Обратный региональный эффект общесоюзной унификации (на примере союза художников Восточной Сибири)
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-212-223
Реферат
Становление союзов советских художников в отдаленных частях страны не изучено полностью, но представляет интерес для понимания процессов формирования отечественного изобразительного искусства. Один из важнейших документов для советского культурного пространства 1930-х гг. — постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года. Его воздействие имеет пролонгированный характер: объединения деятелей искусства, первоначально созданные в виде регулируемых союзов, существуют и в наше время, имея уже статус образований, освобожденных от прямого государственного управления. В качестве основного объекта настоящего исследования выступает организация, объединившая мастеров изобразительного искусства обширной территории — Восточно-Сибирский краевой союз советских художников. Источниковой базой исследования служат архивные документы, позволяющие реконструировать процесс объединения провинциальных художников в единую регулярную организацию и оценить решения ЦК ВКП(б) с точки зрения развития культурного пространства Восточно-Сибирского края. Несмотря на общие для создания подобных институций регулятивные действия, процесс организационного объединения советских художников на периферии имел ряд особенностей, определяющих итоговую оценку действия упомянутого выше постановления ЦК ВКП(б). Показано, что географическая удаленность от столицы, отрыв от культурных центров, тяжелые климатические условия, малочисленность населения на значительной по размерам территории, технические коммуникационные сложности обусловили как специфику процессов сибирского социального дизайна, так и необходимость определенных решительных действий и поддержки со стороны властных структур в создании жизнеспособного объединения мастеров изобразительного искусства.
Об авторе
Яна Юрьевна ЛисицинаРоссия
кафедра журналистики и медиаменеджмента,
доцент
Карла Маркса ул., д. 1, Иркутск, 664003, Россия
кандидат исторических наук,
член Союза художников России
ORCID 0000-0002-3547-587X; SPIN 8094-6233
Список литературы
1. Добренко Е.А. Поздний сталинизм: эстетика политики : в 2 т. Москва : Новое литературное обозрение. 2020. Т. 1, 712 с.; Т. 2, 600 с.
2. Добренко Е.А. Политэкономия соцреализма. Москва : Новое литературное обозрение, 2007. 586 с. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»); (Новое литературное обозрение. Культурология).
3. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Москва : Галарт, 1994. 295 с.
4. Гройс Б.Е. Gesamtkunstwerk Сталин : монография. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2013. 168 с.
5. Манин В.С. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1919—1941 годов. Санкт-Петербург : Аврора. 2008. 391 с.
6. Меерович М.Г. Союз советских архитекторов СССР. Предыстория создания и начальный период существования // Архитектон: известия вузов. 2017. № 2 (58). URL: http://archvuz.ru/2017_2/8/ (дата обращения: 05.07.2020).
7. Георгиев А.А. Творческие союзы как элементы тоталитарной системы : 1932—1941 гг. : дис. … канд. истор. наук : 07.00.02. Санкт-Петербург, 1999. 275 с.
8. Иогансон Б.И. Парадоксы художественной жизни в 1930-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13). Ч. 2. C. 91—95. URL: www.gramota.net/materials/3/2011/7-2/24.html (дата обращения: 15.07.2020).
9. Иогансон Б.И. Московский союз художников. Взгляд из XXI века. Книга 1. Москва : БуксМАрт, 2019. 296 с.
10. Гоффман Э. Тотальные институты: очерки о социальной ситуации психически больных пациентов закрытых учреждений / пер. с англ. А. Салина, науч. ред. А. Корбут. Москва : Элементарные формы, 2019. 464 с.
11. Муратов П.Д. Сибирская тема // Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Ленинград : Художник РСФСР, 1974. 143 с.
12. Объединение художников и 1-я художественная выставка // Сибирские огни. 1927. № 3 : май — июнь. С. 232—235.
13. Списки членов пролетарских писателей АПП Вост. Сиб. Краевой организации и материалы о работе союза писателей Сибири // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 123. Оп. 4. Д. 12. 262 л.
14. Хроника // Сибирские огни. 1931. № 7—8 : июль — август. С. 126—128.
15. Лисицина Я.Ю. О роли иркутских художников в создании Союза советских художников в Восточно-Сибирском крае, 1930-е гг. // Двенадцатые Байкальские социально-гуманитарные чтения: материалы. В 2 т. Т. 1. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2019. С. 63—69.
16. Постановления и выписки из протоколов Восточно-Сибирского Крайкома ВКП (б) // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 123. Оп. 4. Д. 83. 366 л.
17. Материалы первой краевой конференции художников Восточно-Сибирского края // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. р-2803. Оп. 1. Д. 7. 38 л.
18. За творческую работу! // Будущая Сибирь. 1932. № 3 : май — август. С. 111—112.
19. Лисицина Я.Ю. Союз советский, но без СССР // Проект Байкал. 2019. Т. 16, № 59. С. 106—110.
20. Материалы Всероссийской передвижной выставки, посвященной 20-летию освобождения Сибири от Колчака // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. р-2802. Оп. 1. Д. 15. 97 л.
21. Протоколы филиалов ССХ: Красноярского, Нижнеудинского, Улан-Удэнского и Читинского... 1934—1936 // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. р-2803. Оп 1. Д. 10. 125 л.
Становление профессионального изобразительного искусства на обширных сибирских территориях первой трети ХХ в. имело свои особенности: удаленность от столицы, отрыв от культурных центров, тяжелые климатические условия, малочисленность населения, сложности с коммуникацией. Все это не способствовало объединению художников в единую регулярную организацию, способную действовать и решать насущные проблемы мастеров: выставочные, творческие, материально-бытовые и пр. Постановление ЦК ВКП (б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» оказало значительное влияние на развитие художественной жизни страны - искусство фактически оказалось подчинено государству, которое вогнало творцов в единые управляемые творческие союзы. Но, как ни парадоксально это звучит, этот документ оказал положительное влияние на вопрос образования и развития провинциальных художественных организаций, в том числе - Восточно-Сибирского краевого союза советских художников (1930-е гг.).
Рецензия
Для цитирования:
Лисицина Я.Ю. Обратный региональный эффект общесоюзной унификации (на примере союза художников Восточной Сибири). Обсерватория культуры. 2021;18(2):212-223. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-212-223
For citation:
Lisitsina Ya.Yu. The Reverse Regional Effect of the All-Union Unification (On the Example of the East Siberian Regional Union of Soviet Artists). Observatory of Culture. 2021;18(2):212-223. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-212-223