Художественно-религиозный канон в христианской и мусульманской традициях
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-390-397
Реферат
Представлен сравнительный анализ музыкального компонента художественно-религиозного канона в ортодоксальном направлении христианства (православии) и исламе. Понятие канона рассматривается в широком смысле как особый тип целостной художественно-стилевой системы, а в узком — как художественный метод со своим специфическим музыкально-ритуальным кодом. Музыкальное начало есть неотъемлемый компонент религиозного культа, а следовательно — и богослужебного канона в мусульманской и христианской традициях. Изучение музыки как художественного компонента той или иной религиозной традиции является одним из востребованных направлений в современном музыкознании.
Религиозное искусство, независимо от идейных различий между религиозными системами, канонично. Канон как целостная художественная система характеризуется рядом закономерностей, проявляющихся на всех уровнях ее структуры, выступая, таким образом, в качестве нормы традиции и, одновременно, в качестве способа сохранения и трансляции этой нормы, причем трансляции вариативного типа. Термин «канон» раскрывается в русле культурологических концепций канона, изложенных в трудах В.В. Бычкова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Плахова, П.А. Флоренского. На первый план выходит трактовка канона как художественного метода, с одной стороны, и как особой художественно-стилевой системы (свода правил, существующих виртуально) — с другой.
В данном исследовании были уточнены теоретические представления о каноне как носителе нормы традиции применительно к области искусства.
Об авторе
Альфия Камельевна ШаяхметоваРоссия
кафедра истории музыки,
доцент
Ленина ул., д. 22, Красноярск, Красноярский край, 660049, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-0646-3896; SPIN 2820-3613
Список литературы
1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Москва, 1991, 660 с.
2. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки : сборник статей / отв. ред. И.Ф. Муриан. Москва : Наука, 1973. С. 6—15.
3. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. С. 314—321. (Мир искусств).
4. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики : [сборник статей] / под общ. ред. Г. Недошивина. Москва : 1964. Вып. 6. С. 375—381.
5. Флоренский П.А. Иконостас // П. Флоренский. Имена. Москва : Эксмо, 2006. С. 323—432. (Антология мысли).
6. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Русь. Россия. Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга. 1999. 527 с. (Российские Пропилеи).
7. Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основы русского православного церковного пения : опыт исследования методики. Москва : Научная книга : Талан, 1995. 300 с.
8. Гарднер И.А. Богослужебное пение в Русской православной церкви. Сущность, система и история : [в 2 т]. Jordanville (New York) : Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1978. Т. 1. 568 с.
9. Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах : на примере тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Казань : Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2002. 283 с.
10. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1984. 302 с.
11. Владышевская Т.Ф. Музыка в синтезе древнерусских искусств // Слово : образовательный портал. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36095.php (дата обращения: 25.06.2021).
12. Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Москва : Православная энциклопедия, 2000. С. 599—610.
13. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. Москва : Прогресс -Традиция, Русский путь, 2000. 224 с.
14. Farmer H.G. A History of Arabic Music to the Thirteenth Century. London : Luzac, 1929. 264 p.
15. Nelson К. The Art of Reciting the Qur’an. Austin : University of Texas, 1985. 199 p.
16. Idelson A.Z. Die Maqamen der arabischen Musik // Sammelbande der Internationale Musikgesellschaft. XV. Leipzig? 1913—1914. S. 1—63.
17. Al Faruqi I.R., al Faruqi L.L. The Cultural Atlas of Islam. New York : Macmillan, 1986. XVI, 512 р.
18. Nagel T. Der Textbezüglichkeit entrinnen? Al- SPECIAL_IMAGE-OEBPS/image/248046.png-REPLACE_ME azālīs Erneuerung der Lehre vom tauhīd // Der Islam. Zeitschrift für Geschichte und Kultur des islamischen Orients. 2008. Volume 83 (2). de Gruyter — Jul 1. P. 417—451.
19. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве : альбом. Санкт-Петербург : Государственный Эрмитаж, 2001. 148 с.
20. Шукуров Ш.М. Образ храма = Imago templi. Москва : Прогресс-Традиция, 2002. 496 с. (Серия «Око» / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук. Отд. сравнит. культуроведения).
21. Канон. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства. XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения : «Великая победа: наследие и наследники», 24 января 2020 : Международная научная конференция / [сост. А.Н. Лаврентьев и др.]. Москва : Московская государственная художественно-промышленная академия (МГХПА) им. С.Г. Строганова, 2020. 315 с.
22. Джани-заде Т.М. Личность и канон в азербайджанских мугамах // Музыка народов Азии и Африки : сборник статей / сост., ред. и авт. вступ. ст. В.С. Виноградов. Москва : Советский композитор, 1987. Вып. 5. С. 101—132.
Рецензия
Для цитирования:
Шаяхметова А.К. Художественно-религиозный канон в христианской и мусульманской традициях. Обсерватория культуры. 2021;18(4):390-397. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-390-397
For citation:
Shayakhmetova A.K. The Artistic and Religious Canon in the Christian and Muslim Traditions. Observatory of Culture. 2021;18(4):390-397. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-390-397