 80—85.
19. Стасов В.В. Избранные сочинения : в 3 т. Москва : Искусство, 1952. Т. 3. 888 с.
Рецензия
Для цитирования:
Радзецкая О.В. Русское нотоиздательское дело: коммерция и меценатство. Обсерватория культуры. 2019;16(1):40-49. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-40-49
For citation:
Radzetskaya O.V. Russian Music Publishing Business: From Commerce to Philanthropy. Observatory of Culture. 2019;16(1):40-49. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-40-49