Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Художественно-религиозный канон в христианской и мусульманской традициях

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-390-397

Реферат

Представлен сравнительный анализ музыкального компонента художественно-религиозного канона в ортодоксальном направлении христианства (православии) и исламе. Понятие канона рассматривается в широком смысле как особый тип целостной художественно-стилевой системы, а в узком — как художественный метод со своим специфическим музыкально-ритуальным кодом. Музыкальное начало есть неотъемлемый компонент религиозного культа, а следовательно — и богослужебного канона в мусульманской и христианской традициях. Изучение музыки как художественного компонента той или иной религиозной традиции является одним из востребованных направлений в современном музыкознании.

Религиозное искусство, независимо от идейных различий между религиозными системами, канонично. Канон как целостная художественная система характеризуется рядом закономерностей, проявляющихся на всех уровнях ее структуры, выступая, таким образом, в качестве нормы традиции и, одновременно, в качестве способа сохранения и трансляции этой нормы, причем трансляции вариативного типа. Термин «канон» раскрывается в русле культурологических концепций канона, изложенных в трудах В.В. Бычкова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Плахова, П.А. Флоренского. На первый план выходит трактовка канона как художественного метода, с одной стороны, и как особой художественно-стилевой системы (свода правил, существующих виртуально) — с другой.

В данном исследовании были уточнены теоретические представления о каноне как носителе нормы традиции применительно к области искусства.

Об авторе

Альфия Камельевна Шаяхметова
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

кафедра истории музыки,
доцент

Ленина ул., д. 22, Красноярск, Красноярский край, 660049, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-0646-3896; SPIN 2820-3613



Список литературы

1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Москва, 1991, 660 с.

2. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки : сборник статей / отв. ред. И.Ф. Муриан. Москва : Наука, 1973. С. 6—15.

3. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. С. 314—321. (Мир искусств).

4. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики : [сборник статей] / под общ. ред. Г. Недошивина. Москва : 1964. Вып. 6. С. 375—381.

5. Флоренский П.А. Иконостас // П. Флоренский. Имена. Москва : Эксмо, 2006. С. 323—432. (Антология мысли).

6. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Русь. Россия. Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга. 1999. 527 с. (Российские Пропилеи).

7. Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основы русского православного церковного пения : опыт исследования методики. Москва : Научная книга : Талан, 1995. 300 с.

8. Гарднер И.А. Богослужебное пение в Русской православной церкви. Сущность, система и история : [в 2 т]. Jordanville (New York) : Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1978. Т. 1. 568 с.

9. Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах : на примере тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Казань : Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2002. 283 с.

10. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1984. 302 с.

11. Владышевская Т.Ф. Музыка в синтезе древнерусских искусств // Слово : образовательный портал. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36095.php (дата обращения: 25.06.2021).

12. Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Москва : Православная энциклопедия, 2000. С. 599—610.

13. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. Москва : Прогресс -Традиция, Русский путь, 2000. 224 с.

14. Farmer H.G. A History of Arabic Music to the Thirteenth Century. London : Luzac, 1929. 264 p.

15. Nelson К. The Art of Reciting the Qur’an. Austin : University of Texas, 1985. 199 p.

16. Idelson A.Z. Die Maqamen der arabischen Musik // Sammelbande der Internationale Musikgesellschaft. XV. Leipzig? 1913—1914. S. 1—63.

17. Al Faruqi I.R., al Faruqi L.L. The Cultural Atlas of Islam. New York : Macmillan, 1986. XVI, 512 р.

18. Nagel T. Der Textbezüglichkeit entrinnen? Al- SPECIAL_IMAGE-OEBPS/image/248046.png-REPLACE_ME azālīs Erneuerung der Lehre vom tauhīd // Der Islam. Zeitschrift für Geschichte und Kultur des islamischen Orients. 2008. Volume 83 (2). de Gruyter — Jul 1. P. 417—451.

19. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве : альбом. Санкт-Петербург : Государственный Эрмитаж, 2001. 148 с.

20. Шукуров Ш.М. Образ храма = Imago templi. Москва : Прогресс-Традиция, 2002. 496 с. (Серия «Око» / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук. Отд. сравнит. культуроведения).

21. Канон. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства. XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения : «Великая победа: наследие и наследники», 24 января 2020 : Международная научная конференция / [сост. А.Н. Лаврентьев и др.]. Москва : Московская государственная художественно-промышленная академия (МГХПА) им. С.Г. Строганова, 2020. 315 с.

22. Джани-заде Т.М. Личность и канон в азербайджанских мугамах // Музыка народов Азии и Африки : сборник статей / сост., ред. и авт. вступ. ст. В.С. Виноградов. Москва : Советский композитор, 1987. Вып. 5. С. 101—132.


Рецензия

Для цитирования:


Шаяхметова А.К. Художественно-религиозный канон в христианской и мусульманской традициях. Обсерватория культуры. 2021;18(4):390-397. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-390-397

For citation:


Shayakhmetova A.K. The Artistic and Religious Canon in the Christian and Muslim Traditions. Observatory of Culture. 2021;18(4):390-397. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-390-397

Просмотров: 533


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)