Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Музейные образовательные онлайн-продукты: предпосылки создания и перспективы развития

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-80-92

Полный текст:

Реферат

В данной статье авторы рассматривают различные образовательные онлайн-продукты, разработанные музеями как самостоятельно, так и в сотрудничестве с образовательными учреждениями. Проведенный анализ позволил выявить пул онлайн-продуктов музеев, включающий массовые открытые онлайн-курсы (МООК), специализированные профессиональные онлайн-курсы, обучающие игры, мобильные приложения и подкасты. Определены преимущества и особенности каждого из видов музейных онлайн-продуктов и перспективы включения их в образовательный процесс.

Целью исследования являлось выявление активности музеев различных профилей и музейных сообществ в разработке и внедрении образовательных онлайн-продуктов как в собственную образовательную деятельность, которую осуществляет все большее число музеев, так и в процесс формального и неформального образования совместно с реализующими его вузами, школами, учреждениями дополнительного образования. В ходе исследования было установлено, что музеи разрабатывают как традиционные для системы высшего профессионального образования МООК, так и не применяющиеся широко в настоящее время, но перспективные для формального и, особенно, неформального образования такие онлайн-продукты, как обучающие игры, подкасты и мобильные приложения с образовательным контентом. Важным результатом исследования явился вывод о распространенной практике сотрудничества музеев с вузами по поводу совместной разработки онлайн-продуктов, а также о целесообразности развертывания подобной работы с учебными заведениями среднего общего и профессионального образования.

Проведенный авторами анализ системы музейных образовательных онлайн-продуктов позволил сделать вывод о появлении на рынке онлайн-образования новых игроков — музеев в качестве организаций, создающих и использующих в своей деятельности различные онлайн-ресурсы, в том числе возможные для применения в сфере образования.

Об авторах

Валерий Эрнстович Гордин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Лаборатория экономики культуры,
заведующий

Кантемировская ул., д. 3, корп. 1, Санкт-Петербург, 192171, Россия

доктор экономических наук, профессор

ORCID 0000-0002-6079-4960; SPIN 8514-5440



Ирина Алексеевна Сизова
https://www.hse.ru/org/persons/303964729
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

лаборатория экономики культуры,
научный сотрудник

Кантемировская ул., д. 3, корп. 1, Санкт-Петербург, 192171, Россия

кандидат исторических наук

ORCID 0000-0003-1607-7275; SPIN 4566-5029



Список литературы

1. Hooper-Greenhill E. Museum and Gallery Education. Leicester : Leicester University Press, 1991. 213 р.

2. George E.H. Learning in the Museum. London ; New York : Routledge, 1998. 216 р.

3. Исследование российского рынка онлайн-образования 2020 / TalentTech, Нетология, EdMarket // EdMarket research : [офиц. сайт]. URL: http://research.edmarket.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

4. Переосмысливая образование : образование как всеобщее благо? / ЮНЕСКО. Париж : ЮНЕСКО, 2015. 96 с. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232555_rus/PDF/232555rus.pdf.multi (дата обращения: 08.09.2020).

5. Chong C., Smith D. Interactive Learning Units on Museum Websites // Journal of Museum Education. 2017. Vol. 42, Issue 2 : Identifying and Transforming Racism in Museum Education. Р. 169—178. DOI: 10.1080/10598650.2017.1301626.

6. Артамонов А. Музейный сайт как инструмент музейного просвещения // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / отв. ред. А. Щербакова ; сост. Н. Копелянская. Москва, 2012. С. 124—138.

7. Ology : The Science Website for Kids // The American Museum of Natural History : [офиц. сайт]. URL: https://www.amnh.org/explore/ology (дата обращения: 06.09.2020).

8. Tate Kids [арт-сайт для детей] // Tate : [офиц. сайт]. URL: https://www.tate.org.uk/kids (дата обращения: 28.09.2020).

9. Shahani L., Economou M., Nikonanou N. Museums Curating Online Content Using Web 2.0: Making Cultural Production More Democratic? // The Annual Conference of the International Documentation Committee of the International Council of Museums, (Athens, September 15—18, 2008) : [материалы конференции]. URL: http://cidoc.mini.icom.museum/wp-content/uploads/sites/6/2018/12/40_papers.pdf (дата обращения: 06.09.2020).

10. Bocatius B. Education And Learning in Museums 2.0 — German Museums and the WEB 2.0 // Kunstgeschichte : Open Peer Reviewed Journal, 15 June 2011. URL: https://www.kunstgeschichte-ejournal.net/166/ (дата обращения: 06.03.2020).

11. Eid H. Digital Social Innovation and the Evolving Role of Digital in Museums // The 23rd Annual Museums and the Web Conference, (Boston, April 2—6, 2019) : [материалы конференции]. URL: https://mw19.mwconf.org/paper/digital-social-innovation-and-the-evolving-role-of-digital-in-museums/ (дата обращения: 10.09.2020).

12. Verboom J., Arora P. Museum 2.0: a Study into the Culture of Expertise within the Museum Blogosphere // First Monday. 5 August 2013. Vol. 18, № 8. URL: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/4538/3735 (дата обращения: 06.09.2020).

13. Howes D. To MOOC or Not to MOOC? MoMA Says YES // The Museum of Modern Art : [офиц. сайт], 13 July 2013. URL: https://www.moma.org/explore/inside_out/2013/07/08/to-mooc-or-not-to-mooc-moma-says-yes/ (дата обращения: 10.09.2020).

14. Алферов А.И., Греф А.Э., Скилова С.Ю., Слонимская Е.А., Афанасьев А.Г. Мир русской избы и русской игрушки : [онлайн-курс] // Образование на русском : портал / Гос. ун-т русск. языка им. А.С. Пушкина. URL: https://pushkininstitute.ru/external_courses/11 (дата обращения: 28.09.2020).

15. Krasnoshchekova L., Ananieva L., Martynova T. Myths and Facts About Rocks [онлайн-курс] // Iversity : [образовательная платформа]. URL: https://iversity.org/en/courses/myths-and-realities-of-stone (дата обращения: 06.09.2020).

16. Charr M. How Museums are Using Minecraft to Gamify Learning Experiences // MuseumNext : Museum News, Jobs and Magazine, 17 November 2019. URL: https://www.museumnext.com/article/minecrafting-the-museum/ (дата обращения: 18.09.2020).

17. Kelly L., Bowan A. Gamifying the Museum: Educational Games for Learning // The 18th Annual Museums and the Web Conference (Daejeon and Seoul, October 7—10, 2014) : [материалы конференции]. URL: https://mwa2014.museumsandtheweb.com/paper/gamifying-the-museum-educational-games-for-learning/ (дата обращения: 10.09.2020).

18. Fornasari A. When the Museum Turns into a Mixed Reality Lab. Augmented Reality and Learning Processes // 11th International Conference on Technology, Education and Development (INTED) (Valencia, March 6—8, 2017) : [материалы конференции]. Р. 9660—9665. DOI: 10.21125/inted.2017.2279.

19. Hethmon H. Podcasting in 2019: An Introduction for Museums // The 23rd Annual Museums and the Web Conference (Boston, April 2—6, 2019) : [материалы конференции]. URL: https://mw19.mwconf.org/paper/podcasting-in-2019-an-introduction-for-museums/ (дата обращения: 10.09.2020).

20. Coates C. What can Massive Open Online Courses do for Museums? // MuseumNext : Museum News, Jobs and Magazine, 21 February 2019. URL: https://www.museumnext.com/article/what-can-moocs-do-for-museums/ (дата обращения: 18.09.2020).

21. Parry R., Moseley A., Gretton N., Tunstall R., Mobbs M. Why MOOCs Matter: The Consequence of Massive Open Online Courses for Museums, Universities, and Their Publics // The 20th Annual Museums and the Web Conference (Los Angeles, April 6—9, 2016) : [материалы конференции]. URL: https://mw2016.museumsandtheweb.com/paper/why-moocs-matter-the-consequence-of-massive-open-online-courses-for-museums-universities-and-their-publics/ (дата обращения: 06.09.2020).


Для цитирования:


Гордин В.Э., Сизова И.А. Музейные образовательные онлайн-продукты: предпосылки создания и перспективы развития. Обсерватория культуры. 2021;18(1):80-92. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-80-92

For citation:


Gordin V.E., Sizova I.A. Museum Educational Online Products: Creation Prerequisites and Development Prospects. Observatory of Culture. 2021;18(1):80-92. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-80-92

Просмотров: 32


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)