Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Визуализация образов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в творчестве книжного графика И.Т. Богдеско

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-150-163

Полный текст:

Реферат

В 1970—1971 гг. академик Российской академии художеств, народный художник СССР Илья Трофимович Богдеско (1923—2010) создал линогравюрную серию к социально-психологическому роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Иллюстрации были выполнены художником специально к Лейпцигской книжной ярмарке 1971 года. Конкурсное задание ограничило замысел мастера: создано лишь три иллюстрации в технике линогравюры, художественное решение которых основывается на условно-декоративном принципе организации композиции. Изображение главных героев почти двухмерно, «очищено» от бытовых деталей, среды, антуража. Используя минимум изобразительных средств, И.Т. Богдеско добился в иллюстрациях ощущения потрясающего драматизма. За эту работу художник был награжден в Лейпциге золотой медалью. В конце 1971 г. издательство «Картя молдовеняскэ» выпустило книгу на молдавском языке «Кримэ ши педяпсэ» («Преступление и наказание»). В ее оформлении использованы иллюстрации «Раскольников» — на суперобложке, и «Старуха-процентщица» — на титульном развороте. На суперобложке появляется уже иное изображение образа Сони. Сохранившиеся эскизы, ряд которых представлен в этой статье, позволяют увидеть скрытую от посторонних глаз работу мастера. В 1995 г. И.Т. Богдеско вновь обратился к Ф.М. Достоевскому. Он создал портрет писателя на фоне характерного петербургского пейзажа. В те годы художник работал над «Дон Кихотом», вдохновляясь высказыванием Ф.М. Достоевского о романе М. де Сервантеса: «Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения». И.Т. Богдеско подтвердил это мнение 36-ю иллюстрациями (резцовой гравюрой) к знаменитому роману: титанической работой, продлившейся более двух десятилетий. Портрет русского писателя художник выполнил в той же уникальной технике классической гравюры, что и иллюстрации к «Дон Кихоту». Смена графических техник резко меняет пластику образов литературных героев «Преступления и наказания»: трагически-плоскостное видение линогравюры четверть века спустя меняется на острое, нервное, частое движение резца. И.Т. Богдеско создал три иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского в технике резцовой гравюры.

Об авторе

Ольга Юрьевна Кошкина
Галерея современного искусства «Матисс Клуб»
Россия

искусствовед, руководитель научного направления

Никольская пл., д. 6, Санкт-Петербург, 190068, Россия

кандидат искусствоведения

ORСID 0000-0002-1990-4814; SPIN 1389-6482



Список литературы

1. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. Москва : Государственная академия художественных наук, 1925. 191 с.

2. Воробьева Д. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы анализа и интерпретации текста : сборник научных трудов / Курганский государственный университет. Курган, 2016. С. 127—128.

3. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. Москва : Советский художник, 1988. 586 с.

4. Мусаева Н.Ф. Иллюстрации отечественных художников к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литературное обозрение: история и современность. 2011. № 1. С. 128—133.

5. Кошкина О.Ю. Творчество И.Т. Богдеско: специфика художественного языка книжной графики : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.04 / [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2017. 240 с.

6. Гольцов Д.Д. Илья Богдеско: иллюстрация, каллиграфия, станковая графика, рисунок, монументальное искусство : [альбом]. Москва : Советский художник, 1987. 148 с.

7. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. Москва : АСТ-Пресс КНИГА, 2004. 366 с.

8. Григорьев С.Ф. Илья Трофимович Богдеско. [Москва] : [Советский художник], [1970]. 146 с.

9. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений : в 15 т. Т. 5. Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1989. 575 с.

10. Писарева К.В. Поэтика детали в романах Ф.М. Достоевского 1860—80-х годов: гардероб действующих лиц : дис. … кандидата филологических наук : 10.01.01 / [Место защиты: Смоленский гос. ун-т]. Смоленск, 2018. 232 с.

11. Богдеско И.Т. Книжная графика : [альбом] / [предисл. Р. Гордина]. Кишинев : Лумина, 1977. 56 с.

12. Нирё Л. О значении и композиции произведения // Семиотика и художественное творчество : [сборник]. Москва : Наука, 1977. С. 125—151.

13. Майер П.А. Портретная характеристика в романах Ф.М. Достоевского (на материале образа героини романа «Преступление и наказание» Сони Мармеладовой) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 70—77.

14. Достоевский Ф.М. Кримэ ши педяпсэ = Преступление и наказание / ил. И.Т. Богдеско. Кишинев : Картя молдовеняскэ, 1971. 640 с.

15. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. Москва : РИП-холдинг, 2014. 212 с.

16. Калиничев Б.А. Ворота Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург : Гуманитарная академия, 2019. 317 с.

17. Богдеско И.Т. Круг за кругом / сост. Наталья Багрова. Кишинев : [Б. и.], 2014. 135 с.

18. Бахтин М.М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 6 : Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х — 1970-х гг. Москва : Русские словари, 2002. 505 с.

19. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. Москва : Просвещение, 1990. 302 с.

20. Пьех Э. Образ Петербурга в романах «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и «Петербург» Андрея Белого // Художественный текст глазами молодых : материалы конференции. Ярославль, 2017. С. 57—60.

21. Ясновидец человеческой души — Ф.М. Достоевский // Нижегородский государственный выставочный комплекс : [сайт]. URL: http://www.ngvk.ru/news/2015/12/25/1680/ (дата обращения: 09.12.2020).

22. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XXвеков. Москва : Искусство, 1987. 367 с.

23. Гравюра на металле: к 115-летию Русского музея : [каталог]. Санкт-Петербург : Palace Editions, 2013. 142 с.


  • Иллюстрирование «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского выявляет разноплановость образного мышления отечественных книжных иллюстраторов и широчайший диапазон используемых графических техник, в том числе, разнообразие печатных техник.
  • Визуальное изложение образов романа И.Т. Богдеско в технике линогравюры (первый вариант иллюстративного цикла) ярко демонстрирует условно-декоративный принцип организации композиции.
  • Издание «Кримэ ши педяпсэ» («Преступление и наказание») на молдавском языке – измененно-дополненный линогравюрный цикл и комплексное решение дизайна книги художником.
  • Проявление особенности стилистики И.Т. Богдеско в новом варианте иллюстративного цикла: техника резцовой гравюры для нетривиального решения – исключительно выверенная композиция, тщательная проработка деталей, богатство светотеневой моделировки.

Для цитирования:


Кошкина О.Ю. Визуализация образов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в творчестве книжного графика И.Т. Богдеско. Обсерватория культуры. 2021;18(2):150-163. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-150-163

For citation:


Koshkina O.Yu. Visualization of Images from F.M. Dostoyevsky’s Novel “Crime and Punishment” in Works of the Book Graphic Artist I.T. Bogdesko. Observatory of Culture. 2021;18(2):150-163. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-150-163

Просмотров: 29


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)