Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Школа избранных учеников в системе французского академического художественного образования XVIII века

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-66-76

Реферат

Впервые в отечественной историографии реконструируется история Школы избранных учеников, созданной в 1747 г. как дополнительное звено академического художественного образования. В статье используются культурно-исторический и социально-психологический подходы. Автор обращается к многочисленным источникам XVIII—XIX вв., хранящимся в Национальной библиотеке Франции (Париж): трактатам, посвященным воспитанию и художественному образованию во Франции XVIII в., протоколам Королевской академии живописи и скульптуры, переписке директоров Французской академии в Риме с директорами королевских строений. В настоящее время Национальная библиотека Франции активно работает над оцифровкой этих и других материалов, делая их доступными для исследователей всего мира. Несмотря на то что данные источники в целом неплохо известны мировому научному сообществу, отечественные исследователи обращались к ним крайне редко, а в рассматриваемом автором контексте — никогда.

Школа просуществовала всего 28 лет и явилась уникальным педагогическим экспериментом, нацеленным на подготовку самых талантливых (избранных) молодых мастеров (лауреатов Римской премии) к пребыванию во Французской академии в Риме, а в долгосрочной перспективе — на формирование элиты художественного мира.

Имея целью рассмотрение Школы избранных учеников в системе французского академического художественного образования, автор решает следующие исследовательские задачи: последовательно восстанавливает все обстоятельства основания и организации школы, раскрывает, в чем состоял замысел ее создателей, а также объясняет позицию противников, постоянными нападками создававших напряженное дискуссионное поле вокруг существования данного учебного заведения. Кроме того, выявлены имена крупных художников, вышедших из Школы избранных учеников, рассмотрены ее внутренний уклад, устав, особенности образовательного процесса; определен круг людей, занимавшихся им, установлено, какие книги имелись в распоряжении студентов. Уделяется внимание бытовой стороне существования школы: взаимоотношениям учеников и наставников, дисциплине, распорядку дня, финансовым затруднениям. Полученные результаты позволяют сделать вывод об успешности данного эксперимента, а также объяснить, почему Школа избранных учеников была закрыта, не просуществовав и 30 лет, несмотря на явные успехи выпускников.

Об авторе

Елена Евгеньевна Агратина
Московская государственная академия хореографии;Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Московская государственная академия хореографии, кафедра хореографии и балетоведения,
доцент

2-я Фрунзенская ул., д. 5, Москва, 119146, Россия

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, исторический факультет,
докторант

Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4, Москва, 119192, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0001-9842-0967; SPIN 6691-3631



Список литературы

1. Lahalle A. Les écoles de dessin au XVIIIe siècle. Rennes : Presses universitaires de Rennes, 2006. 360 р.

2. Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII века. Москва : Искусство, 1968. 275 с. (Из истории мирового искусства).

3. Lapauze H. Histoire de l’Académie de France à Rome. Т. 1. 1666—1801. Paris : Plon-Nouttit, 1924. XXVIII, 503 p. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/collection/item/9177-histoire-de-lacadmie-de-france-rome-tome-1-1666-1801 (дата обращения: 28.12.2021).

4. Nolhac P. de. Fragonard. Paris : Goupil & Manzi, Joyant & Cie, 1918. 225 р. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6477605d/f21.item (дата обращения: 28.12.2021).

5. Morvan-Becker F. L’école gratuite de dessin de Rouen, ou la formation des techniciens au XVIIIe siècle. Doctorat d’Histoire. Rouen, 2010. URL: https://f.hypotheses.org/wp-content/blogs.dir/3273/files/2016/11/MORVAN-BECKER-2010.pdf (дата обращения: 28.12.2021).

6. Procès-verbaux de l’Académie royale de peinture et de sculpture, 1648—1793 / par A. De Montaiglon. В 9 т. Т. 6. 1745—1555. Paris, Charavay Frères Libraires de la Société, 1885. 440 р. URL: https://archive.org/details/procsverbauxde06acaduoft (дата обращения: 28.12.2021).

7. Courajod L. Histoire de l’ecole des beaux-arts au XVIIIe siècle. L’école royale des élèves protégés. Paris : J. Rouam, éditeur ; London : Gilbert Wood & Co, 1850. CIV, 264 р. URL: https://archive.org/details/histoiredelecole00cour/page/n1/mode/2up (дата обращения: 28.12.2021).

8. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков. Санкт-Петербург : Азбука-классика 2004. 445 с. (Новая история искусства).

9. Pevsner N. Les académies d’art. Paris : Gérard Monfort, 1999. 258 р.

10. Vitet L. L’Académie royale de peinture et de sculpture : étude historique. Paris : Michel Lévy Frères, 1861. Vol 1. VI, 410 р. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k58322551.texteImage (дата обращения: 28.12.2021).

11. Piles R. de. L’idée de peintre parfait. Paris : Gallimard, 1993. 152 p.

12. Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers. Tome 12 : Parl-Pol / par une société de gens de lettres ; mis en ordre et publié par Mr. [Denis] Diderot,... et quant à la partie mathématique, par M. [Jean Le Rond] d’Alembert. Paris : Neufchastel, Samuel Faulche, 1765. 963 p. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k505440.texteImage (дата обращения: 28.12.2021).

13. Dandré-Bardon M.-F. Traité de peinture suivi d’un Essai sur la sculpture : pour servir d’introduction à une histoire universelle relative à cet art. Paris : chez Saillant, 1765 : 2 vol. V. 1. 325 p., V. 2. 260 р. URL: https://archive.org/details/gri_33125010814024/page/n41/mode/2up?q=Genie (дата обращения: 28.12.2021).

14. Локк Д. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3. Москва : Мысль, 1988. 668 с. (Философское наследие. ФН).

15. Locke J. De l’éducation des enfants. Amsterdam, A. Schelte, 1695. 412 р. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8622129j.r=John%20Locke?rk=193134;0 (дата обращения: 28.12.2021).

16. Blondel J.-F. Architecture françoise, ou, Recueil des plans, elevations, coupes et profils des eglises, maisons royales, palais, hôtels & edifices les plus consid érables de Paris : ainsi que des châteaux & maisons de plaisance situés aux environs de cette ville, ou en d’autres endroits de la France, bâtis par les plus célébres architects, & mesurés exactement sur les lieux : avec la description de ces edifices, & les differtations utiles & interessantes sur chaque espece de bâtiment. T. IV. Paris, 1752. 246 р. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1080359 (дата обращения: 28.12.2021).

17. André-Bardon M.-F., de. Vie de Carle Vanloo, Paris : Chez Desaint, 1765. 69 р. URL: https://archive.org/details/viedecarlevanloo00dand/mode/2up (дата обращения: 28.12.2021).

18. Дидро Д. Салоны : в 2 т. [пер. c фр.] / [сост., общ. ред. Л.Я. Рейнгарт]. Т. 1. Москва : Искусство, 1989. 270 с.

19. Correspondance des directeurs de l’Académie de France à Rome avec des surintendants des bâtiments / par A. De Montaiglon et J. Guiffrey. T. 11 : 1754—1763. Paris : Noёl Charavay, 1889. 505 р. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/collection/item/12737-correspondance-des-directeurs-de-l-academie-de-france-a-rome-tome-11-1754-1763?offset=11 (дата обращения: 21.12.2021).

20. Lépicié F.-B. Catalogue raisonné des tableaux du Roy, avec un abrégé de la vie des peintres... : 2 t. Paris : Impr. Royale, 1752—1754. Т. 1. 245 p. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8626834h (дата обращения: 21.12.2021). Т. 2. 363 р. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8626835 (дата обращения: 21.12.2021).

21. André-Bardon M.-F., de. Histoire universelle traitée relativement aux arts de peindre et de sculpter ou tableaux de l’histoire enrichis de connaissances analogues à ces talens : 3 t. Paris : Merlin, 1769. Т. 1. 442 р. URL: https://books.google.ru/books?id=sctAAAAAYAAJ (дата обращения: 21.12.2021). Т. 2. 516 р. URL: https://books.google.ru/books?id=GqoDAAAAYAAJ (дата обращения: 21.12.2021). Т. 3. 524 р. URL: https://books.google.ru/books?id=lghBAAAAYAAJ (дата обращения: 21.12.2021).

22. André-Bardon M.-F., de Costumes des anciens peuples : 2 p. Paris : chez Charles-Antoine Jombert, 1772—1774. P. 1. 146 p. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65341388.texteImage (дата обращения: 21.12.2021). P. 2. 206 р. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65290601 (дата обращения: 21.12.2021).

23. Exposition des eleves protegés par le roi le 3. 8bre 1767 // Bibliothèque nationale de France, RESERVE 8-YA3-27, Collection Deloynes, vol. 8, piece 116. Collection Deloynes, 116. BNF. Ms. 2 р. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8442989n (дата обращения: 28.12.2021).


  • Школа избранных учеников была создана в 1747 г. как дополнительное звено академического художественного образования.
  • Школа была предназначена только для лауреатов Римской премии, готовила их к длительному и плодотворному пребыванию в Италии, долгосрочной же целью существования Школы было формирование художественной элиты Франции.
  • На русском языке история школы реконструируется впервые, для чего были привлечены многочисленные оригинальные источники, хранящиеся в Национальной библиотеке Парижа.

Рецензия

Для цитирования:


Агратина Е.Е. Школа избранных учеников в системе французского академического художественного образования XVIII века. Обсерватория культуры. 2022;19(1):66-76. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-66-76

For citation:


Agratina E.E. The School of Selected Students in the System of French Academic Art Education of the 18th Century. Observatory of Culture. 2022;19(1):66-76. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-66-76

Просмотров: 393


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)