Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Философия и драма жизни: театральный опыт понимания Ф.М. Достоевского

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-228-239

Полный текст:

Реферат

Цель данной статьи — многоаспектное обсуждение малоисследованной темы драматического наполнения философской проблематики произведений Ф.М. Достоевского (1821—1881). Доказывается, что именно в силу этой особенности творчества писатель с его философией жизни и острыми, драматически эффектными сюжетными и психологическими коллизиями стал для российского театрального искусства наиболее желанным и весьма продуктивным автором.

Полифоничность, диалогизм в сочетании с признаками трагедийного жанра являются основой для многочисленных театральных воплощений романов и повестей Ф.М. Достоевского. Напряженность действия в его произведениях породила выражения «роман-драма» или «драма в романе», «роман-трагедия», а в театральной практике создала почву для трансформаций нравственно-философской проблематики в активное сценическое действие.

Выявляется контекст произведений Ф.М. Достоевского — время и условия появления романов и повестей, проблемное поле, объединявшее и отделявшее его от творчества предшественников и современников, что сделано на основе краткой характеристики нескольких аспектов философско-эстетической и социально-нравственной систем. В названном контексте, согласно нашей концепции, особое место занимает представление о том, что жизнь в России абсурдна и нелепа, а отражение абсурда — важнейшая художественная парадигма.

В статье доказывается, что анализируемая философия жизни Ф.М. Достоевского получила в театре полярные жанровые воплощения. Так, драматическое и мелодраматическое начало было свойственно постановкам, в центре которых оказывался так называемый маленький человек. Представлено осмысление наиболее примечательных постановок второй половины XX и начала XXI в.: «Идиот» Г. Товстоногова с новой тенденцией поисков «положительно прекрасного» человека, оказавших существенное влияние на многие театральные опыты в России; «Петербургские сновидения» Ю. Завадского как уникальный для советского искусства опыт создания трагедийного произведения в полном соответствии с эстетическими характеристиками этого жанра; «И пойду, и пойду» В. Фокина как последний эмоциональный всплеск молодого поколения советских творцов, мысливших в нравственно-психологических параметрах персонажей Ф.М. Достоевского; «Карамазовы» К. Богомолова — постмодернистский опыт абсурдистского прочтения многопланового текста классика.

В произведениях писателя и их театральном воплощении отмечены признаки карнавальности мироощущения, сочетание гротеска и тонкого психологизма в сценических версиях Ф.М. Достоевского (в частности, при работе с ироническими и сатирическими текстами, «Дядюшкин сон» и особенно «Село Степанчиково и его обитатели», где сочувствие и негативные коннотации интегрированы в единое художественное пространство). Экзистенциальные интерпретации сочинений писателя театральными творцами XX и начала XXI в. соотнесены с социально значимыми проблемами, жизненным выбором и драматическими коллизиями, характеризующими философию Достоевского.

Об авторе

Татьяна Семеновна Злотникова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

кафедра культурологии,
профессор

Республиканская ул., д. 108/1, Ярославль, 150000, Россия

доктор искусствоведения, профессор

ORCID 0000-0003-3481-0127; SPIN 1223-2255



Список литературы

1. Гроссман Л.П. Путь Достоевского. Ленинград : Брокгауз-Ефрон, 1924. 236 с.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений : [в 7 т.]. Т. 6. Москва : Русские словари, 2002. 799 с.

3. История советского драматического театра : в 6 т. Т. 6. Москва : Наука, 1971. 739 с.

4. Берковский Н.Я. «Идиот», поставленный Г.А. Товстоноговым // Н.Я. Берковский. Литература и театр. Москва : Искусство, 1969. С. 558—577.

5. Кваснецкая М.Г. Завадский — Вахтангову // Неделя. 1969. № 47. 17 ноября.

6. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Москва : Художественная литература, 1976. 158 с.

7. Пульхритудова Е. Петербург Юрия Завадского // Театр. 1970. № 3. С. 25—28.

8. Бояджиев Г. Скорбь и гнев Достоевского // Известия. 1970. № 198. 22 августа.

9. Антокольский П. Подлинность // Комсомольская правда. 1969. № 268. 16 ноября.

10. Дружинина С. Преступление разгневанного человека // Ленинградская правда. 1973. 16 марта.

11. Образцова А. Диапазон творчества // Московская правда. 1973. № 177. 29 июля.

12. Громов П. Традиция и современность // Театр. 1973. № 11. С. 73—87.

13. Достоевский Ф.М. Полное собрание художественных произведений : в 13 т. Т. 13. Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1930. 650 с.

14. Билинкис Я.С. В мире Достоевского // Искусство кино. 1970. № 12. С. 36—46.

15. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1935. 484 с.

16. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Собрание сочинений : в 10 т. Т. 5. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 5—574.

17. Фрейд З. Деятельность сновидения // О клиническом психоанализе : избранные сочинения. Москва : Медицина, 1991. С. 91—226.

18. Днепров В. Драма в романе // Театр. 1974. № 4. С. 54—64.

19. Из архива Ф.М. Достоевского. Преступление и наказание : Неизданные материалы / подгот. к печати И.И. Гливенко ; Центрархив. Москва ; Ленинград : Государственное издательство художественной литературы, 1931. 217 с.

20. Карась А. Достоевский-трип // Российская газета. 2013. 29 ноября. С. 13.

21. Берман Н. И снился страшный сон Алеше // Газета.Ru : сайт. 2013. 29 ноября. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2013/11/29/a_5775849.shtml (дата обращения: 20.04.2021).

22. Токарева М. Каким богам молится Богомолов // Новая газета : сайт. 2013. 29 ноября. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2013/11/29/57428 (дата обращения: 20.04.2021).


  • Федор Достоевский – удивительный, противоречивый и чрезвычайно популярный автор, который ничего не написал для театра (автор только прозы), но получил огромное количество театральных воплощений своих романов и повестей. Театральные постановки по произведениям Достоевского – это трагедии и трагифарсы, мелодрамы и сатирические комедии, где выдающиеся актеры сыграли свои лучшие роли, а великие режиссеры осуществили уникальные художественные открытия. Постановки «Идиота» и «Преступления и наказания», «Братьев Карамазовых» и «Села Степанчикова», других знаменитых текстов представлены в статье через краткие, выразительные и разнообразные эпизоды, фрагменты и роли. Драма жизни прекрасных или отталкивающих героев Достоевского разнообразно показана через драматические, подчас гротесковые сценические версии романов великого писателя-философа.
  • Философия жизни Достоевского получила в театре полярные жанровые воплощения. Так, драматическое и мелодраматическое начало было свойственно постановкам, в центре которых оказывался так называемый «маленький человек». Представлено осмысление наиболее примечательных постановок второй половины XX и начала XXI вв.

  • Такого не умел до него никто, а подражать ему бесполезно. Чехов – писатель и человек – одна из главных загадок последнего столетия. Чеховский дискурс – это всеобъемлющее влияние новатора и парадоксалиста на культуру. Основа влияния состоит в поставленном Чеховым «диагнозе»: человеческим странностям, переходной эпохе, русскому бытию. Источники уникальности и привлекательности Чехова имеют двоякую природу. Во-первых, это алогизм, отчужденность, взаимонепонимание как признаки бытия. Во-вторых, - ироничность, абсурдность, сострадание и жесткий взгляд как признаки художественной образности в текстах.

Рецензия

Для цитирования:


Злотникова Т.С. Философия и драма жизни: театральный опыт понимания Ф.М. Достоевского. Обсерватория культуры. 2021;18(3):228-239. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-228-239

For citation:


Zlotnikova T.S. Philosophy and the Drama of Life: A Theater Experience of Understanding F.M. Dostoevsky. Observatory of Culture. 2021;18(3):228-239. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-3-228-239

Просмотров: 563


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)