Коллективная память о родине в палестинском и израильском кинематографе
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-662-668
Реферат
Автор поднимает вопрос о различиях трактовки исторических событий в киноискусстве двух противоборствующих сторон — Палестины и Израиля и способах формирования той или иной точки зрения средствами драматургии. Данная проблема представляется актуальной в свете нарастающего в наши дни информационного противостояния между различными государствами, а также политическими и социальными движениями. Анализируется событийный контекст создания государства Израиль в представлении израильских и палестинских режиссеров. Рассмотрены образцы израильской и палестинской кинопродукции — игровые и документальные фильмы, телевизионные сериалы, в которых отражена произошедшая в 1948 г. передача палестинской земли израильтянам. День исхода арабов из Палестины в 1948 г. считается трагическим для палестинцев и известен среди них как «Накба» (катастрофа, катаклизм), но в то же время является Днем независимости у евреев Израиля.
Автор статьи демонстрирует, какие сюжетные ходы и приемы повествования используют режиссеры, чтобы подчеркнуть выгодные для их стороны аспекты исторических событий, применяя киноискусство в качестве инструмента идеологического противостояния двух народов, имеющих претензии на одну и ту же землю. Стараясь занимать объективную позицию, не принимая ни одну из сторон конфликта, он фокусирует внимание исключительно на изучении средств, к которым прибегают создатели рассмотренных картин. Данная работа может быть полезна для искусствоведов, культурологов и социологов, занимающихся вопросами Ближнего Востока, а также для гуманитариев, в сфере научных интересов которых находится теоретическое осмысление идеологии и пропаганды без привязки к конкретным эпохам и регионам (территориям).
Ключевые слова
Об авторе
Нассар Али НемерРоссия
кафедра киноведения,
соискатель
Вильгельма Пика ул., д. 3, Москва, 129226, Россия
Список литературы
1. Le Péron S. A propos du cinéma palestinien // Cahiers du cinéma. 1975. № 256. P. 35—38.
2. Said E.W. The Question of Palestine. New York : Times Books, 1979. 265 p.
3. Sand Sh. Le Vingtième Siècle à l’écran (XXè siècle). Paris : Seuil, 2004. 528 p.
4. Ферро М. Кино и история // Вопросы истории. 1993. № 2. С. 47—57.
5. Герцль // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/2356195 (дата обращения: 25.10.2021).
6. Алани С.М. Документальное кино в системе СМИ Палестины : 1967—1990 : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.10. Москва, 1992. 22 с.
7. Елакле С.А. Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования : дис. … канд. культурологии : 24.00.01. Москва, 2000. 117 с.
8. Шадли А. Кинематограф в борьбе за национальное освобождение Палестины : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.03. Москва, 1987. 412 с.
9. Ибрагим Б. Взгляд на палестинское кино в двадцатом веке. Дамаск, 2000. 219 с. (Араб. яз.).
Рецензия
Для цитирования:
Немер Н.А. Коллективная память о родине в палестинском и израильском кинематографе. Обсерватория культуры. 2021;18(6):662-668. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-662-668
For citation:
Nemer N.A. The Collective Memory of the Motherland in Palestinian and Israeli Cinema. Observatory of Culture. 2021;18(6):662-668. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-662-668