Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Жан-Оноре Фрагонар: новое в понятиях «эскизность» и «законченность»

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-174-185

Полный текст:

Реферат

Вторая половина XVIII в. — время, когда в восприятии искусства происходят активные изменения, переосмысливаются многие понятия и явления. Одним из них стал живописный эскиз, превратившийся из подготовительной стадиальной работы в самостоятельное, полноценное произведение. Свой вклад в это переосмысление внесли многие теоретики и критики искусства, а также сами живописцы. Молодые художники, охладевшие к историческому жанру и равнодушные к академической доктрине, осуществляли поиск новых средств выразительности, используя эскизную манеру для придания произведениям новой динамичности и создания впечатления «легкости исполнения». Статья посвящена Ж.-О. Фрагонару (1732—1806) — мастеру, в творчестве которого «эскизность» превратилась в осознанный художественный прием, используемый как в работах малого формата, так и в масштабных полотнах и даже панно. Применение подобного приема в произведениях значительного размера представляется исключительным новаторством, которое не было, однако, оценено современниками мастера и даже исследователями последующих двух веков. Если серия «фантазийных портретов» получила достаточное освещение в научной литературе, то панно «Этапы любви» только сейчас начинает осознаваться исследователями как необычный и смелый для своего времени опыт. Опираясь на анализ избранных произведений мастера, автор выстраивает свое оригинальное исследование, призванное осветить особую роль Ж.-О. Фрагонара в эволюции искусства на пути от Нового к Новейшему времени. Малая разработанность темы в отечественной и относительная во французской историографии предопределила актуальность данного исследования и потребовала от автора, помимо работы с литературой, постоянного непосредственного обращения к источникам XVIII в., таким как трактаты знатоков и теоретиков искусства, критические сочинения, каталоги, выпускаемые к выставкам, проводимым Королевской академией живописи и скульптуры, а также Академией св. Луки.

Об авторе

Елена Евгеньевна Агратина
Московская государственная академия хореографии;Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

кафедра хореографии и балетоведения,
доцент

2-я Фрунзенская ул., д. 5, Москва, 119146, Россия

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
исторический факультет,
докторант

Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4, Москва, 119192, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0001-9842-0967; SPIN 6691-3631



Список литературы

1. Les Etapes de la création : esquisses et dessins de Boucher à Isabey : [exposition] /Galerie Cailleux (Paris, 12 juin — 13 juillet 1989). Paris, 1989. 140 p.

2. L’Apothéose du geste : L’Esquisse peinte au siècle de Boucher et Fragonard : Catalogue de l’exposition. Strasbourg : Musées de Strasbourg, 2003. 255 p.

3. Дидро Д. Салоны : [в 2 т.] / [пер. c фр. ; сост., общ. ред. Л.Я. Рейнгардт]. Москва : Искусство, 1989. Т. 1. 267 с. ; Т. 2. 398 с.

4. Chatelus J. Peindre à Paris aux XVIIIe siècle. Paris, 1991. 256 p.

5. Piles R. L’idée du peintre parfait (1699). Paris : Gallimard, 1993. 152 р.

6. Batteux Ch. Les Beaux-Arts réduits à un principe. [1746]. Paris, 1773. 329 р.

7. Caylus A.-C.-Ph., de. Dissertation lue à l’Académie de Peinture. De la légèreté d’outil // Mércure de France. 1756. Septembre. P.207—226.

8. Dandré-Bardon F. Traité de peinture suivi d’un essai sur la sculpture. Vol. 1. Paris, 1765. LX, 398 р.

9. Guiffrey J. Livrets des expositions de l’Académie de Saint-Luc à Paris pendant les années 1751, 1752, 1753, 1756, 1762, 1764 et 1774. Paris : Baur et Détaille, 1872. 177 р.

10. Explication des peintures, sculptures et autres ouvrages de Messieurs de l’Académie royale dont l’exposition a été ordonnée, suivant l’intention de Sa Majesté, par M. de Vandière… Paris, de 1753 à 1791.

11. Jollet E. Catalogue de l’exposition «L’apothéose du geste. L’esquisse peinte au siècle de Boucher et de Fragonard», Strasbourg, musée des Beaux-Arts (7 juin 2003 — 14 septembre 2003) et Tours, musée des Beaux-Arts (11 octobre 2003 — 11 janvier 2004), 2003 : [compte-rendu] / Genesis Manuscrits-Recherche-Invention) / Année 2004. № 24. P. 190—193.

12. Rosenberg P. Fragonard, exposition Paris, Grand-Palais et New York, Metropolitan Museum of Art. Paris : Edition de la Réunion des musées nationaux, 1987. 640 р.

13. Milam J. Fragonard’s playful paintings: visual games in rococo Art. Manchester University Press, 2006. 288 р.

14. Mauclair C. Fragonard. Biographie critique. Paris : Henri Laurens, 1904. 132 р.

15. Percival M. Fragonard and the fantasy figure: painting the imagination. New York : Routledge, 2017. 260 p.

16. Dupuy-Vaché M.-A. Fragonard: les plaisirs d’un siècle. Paris : Musée Jaquemart-André, 2007—2008. 183 p.

17. Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века: к проблеме национальной специфики : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.04. Москва, 1978. 205 с.

18. Mémoires secrets de Bachaumont de 1762 à 1787. Vol. 4. 1772—1774. Paris : Brissot-Thivars, 1830. 452 p.

19. Renou A. Dialogues sur la peinture. Seconde édition, enrichie de notes... Paris ; Tartouillis, 1773—1774. 166 p.

20. Sсhroder А. Fragonard’s later career: The «Contes et Nouvelles» and the progress of love revisited. The Art bulletin. Vol. 93. № 2 (June 2011). P. 150—177.

21. Goncourt E. et G. L’art du dix-huitième siècle. Vol. 1—2. Paris : Rapilly, 1873—1874. 530 p.

22. Chastel A. L’Art français. XVIIe & XVIIIe siècles. Paris : Flammarion, 1995. 399 р.


  • Живописный эскиз в XVIII столетии превращается в осознанный художественный прием.
  • Немалую роль в этом процессе сыграли мастера, склонные к активным творческим поискам и новаторству, такие как Ж.-О. Фрагонар.
  • Применение Фрагонаром «эскизной» манеры в произведениях большого масштаба явилось необычным и смелым опытом.
  • Предложив новую трактовку крупноформатной и монументальной живописи, мастер предвосхитил открытия художников второй половины следующего — XIX столетия.

Для цитирования:


Агратина Е.Е. Жан-Оноре Фрагонар: новое в понятиях «эскизность» и «законченность». Обсерватория культуры. 2021;18(2):174-185. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-174-185

For citation:


Agratina E.E. Jean-Honoré Fragonard: The New in the Notions of “Sketchiness” and “Completeness”. Observatory of Culture. 2021;18(2):174-185. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-174-185

Просмотров: 112


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)