Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Две репрезентации публики Московского Художественного театра

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-5-462-476

Полный текст:

Реферат

Технологическая революция последних десятилетий уже сделала искусство достоянием самых широких масс, а неожиданное вмешательство пандемии значительно ускорило процесс миграции театрального искусства в виртуальное пространство, обусловив соответствующую динамику зрительской аудитории. Что же представляет собой зрительская аудитория театра в эпоху цифровизации и распространения альтернативных форм культурного потребления? Как строятся сегодня отношения театра с публикой? В поиске ответов мы провели серию социологических опросов публики Московского Художественного театра им. А.П. Чехова (МХТ) — как на спектаклях театра, так и в интернет-сообществе его почитателей. Целью этого этапа исследования стал ответ на принципиальные вопросы: являются ли зрители, опрошенные в театре и онлайн, одной и той же публикой, каковы их основные различия и в чем состоят драйверы их зрительского поведения. В статье приводятся основные результаты сопоставительного анализа двух образов аудитории МХТ по целому ряду содержательных параметров, установленных в ходе социологических опросов двух типов, а также результаты регрессионного анализа посещаемости театра. Итогом исследования стало установление качественных и поведенческих различий посетителей театра и зрителей, опрошенных онлайн, выделение факторов посещаемости театра для каждой из представленных зрительских совокупностей. Исследование позволило уточнить роль возраста и других социально-демографических параметров в культурной активности, а также влияние предпочитаемых форм культурного потребления (живые контакты или онлайн-просмотры) на отношение человека к искусству, его мотивацию и зрительское поведение. Выводы исследования, несмотря на уникальность объекта, отражают общие закономерности динамики современной аудитории искусства.

Об авторах

Александр Анатольевич Ушкарев
Государственный институт искусствознания;
Россия

отдел общей теории искусства и культурной политики,
главный научный сотрудник

Козицкий пер., 5, Москва, 125009, Россия

доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0003-1675-9495; SPIN 4498-5099



Галина Германовна Гедовиус
Государственный институт искусствознания
Россия

отдел общей теории искусства и культурной политики,
научный сотрудник

Козицкий пер., 5, Москва, 125009, Россия

ORCID 0000-0001-5398-8591; SPIN 2388-6250



Татьяна Владимировна Петрушина
Государственный институт искусствознания
Россия

отдел общей теории искусства и культурной политики,
научный сотрудник

Козицкий пер., 5, Москва, 125009, Россия

ORCID 0000-0003-2238-1409; SPIN 1339-2607



Список литературы

1. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования / пер. с англ. ; предисловие А.К. Соколова. Москва : Весь Мир. 1997. 544 с.

2. Боброва Т. Исследование GfK: аудитория Интернета в России выросла в 2019 году за счет пенсионеров [Электронный ресурс] // vc.ru : медиаплатформа. URL: https://vc.ru/flood/100871-issledovanie-gfk-auditoriya-interneta-v-rossii-vyrosla-v-2019-godu-za-schet-pensionerov (дата обращения: 12.04.2020).

3. Ушкарев А.А. Аудитория искусства в социальных измерениях. Санкт-Петербург : Алетейя, 2019. 660 с.

4. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 3 : Искусство в контексте социальной экономии / отв. ред. А.Я. Рубинштейн. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1998. 353 с.

5. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3 т. Т. 1 : Рынок культурных услуг / отв. ред. А.Я. Рубинштейн и Ю.У. Фохт-Бабушкин. Санкт-Петербург, 2002. 634 с.

6. Московский Художественный театр. После столетия. Репертуар и публика : сб. статей и материалов / отв. ред., автор вступит. слова и оформления А.А. Ушкарев. Москва : ГИИ, 2011. 312 с.

7. Рубинштейн А.Я. Публика концертов «Моцарт-марафона» : опыт социологического исследования. Москва : ИЭ РАН, 2014. 80 с.

8. Ушкарев А.А. Современный опыт социологических исследований театральной публики // Культура в фокусе научных исследований : сб. науч. статей. Москва : ГИИ, 2017. С. 63—88.

9. Ушкарев А.А. Театральная публика: разрушая стереотипы // Вопросы театра. Proscaenium. 2018. № 1—2. С. 436—451.

10. Ушкарев А.А. Театр и зритель // Сцена. 2020. № 1 (123). С. 7—13.

11. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste / transl. by R. Nice. Cambridge : Harvard University Press, 1984. 613 p.

12. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60—74.

13. Караханова Т.М. Бюджет нашего времени // Российское экспертное обозрение. 2006. № 1 (15). С. 8—9.

14. Театр и зритель в предлагаемых обстоятельствах : экспертно-аналитический доклад / ред. А.Я. Рубинштейн. Москва : СТД РФ, 2019. 54 с.

15. Falk J.H., Dierking L.D. The Museum Experience Revisited. Walnut Creek (CA, USA) : Left Coast Press, 2013. 416 p.

16. Ушкарев А.А. Культурный капитал как драйвер потребления искусства // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 2. С. 178—187.

17. Наследов А. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. Санкт-Петербург, 2011. 400 c.

18. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социолога : учеб. пособие. Москва, 2005. 433 с.

19. Ушкарев А.А. Статусная мотивация потребления искусства // Культура и искусство. 2018. № 6. С. 1—12.

20. Brida J.G., Dalle Nogare C., Scuderi R. How Often to a Museum? Motivations matter // BEMPS — Bozen Economics & Management Paper Series. 2014. № 16. P. 2—25.

21. Chytková Z., Černá J., Karlíček M. Segmenting the Performing Arts Markets : The Case of Czech National Theater Attenders’ Motivations // Journal of Competitiveness. 2012. Vol. 4, № 3. P. 92—104.


Для цитирования:


Ушкарев А.А., Гедовиус Г.Г., Петрушина Т.В. Две репрезентации публики Московского Художественного театра. Обсерватория культуры. 2020;17(5):462-476. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-5-462-476

For citation:


Ushkarev A.A., Gedovius G.G., Petrushina T.V. Two Representations of the Moscow Art Theater Audience. Observatory of Culture. 2020;17(5):462-476. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-5-462-476

Просмотров: 16


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)