Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Коллективная память о родине в палестинском и израильском кинематографе

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-662-668

Полный текст:

Реферат

Автор поднимает вопрос о различиях трактовки исторических событий в киноискусстве двух противоборствующих сторон — Палестины и Израиля и способах формирования той или иной точки зрения средствами драматургии. Данная проблема представляется актуальной в свете нарастающего в наши дни информационного противостояния между различными государствами, а также политическими и социальными движениями. Анализируется событийный контекст создания государства Израиль в представлении израильских и палестинских режиссеров. Рассмотрены образцы израильской и палестинской кинопродукции — игровые и документальные фильмы, телевизионные сериалы, в которых отражена произошедшая в 1948 г. передача палестинской земли израильтянам. День исхода арабов из Палестины в 1948 г. считается трагическим для палестинцев и известен среди них как «Накба» (катастрофа, катаклизм), но в то же время является Днем независимости у евреев Израиля.

Автор статьи демонстрирует, какие сюжетные ходы и приемы повествования используют режиссеры, чтобы подчеркнуть выгодные для их стороны аспекты исторических событий, применяя киноискусство в качестве инструмента идеологического противостояния двух народов, имеющих претензии на одну и ту же землю. Стараясь занимать объективную позицию, не принимая ни одну из сторон конфликта, он фокусирует внимание исключительно на изучении средств, к которым прибегают создатели рассмотренных картин. Данная работа может быть полезна для искусствоведов, культурологов и социологов, занимающихся вопросами Ближнего Востока, а также для гуманитариев, в сфере научных интересов которых находится теоретическое осмысление идеологии и пропаганды без привязки к конкретным эпохам и регионам (территориям).

Об авторе

Нассар Али Немер
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова
Россия

кафедра киноведения,
соискатель

Вильгельма Пика ул., д. 3, Москва, 129226, Россия



Список литературы

1. Le Péron S. A propos du cinéma palestinien // Cahiers du cinéma. 1975. № 256. P. 35—38.

2. Said E.W. The Question of Palestine. New York : Times Books, 1979. 265 p.

3. Sand Sh. Le Vingtième Siècle à l’écran (XXè siècle). Paris : Seuil, 2004. 528 p.

4. Ферро М. Кино и история // Вопросы истории. 1993. № 2. С. 47—57.

5. Герцль // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/2356195 (дата обращения: 25.10.2021).

6. Алани С.М. Документальное кино в системе СМИ Палестины : 1967—1990 : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.10. Москва, 1992. 22 с.

7. Елакле С.А. Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования : дис. … канд. культурологии : 24.00.01. Москва, 2000. 117 с.

8. Шадли А. Кинематограф в борьбе за национальное освобождение Палестины : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.03. Москва, 1987. 412 с.

9. Ибрагим Б. Взгляд на палестинское кино в двадцатом веке. Дамаск, 2000. 219 с. (Араб. яз.).


Рецензия

Для цитирования:


Немер Н.А. Коллективная память о родине в палестинском и израильском кинематографе. Обсерватория культуры. 2021;18(6):662-668. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-662-668

For citation:


Nemer N.A. The Collective Memory of the Motherland in Palestinian and Israeli Cinema. Observatory of Culture. 2021;18(6):662-668. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-662-668

Просмотров: 141


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)