Музыкальные интонации в сказе Н.С. Лескова «Левша» и их воплощение в одноименной опере Р.К. Щедрина
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-272-283
Реферат
Статья посвящена проявлениям музыкальности в творчестве Н.С. Лескова и ее влиянию на произведения в других видах искусства, созданные на сюжеты писателя (в частности, в жанре оперы). Основное внимание сосредоточено на сказе «Левша», в качестве примеров использованы фразы одного из персонажей — атамана Платова.
Предлагаемый автором статьи подход основан на структурном, жанровом и интонационно-ритмическом анализе текста первоисточника с фиксацией его особенностей. Записанные с помощью условных нотных знаков возможные интонационные и ритмические варианты прочтения отдельных литературных фраз позволяют не только наглядно сравнивать оттенки их смыслового наполнения, но и сопоставлять их с музыкальными версиями, представленными в опере Р.К. Щедрина «Левша» (2013). Соотнесение графических схем интонационных структур текстовых и мелодических фраз позволяет предметно установить соответствия и расхождения в них. Кроме того, в статье отмечаются такие музыкальные выразительные средства, позволяющие передать интонацию речи персонажа и обрисовать характерные черты его образа, как тембр, темп, динамика и т. п.
На основании проведенного исследования делается вывод о влиянии текстовых интонаций на формирование восприятия образа персонажа и мелодику его «омузыкаленной» речи.
Предлагаемая автором методика интонационно-ритмического анализа прозаического литературного текста является новой разработкой в области изучения проблем взаимовлияния литературы и музыки; она может найти широкое применение в исследованиях данного направления.
Ключевые слова
Об авторе
Татьяна Михайловна СиверскаяРоссия
кафедра музыковедения и композиции,
преподаватель
Марксистская ул., д. 36, Москва, 109044, Россия
ORCID 0000-0002-5771-8430; SPIN 6384-4324
Список литературы
1. Клочков А.В. Лингвостилистические особенности литературного сказа в межъязыковом аспекте : автореф. дис. … канд. филологических наук: 10.02.19. Орел, 2006. 24 с.
2. Краснов П.Н. Чуткий художник и стилист // Труд. Вестник литературы и науки. 1895. № 5. С. 448—457.
3. Новикова-Строганова А. «Слово, которое проповедуем…». К 120-летию со дня смерти Н.С. Лескова // RELGA : научно-культурологический журнал. Ростов-на-Дону, 2015. № 3 (291). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4157&level1=main&level2=articles (дата обращения: 04.05.2021).
4. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж : Воронежский государственный университет, 1978. 286 с.
5. Гроссман Л.П. Лесков // Собрание сочинений : в 5 т. Т. 4. Мастера слова. Москва : Книгоиздательство «Современные проблемы» Н.А. Столляр, 1928. URL: http://az.lib.ru/g/grossman_l_p/text_1925_leskov.shtml (дата обращения: 04.05.2021).
6. Эйхенбаум Б. Чрезмерный писатель // О прозе : сборник статей. Ленинград, 1969. С. 327—345.
7. Сиверская Т.М. Лесков и музыка: о некоторых аспектах музыкальности литературного языка писателя // Музыковедение. 2020. № 2. С. 41—46.
8. Опарина Ю.М. Музыка слова и слово в музыке: поэзия А. Блока в произведениях отечественных композиторов : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.02. Москва, 2014. 482 с.
9. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Русский язык, 1989. 241 с.
10. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. Москва : Гослитиздат, 1959. 654 с.
11. Поздина И.В. Повести Н.С. Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтики и народной культуры : автореф. дис. … канд. филологических наук : 10.01.01. Екатеринбург, 2009. 22 с.
12. Яковенко А.А. Интонационный курсив в письменном художественном тексте : дис. … канд. филологических наук : 10.02.19. Санкт-Петербург, 2007. 235 с.
13. Дашкевич В.С. Теория интонации. Москва : Вест-Консалтинг, 2012. 185 с.
14. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. Москва : Композитор, 1993. 265 с.
15. Красноперова М.А. К вопросу о становлении анапестического ритма в русском народном восьмисложном стихе // Русский фольклор. Санкт-Петербург, 2004. Т. 32. С. 108—129.
16. Шенберг А. Лунный Пьеро : Мелодрамы: Соч. 21: Для голоса, ф.-п., флейты, флейты-пикколо, кларнета, бас-кларнета, скрипки, альта и виолончели. Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1974. 127 с.
17. Дудин В. Разгадка Левши // Российская газета. 2013. 30 июля (№ 165). URL: https://rg.ru/2013/07/30/levsha.html (дата обращения: 04.05.2021).
18. Лесков Н. Левша : Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Петрозаводск : Карелия, 1983. 32 с.
- Музыкальность является одной из важнейших черт литературного языка Н.С. Лескова.
- Во многих произведениях писателя особую роль играют интонация и ритм текста. Некоторые фразы могут быть прочитаны многовариантно, что создаёт разное смысловое наполнение.
- Авторские ритмоинтонации сказа Н. Лескова «Левша» находят отражение в одноименной опере Р. Щедрина.
Рецензия
Для цитирования:
Сиверская Т.М. Музыкальные интонации в сказе Н.С. Лескова «Левша» и их воплощение в одноименной опере Р.К. Щедрина. Обсерватория культуры. 2021;18(3):272-283. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-272-283
For citation:
Siverskaya T.M. Musical Intonations in N.S. Leskov’s Tale “The Left-Hander” and their Embodiment in the Opera of the Same Name by R.K. Shchedrin. Observatory of Culture. 2021;18(3):272-283. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-272-283