«Развалинами Берлина удовлетворен»: образ немецкой столицы в советской графике 1945 года
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-564-575
Реферат
Художник, оказавшийся в последние дни войны в поверженной столице врага, не может бесстрастно фиксировать ее объекты. На их отбор и характер изображения оказывают влияние многие факторы. Один из них — удовлетворение от свершившегося возмездия, осознание торжества исторической справедливости. По мнению исследователей, такие реакции неизбежны. В статье предложено рассмотреть с данной точки зрения рисунки, созданные советскими художниками в Берлине весной и летом 1945 года. Подобный анализ визуального образа немецкой столицы проводится впервые. Он показывает, что упомянутые реакции не были единственными. В графике первых послевоенных дней не менее наглядно и последовательно выражены иные чувства и интенции авторов: желание точно задокументировать, закрепить в истории образ города и его отдельных сооружений, счастье от наступившей мирной тишины и просто интерес к памятникам европейского искусства.
В статье берлинские пейзажи исследуются как свидетельства перехода от фронтовой графики, обращенной к визуальной фиксации следов войны, к графике мирного времени; от документальности — к художественности; от мировосприятия человека воюющего — к взгляду на мир человека, дожившего до победы. При данном подходе важно было рассмотреть графические образы Берлина в единстве с дневниковыми и мемуарными текстами, принадлежащими как художникам, так и обычным солдатам, участникам штурма Берлина. Сочетание вербальных и визуальных источников помогает более объемно представить образ немецкой столицы, существовавший в общественном сознании, а также специфичность его репрезентации средствами изобразительного искусства.
Ключевые слова
Об авторе
Ирина Ильинична РуцинскаяРоссия
кафедра региональных исследований,
профессор
Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Москва, 119192, Россия
доктор культурологии
ORCID 0000-0002-4033-8212; SPIN 4563-6188
Список литературы
1. Гермер Э. Лоскутки детства : (из жизни частного человека) : роман. Санкт-Петербург : Геликон Плюс, 2017. 465 с.
2. Эренбург И.Г. Летопись мужества. Москва : Советский писатель, 1983. 351 с.
3. Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. Москва : РОССПЭН, 1999. 382 с.
4. Сенявская Е.С. Человек на войне: историко-психологические очерки. Москва : Институт российской истории РАН, 1997. 226 с.
5. Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. Москва : РОССПЭН, 2006. 287 с.
6. Уранова С.С. Четыре года в шинели: фронтовой дневник художницы 1942—1945. [Москва] : [Советский художник], [1967]. 134 с.
7. Кричевский И.Д. Путь к Рейхстагу: Фронтовые рисунки : альбом. Москва : Изобразительное искусство, 1990. 60 с.
8. Ржевская Е.М. Берлин, май 1945: Записки военного переводчика. Москва : Детская литература, 1985. 207 с.
9. Неустроев С.А. Русский солдат на пути к рейхстагу : [мемуары]. Краснодар : Традиция, 2015. 198 с.
10. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Избранные статьи : [в 3 т.]. Т. 1. Таллинн : Александра, 1992. С. 191—199.
11. Субботин В.Е. Как кончаются войны. Москва : Воениздат, 1968. 336 с.
12. Письма с фронта: путь на Берлин [Электронный ресурс] // Тюменская правда, 2016. № 12. URL: http://tyum-pravda.ru/obshestvo-main/22535-pisma-s-fronta-put-na-berlin (дата обращения: 20.02.2020).
13. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. Москва : Академия художеств СССР, 1951. 305 с.
14. Гуторович А. Падение рейхстага // Огонек. 1945. № 24. С. 3—4.
15. Морозов А.И. Подвиг и слава. Искусство на войне// Третьяковская галерея. 2013. № 3. С. 114—143.
16. Чуйков В.И. Конец третьего рейха. Москва : Советская Россия, 1973. 303 с.
17. Великая Отечественная в письмах / сост. В.Г. Гришин ; 2-е изд., доп. Москва : Политиздат, 1982. 351 с.
18. Малинина Т.Г. Документальное и художественное в портретной зарисовке военных лет (по материалам центрального музея Великой Отечественной войны) // Предмет архитектуры: искусство без границ : сборник научных работ. Москва : Прогресс-Традиция, 2011. С. 389—411.
19. Сысоев В.П. Александр Дейнека : монография [Электронный ресурс]. Москва : Изобразительное искусство, 1989. 326 с. URL: http://art.liim.ru/hr/hr24_05_5.html (дата обращения: 20.02.2020).
20. Степанян Н. Искусство России ХХ века : Взгляд из 90-х. Москва : ЭКСМО-Пресс, 1999. 316 с.
- Изображения Берлина – вражеской столицы в момент ее падения – неожиданно широко представлены в советской графике 1945 года.
- Визуальные образы фашистской столицы сочетали репрезентацию символов Берлина, хорошо известных каждому советскому человеку, и документирование военных реалий мая 1945 года.
- Переход от фронтовой графики к графике мирного времени, столь наглядно представленный в берлинских пейзажах, сопровождался усложнением художественных приемов изображения и нарастанием субъективного авторского начала.
Рецензия
Для цитирования:
Руцинская И.И. «Развалинами Берлина удовлетворен»: образ немецкой столицы в советской графике 1945 года. Обсерватория культуры. 2020;17(6):564-575. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-564-575
For citation:
Rutsinskaya I.I. “Satisfied with the Ruins of Berlin”: The German Capital’s Image in Soviet Graphics of 1945. Observatory of Culture. 2020;17(6):564-575. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-564-575