О проблеме негибельной утраты художественных ценностей на примере работ Николая Милиоти
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-164-173
Реферат
Статья знакомит с одним из эпизодов жизни художника Николая Дмитриевича Милиоти (1874—1962), активного участника художественных выставок начала XX века. Н.Д. Милиоти в 1920 г. покинул советскую Россию и до конца жизни оставался эмигрантом. Этим обстоятельством во многом объясняется то, что его жизнь и творчество по-прежнему мало изучены, включая рассмотренный в данной статье эпизод. Исследование дневниковых записей и переписки Н.Д. Милиоти, находящихся в разных архивах, позволило восстановить некоторые этапы жизни художника. В частности, в данной публикации освещается его участие в Балтийской выставке 1914 г., в результате которой часть работ осталась в Художественном музее города Мальмё. Как правило, исследователей, пишущих на эту тему, занимает судьба представленных на той выставке произведений Валентина Серова, Александра Головина, Василия Кандинского, Павла Кузнецова, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха и др. Но и фамилия Милиоти стояла тогда в ряду мастеров, которые были со временем признаны корифеями русского искусства, потому что его роль в художественной жизни того времени была также велика. Статья обозначает проблему утраты художественных ценностей, которые не были уничтожены или похищены, не являются бесследно исчезнувшими, но утрачены, скорее всего, безвозвратно. Проблема эта не теряет актуальности и сегодня. В качестве примера предложена история картин Н.Д. Милиоти, которые в одном собрании с работами других российских художников были отправлены в 1914 г. на международную Балтийскую выставку в город Мальмё (Швеция), но в Россию так и не вернулись. В разные годы предпринимались попытки вернуть работы в Россию, но обстоятельства указывают на то, что вероятность их возвращения и сегодня практически ничтожна.
Об авторе
Снежана Ивановна ФокинаРоссия
отдел учета музейных предметов и музейных коллекций,
заместитель заведующего
Лаврушинский пер., д. 10, Москва, 119017, Россия
ORCID 0000-0002-9749-4443; SPIN 3398-0115
Список литературы
1. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Ленинград : Искусство, 1991. 285 с.
2. Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. Москва : Согласие, 2000. 687 с.
3. Письмо И.С. Остроухова к А.П. Боткиной от 14 ноября 1912 г. // Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф. 48. Ед. хр. 729. Л. 1—3.
4. П. Художественные вести с запада // Аполлон. 1914. № 6—7. С. 119—120.
5. Мирский А. Искусство на Балтийской выставке в Мальмё // Аполлон. 1914. № 6—7. С. 120—122.
6. Р. Выставка русских художников в плену у немцев (Беседа с Н.К. Рерихом) // Петроградская газета. 1914. № 288. С. 4
7. Никандоров Н.И. Столетний плен Балтийской выставки // Первая мировая война и историческая память : материалы Декабрьских научных чтений, состоявшихся 18 декабря 2014 г. Москва, 2015. С. 150—160.
8. Коненков С.Т. Воспоминания. Статьи. Письма. Москва : Изобразительное искусство, 1984. [Т. 1]. 278 с.
9. Грабарь И.Э. Письма 1917—1941 гг. Москва : Наука, 1977. 422 с.
10. The Russian art exhibition. New York. 1924 // Искусство и архитектура русского зарубежья : сайт. URL: https://artrz.ru/download/1804816062/1805172601/1 (дата обращения: 03.11.2020).
11. Письмо Ф.И. Захарова к П.Д. Эттингеру от 30 марта 1925 г. // Отдел рукописей Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Ф. 29. Оп. III. Д. 1552.
12. Письмо Н.Д. Милиоти к М.И. Милиоти от 10 июня 1926 г. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 494. К. 1. Ед. хр. 10. Л. 79—84.
13. Письмо Н.Д. Милиоти к Магде Валлака от 20 июля 1950 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 803. Оп. 2. Ед. хр. 8. Л. 58.
14. Письмо Н.Д. Милиоти к М.И. Милиоти 1926 г. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 494. К. 1. Ед. хр. 11. Л. 119—120.
15. И.А. Бунин. Новые материалы. Вып. 2 / [сост.: О. Коростелев, Р. Дэвис]. Москва : Русский путь, 2010. 534 с.
16. Письмо-отношение Всесоюзно-Западной торговой палаты в Главискусство от 20 сентября 1928 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 645. Оп. 1. Ед. хр. 177. Л. 21.
17. Список художников и скульпторов, коим причитается оплата за участие в американской «Выставке-Базаре» в Нью-Йорке. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 645. Оп. 1. Ед. хр. 177. Л. 8—12.
18. Письмо Н.Д. Милиоти к М.И. Милиоти от 10 марта 1947 г. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 494. К. 1. Ед. хр. 10. Л. 89—92.
19. Письмо Андерса Росдала к С.И. Фокиной от 08 декабря 2014 г. Личная переписка автора.
20. The Russian art collection // Malmo art museum : [сайт]. URL: https://malmo.se/Uppleva-och-gora/Konst-och-museer/Malmo-Konstmuseum/Upptack-samlingen/Den-ryska-samlingen.html (дата обращения: 10.11.2020).
21. Толстой А.В. Художники русской эмиграции. Москва : Искусство-XXI век, 2005. 341 c.
- Тема вечно актуальная и для искусствоведов и для юристов - художественные ценности, которые не были уничтожены или похищены, не являются бесследно исчезнувшими, но для страны их происхождения утрачены навсегда.
- Произведения искусства, наделённые материальной ценностью беззащитны и подневольны, судьба их сравнима с судьбами людей, переживших лихолетья. Красноречивый пример - судьба картин русского художника Николая Милиоти и других участников Балтийской выставки в шведском Мальмё 1914-го года.
Рецензия
Для цитирования:
Фокина С.И. О проблеме негибельной утраты художественных ценностей на примере работ Николая Милиоти. Обсерватория культуры. 2021;18(2):164-173. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-164-173
For citation:
Fokina S.I. On the Issue of Non-Fatal Loss of Artistic Values on the Example of Nikolai Milioti’s Works. Observatory of Culture. 2021;18(2):164-173. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-2-164-173