Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Дальний Восток России — Китай: пути и перспективы взаимодействия в академической музыкальной культуре

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-366-376

Полный текст:

Реферат

В статье рассматривается региональный фольклор как поле взаимодействия академической музыкальной культуры на Дальнем Востоке России и Китая. Начало систематического изучения академической музыкальной культуры Дальнего Востока России связано с формированием регионального творческого объединения композиторов Дальнего Востока (Союза композиторов), которому наследует сегодня Дальневосточное отделение Союза композиторов России. Отмечается многоэтничность региона и особая роль «диалога культур» в композиторском творчестве. Анализируется культура коренных народов и восточнославянская переселенческая культура Дальнего Востока России, а за пределами российских границ — самобытная культура стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Выделяется общность некоторых черт дальневосточного фольклора России и Китая. Рассматривается понятие «академическая музыкальная культура», включающее в себя: творчество композиторов, преемственно связанное с основами западноевропейской музыки, сформированными в период XVII—XIX вв., композиторское творчество XX в., включающее современные техники, музыкальное исполнительство, музыкально-исполнительскую инфраструктуру, обра­зовательное пространство и академическое музыкознание. Освещаются основные исследования традиционной музыкальной культуры Дальнего Востока России и Китая, академической музыкальной культуры региона, в сфере музыкально-компьютерных технологий.

Отмечены композиторы региона, основная направленность их творчества, исследователи академической музыкальной культуры региона, работы которых являются значимыми в осмыслении процессов развития современной отечественной музыкальной культуры. Освещается академическое композиторское творчество Китая, известное в России, очерчен круг научных интересов российских исследователей-востоковедов и исследователей музыкальной культуры из Китая.

Признается необходимость культурологического осмысления заявленной проблемы через исследование академического музыкального искусства, традиционной музыкальной культуры, музыкальной науки и музыкального образования. Роль музыкально-компьютерных технологий в музыкальной культуре и образовании на Дальнем Востоке России и Китая трактуется как важнейший компонент для взаимодействия в сфере академической музыкальной культуры, акцентируются проблемы информатизации современного музыкального образования.

Делается вывод об уникальном опыте композиторского творчества в Китае на основе традиционной музыки Дальнего Востока России. Особо выделяется ангемитонная пентатоническая основа китайской музыки как близкая ладовой организации музыки дальневосточных этносов, лежащая и в основе произведений фольклорной направленности музыки российских дальневосточных композиторов. В подобной ладотональной близости автор видит почву для взаимодействия культур Дальневосточного региона. Данный аспект признается важным с точки зрения создания целостного поликультурного пространства, основанного на принципах гуманизма.

Об авторе

Светлана Владимировна Мезенцева
Хабаровский государственный институт культуры
Россия

кафедра искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства,
заведующая

Краснореченская ул., д. 112, Хабаровск, 680045, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0002-4258-5436; SPIN 8324-2645



Список литературы

1. Айзенштадт А.М. Музыкальный фольклор народностей Нижнего Приамурья // Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири. Москва : Советский композитор, 1966. С. 5—53.

2. Бродский И.А. Аннотация к пластинке // Музыка народов Дальнего Востока СССР. 33Д-033187-8. Москва : Мелодия, 1973.

3. Соломонова Н.А. Музыкальный фольклор нанайцев, ульчей, нивхов (музыкально-этнографический очерк): автореф. дисс … канд. истор. наук. Москва, 1981. 25 с.

4. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. Москва : Восточная литература, 2002. 718 с.

5. Мамчева Н.А. Музыкальные инструменты в традиционной культуре нивхов. Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2012. 388 с.

6. Булгакова Т.Д. Камлания нанайских шаманов : монография. Т. 2. Furstenberg : Verlag der Kulturstiftung Sibirien, 2016. 311 c. (Языки и культуры народов Дальнего Востока России).

7. Соломонова Н.А. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX—XX вв. (Этномузыкологические очерки) : автореф. дис. ... докт. искусствоведения. Москва, 2000. 48 c.

8. Мезенцева С.В. Жанровая типология инструментальной музыки обрядовой культуры тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока России : дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2006. 191 с.

9. Галицкая С.П., Палахова А.Ю. Монодия: проблемы теории. Москва : Academia, 2013. 319 с.

10. Юнусова В.Н. Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии // Общество и государство в Китае. Т. XLIV. Ч. 2. С. 780—788. URL: https://china.ivran.ru/f/YUnusova_V.N._Izuchenie_kitajskoj_muzyki_v_Rossii.pdf (дата обращения: 03.06.2021).

11. Каратыгина М.И. Музыкальная культура Японии // Под парусом «Паллады». Иллюстрированный историко-этнографический альманах / [ред.-сост. В.В. Васильев]. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ, 2008. С. 59—81.

12. Лупинос С.Б. Экстрамузыкальная/интрамузыкальная семантика терминов в музыкальных культурах Китая, Кореи, Японии: Древность — Средневековье // Современное музыкальное образование — 2018 : материалы XVII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5—7 декабря 2018) / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. Вып. 1. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2019. C. 43—47.

13. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное : автореф. дис. … докт. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2002. 43 с.

14. Алябьева А.Г. Традиционная инструментальная музыка Индонезии в контексте мифопоэтических представлений : монография. Lap : Lambert Academic Publishing, 2011. 324 с.

15. Михайлов Дж.К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки / отв. ред. Т.Э. Цытович. Москва : Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1986. С. 3—20.

16. Лескова Т.В. Композиторский фольклоризм Дальнего Востока России в жанрово-стилевом контексте региональной музыки // Фундаментальные исследования. 2015. № 2—10. С. 2258—2266.

17. Матвеева Л.А. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока России (конец ХVIII в. — 1980-е гг.). Хабаровск : Частная коллекция, 2009. 288 с.

18. Чжен И.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий : автореф. диc. ... канд. культурологии. Чита, 2006. 21 c.

19. Айзенштадт С.А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики : автореф. дис. … докт. искусствоведения. Новосибирск, 2015. 49 с.

20. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) : историко-теоретический анализ : автореф. дис. ... докт. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2012. 41 с.

21. Белунцов В.О. Компьютер для музыканта : самоучитель. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2001. 459 с.

22. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна : Феникс+, 2007. 496 с.

23. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда // Современное музыкальное образование — 2002: материалы Международной научно-практической конференции / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова ; под общ. ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2002. С. 161—169.

24. Белов Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления композитора) // Современное музыкальное образование — 2002: материалы Международной научно-практической конференции / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова ; под общ. ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2002. С. 59—71.

25. Камерис А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта : дис. … канд. педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007. 282 с.

26. Gorbunova I.B., Kameris A. Music Computer Education Concept for Teachers: raising the Problem // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8, № 2S4. P. 913—918. DOI: 10.35940/ijrte.B1181.0782S419.

27. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education // Music Scholarship. 2018. № 4 (33). P. 55—64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.055-064.

28. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 — Педагогическое образование. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012. 190 с.

29. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format // Opcion. 2019. Vol. 35. Special Issue 22. P. 392—409.

30. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S., Tovpich I.O. Mathematical Methods of Research in Musicology: An Attempt of Analyzing a Material from Contemporary Historical Heritage (Reflections on Xenakis’ Book Musiques Formelles) // ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. Paris, France. 2018. P. 134—138. DOI: 10.17758/URUAE2.AE06184022.

31. Харуто А.В. Компьютерный анализ звука в музыкальной науке. Москва : Московская консерватория, 2015. 447 с.

32. Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии и современные композиторские техники в творчестве китайских музыкантов (к проблеме «Восток—Запад») // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 1 (68). С. 248—249.

33. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. Санкт-Петербург : Композитор, 2013. 219 с.

34. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5—2 (112). С. 388—395.

35. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches // Opcion. 2019. V. 35. Special Edition 24. P. 360—375.

36. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician // International Conference Proceedings: 10th International Conference on Advances in Science, Engineering and Technology (ICASET—18), 15th International Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies (EEHIS-18), Paris, June 20—21, 2018. Paris, France. 2018. P. 144—149. DOI: 10.17758/URUAE2.AE06184024.

37. Алиева И.Г., Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии как инструмент трансляции и сохранения музыкального фольклора (на примере Дальнего Востока России) // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 1. С. 140—149. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.140-149.

38. Alieva I.G., Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. Music Computer Technologies as a Worth-While Means of Folklore Studying, Preserving and Transmission // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2019. Vol. 24. № Extra 6. P. 118—131.


  • Музыкально-компьютерные технологии на Дальнем Востоке являются важнейшим компонентом для взаимодействия России и Китая в сфере академической музыкальной культуры и информатизации современного музыкального образования.
  • Региональный фольклор — это поле для взаимодействия академической музыкальной культуры на Дальнем Востоке России и Китая.
  • Признается необходимость культурологического осмысления проблемы взаимодействия культур через исследование академического музыкального искусства, традиционной музыкальной культуры, музыкальной науки и музыкального образования.

Рецензия

Для цитирования:


Мезенцева С.В. Дальний Восток России — Китай: пути и перспективы взаимодействия в академической музыкальной культуре. Обсерватория культуры. 2021;18(4):366-376. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-366-376

For citation:


Mezentseva S.V. The Russian Far East — China: Ways and Prospects of Interaction in Academic Musical Culture. Observatory of Culture. 2021;18(4):366-376. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-366-376

Просмотров: 262


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)