Культурное развитие малых и средних городов России как фактор сохранения национальной идентичности
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-240-253
Реферат
В статье рассматриваются наиболее значимые проблемы культурного развития малых и средних городов России в эпоху глобализации в условиях таких важнейших социальных угроз, как размывание национальной и культурной идентичности, утрата традиционного культурного ландшафта, сокращение культурного капитала.
Анализ законодательных и финансовых основ культурной политики в малых и средних городах России позволил выделить ключевые проблемные зоны государственной культурной политики.
Эмпирическая база исследования была получена в ходе реализации двух исследовательских проектов, проведенных в 2015 и 2019 гг., где основными методами были анализ документов, экспертное интервьюирование и кейс-стади наиболее успешных проектов в сфере культуры. Данные конкретных социологических исследований позволили рассмотреть состояние культурной сферы в малых и средних городах, выявить роль культурной активности городских сообществ в культурном процессе. По результатам кейс-метода были выделены наиболее успешные и эффективные проекты в культурной сфере, которые реализовывались в том числе на основе частно-государственного партнерства с привлечением гражданского общества.
Сделаны выводы о возможных направлениях культурной политики в малых и средних городах России, касающиеся финансирования, разработки стратегии городского развития и взаимодействия с местными сообществами.
Об авторе
Наталия Михайловна ВеликаяРоссия
Российский государственный гуманитарный университет,
социологический факультет, кафедра политической социологии и социальных технологий,
заведующая
Миусская пл., д. 6, Москва, 125993, Россия
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН,
Институт социально-политических исследований,
заместитель директора по научной работе
Фотиевой ул., д. 6, корп. 1, Москва, 119333, Россия
доктор политических наук, профессор
ORCID 0000-0001-5532-844X; SPIN 2176-4665
Список литературы
1. Howkins J. The Creative economy: How people make money from ideas. New York : Allen Lane, 2001. 263 p.
2. D’Angelo M., Vesperini P. Cultural policies in Europe: method and practice of evaluation. Strasbourg : Council of Europe Publishing, 1999. P. 18.
3. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1 (с изменениями на 1 апреля 2020 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/9005213 (дата обращения: 15.12.2020).
4. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 15.12.2020).
5. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // КонсультантПлюс : официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 15.12.2020).
6. Заявление членов Ученого совета Института философии РАН о концепции основ культурной политики // Институт философии РАН : официальный сайт. URL: http://iph.ras.ru/cult_polit.htm (дата обращения: 15.12.2020).
7. Регионы Российской Федерации // Электронный бюджет : единый портал бюджетной системы Российской Федерации. URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Регионы?_adf.ctrl-state=p3pm6k6eo_65®ionId=45 (дата обращения: 15.12.2020).
8. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / [перевод с английского Д. Кралечкина]. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 335 с.
9. Барбур Л., Брайен П. Развитие творческих индустрий: манчестерская модель / [перевод с английского] // Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 2004. С. 80—83.
10. Руденко Г. Каждый турист, приехавший в Елабугу, «выстрадан» сотрудниками музея // Бизнес Online : деловая электронная газета : официальный сайт. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/377416 (дата обращения: 15.12.2020).
11. В 2018 году Елабугу посетили 505 тысяч туристов // Новая Кама : официальный сайт газеты. URL: http://elabuga-rt.ru/news/novosti/v-2018-godu-elabugu-posetili-505-tysyach-turistov (дата обращения: 15.12.2020).
12. Соколова Т. [Истории успеха] // Сообщество выпускников бизнес-школы Сколково : сайт. URL: http://alumni.skolkovo.ru/content_page/item/80-successstory-sokolova (дата обращения: 15.12.2020).
13. Щегольков Ю. Надо чистить каналы коммуникаций // Экспертный совет по малым территориям : сайт. URL: http://rusregions.com/nado-chistit-kanaly-kommunikacij/ (дата обращения: 15.12.2020).
14. Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А., Русецкая О.В., Прибышин Т.К. Стратегии малых городов: территория творчества. Санкт-Петербург : Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2017. 68 c.
15. Балобанов А.Е., Каменская Е.А., Лукьянов А.Н., Маркарян М.Г., Марченко Г.В., Мачульская О.В., Розанова Е.Д., Совдагаров Р.С. Муниципальные стратегии — сделано в России / [под общ. ред. А.Е. Балобанова, А.Н. Лукьянова]. Мосва : Аспект Пресс, 2004. 206 с.
16. Богатырева Т.Г. Культурная политика в современной России и реформы в сфере культуры: поиски парадигмы действия // Наследие Отечества : научно-информационное агентство : официальный сайт. URL: http://old.nasledie.ru/politvnt/19_26/article.php?art=3 (дата обращения: 15.12.2020).
17. Музычук В.Ю. Финансирование культуры в России: шаг вперед и два назад // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 1 (41). С. 208—215.
- Деградация городской среды и культурной инфраструктуры, более низкое, по сравнению с областными центрами, качество жизни, высокий уровень безработицы и отток населения - печальная примета жизни малых и средних городов России. При этом локальная культура остается средой для формирования и воспроизводства национальной и общегражданской идентичности, а ее кризисное состояние фиксируется экспертным сообществом.
- Авторы, опираясь на анализ документов и мнение экспертов, рассматривают опыт реализации региональной и местной культурной политики в небольших провинциальных городах России за последние 20 лет, выявляют ее болевые точки, лежащие в плоскости бюджетирования и отсутствия грамотного стратегического планирования.
- Успешные культурные проекты и программы на местном уровне, которые стали возможными не только благодаря ограниченным мерам поддержки федеральной власти, в т.ч. в виде грантов, но и благодаря консолидированным действиям местной власти, городских сообществ и бизнеса.
- Позитивные сдвиги в подходах к развитию городов состоят в том, что культура начала рассматриваться как основание экономического развития территорий, а воспроизводство и развитие локальных культур, базирующееся на историко-культурном наследии, туризме, гражданском активизме могут быть фактором сохранения не только локальной, но и национальной идентичности.
Рецензия
Для цитирования:
Великая Н.М. Культурное развитие малых и средних городов России как фактор сохранения национальной идентичности. Обсерватория культуры. 2021;18(3):240-253. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-240-253
For citation:
Velikaya N.M. Cultural Development of Small and Medium-Sized Cities of Russia as a Factor of Preserving National Identity. Observatory of Culture. 2021;18(3):240-253. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-240-253