Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Гуманистика в цифровую эпоху: новый ренессанс?

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-564-573

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена современным проблемам гуманистики. Суть гуманистики (термин введен современным философом, культурологом и лингвистом М. Эпштейном) осмысливается как совокупность гуманитарных наук, достроенных гуманитарными технологиями и гуманитарным изобретательством. Рассматривается вопрос о важности слома тренда на тотальный техницизм в ущерб человеческому в человеке, который связан с наступлением современных технологий по разработке искусственного интеллекта. Высказывается мысль о важности возрождения востребованности человеческого в человеке, так как бесконтрольное развитие информационно-коммуникационных технологий, по свидетельству современных исследователей-гуманитариев (Ю. Харари), может привести к пессимистическому сценарию эволюции человечества вплоть до его исчезновения. Акцентируется важность паритетного развития естественного и искусственного в современном обществе. Обращается внимание на необходимость возрождения значимости таких гуманитарных наук, как культурология, эстетика, и стимулирования развития новых гуманитарных областей. Особое место сегодня должно занимать обновление понимания важности социокультурных и художественных практик с точки зрения как обогащения духовного производства, так и выработки навыков освоения и осмысления широкими аудиториями их смыслов для создания необходимых условий по формированию сложного, многомерного человека. В статье представлены истоки дискуссии «физиков и лириков». Продемонстрированы различные позиции исследователей по вопросам пассивности и активности гуманитариев для объяснения нынешнего положения гуманистики. Отмечается парадоксальное несоответствие установок на прагматизм, технологические инновации и развитие креативного класса, сутью которых является тесная коллаборация с творческими профессиями. На примере лидеров инновационных информационных индустрий (С. Джобса, Б. Гейтса, М. Цукерберга и др.) показана их тесная связь с гуманитарными знаниями и ценностями. Приведены и проанализированы примеры гуманитарных технологий и изобретений, которые признаны мировым сообществом и продолжают быть востребованными до настоящего времени, хотя создавались в разные культурно-исторические эпохи и в разных странах. Уделяется внимание социокультурным изобретениям в области педагогики, особенно художественной.

Об авторе

Ирина Георгиевна Хангельдиева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

факультет педагогического образования, кафедра истории и философии образования,
профессор

Ленинские горы ул., д. 1, стр. 52, Москва, 119991, Россия

доктор философских наук, профессор

ORCID 0000-0001-6823-7950; SPIN 3470-7532



Список литературы

1. Хангельдиева И.Г. Востребованность перемен в современном образовании // Педагогика в России и за рубежом. 2020. Т. 2, № 2. С. 33—48.

2. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Преодоление культурного и образовательного консерватизма — путь к новым моделям образования // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 2. С. 128—141. DOI: 10.25281/2072-3156-2019-16-2-128-141.

3. Слуцкий Б. Советская поэзия. В 2 т. Библиотека всемирной литературы. Москва : Художественная литература, 1977. URL: https://www.beesona.ru/stihi/sluckij/14362 (дата обращения: 08.10.2021).

4. Эпштейн М.Н. Будущее гуманитарных наук. Техницизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века. Москва : РИПОЛ Классик, Панглосс, 2019. 238 с.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва : Классика-XXI, 2011. 419 с.

6. Харари Ю.Н. 21 урок для XXI века. Москва : Синдбад. 2019. 416 с.

7. Data Mining в футболе: давайте оцифруем матч и всех посчитаем! // Хабр. URL: https://habr.com/ru/company/digitaloctober/blog/139731/ (дата обращения: 08.10.2021).

8. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. Москва: Классика-XXI, 2011. 256 с.

9. Бард А., Зодерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 252 с.

10. Donoqhue F. Can the Humanities Survive the 21st Century? // The Chronicle of Higher Education. 2010. 5 September. URL: https://www.chronicle.com/article/can-the-humanities-survive-the-21st-century/ (дата обращения: 08.10.2021).

11. Carmody T. Without Jobs as CEO, Who Speaks for the Arts at Apple? // WIRED. 2011. 29 August. URL: https://www.wired.com/2011/08/apple-liberal-arts/ (дата обращения: 08.10.2021).

12. Chase L. Mark Zuckerberg Speaks at BYU, Calls Facebook “as Much Psychology and Sociology as It Is Technology” // Desert News. 2011. 25 March. URL: https://www.deseret.com/2011/3/25/20181280/mark-zuckerberg-speaks-at-byu-calls-facebook-as-much-psychology-and-sociology-as-it-is-technology#facebook-founder-mark-zuckerberg-left-joins-sen-orrin-hatch-to-talk-technology-and-policy-at-byu-in-provo-on-friday (дата обращения: 08.10.2021).

13. Синтез двух систем познания академика Раушенбаха. Москва : Вегапринт, 2015. 288 с.

14. Иванов В.В. Семиотическая антропология : курс лекций // Русская антропологическая школа РГГУ, 2016 — youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QrGbiWpx7IE&list=PLlKurE1sTDrSjuZz6P5a_LFiN33l0awvp (дата обращения: 08.10.2021).

15. Черниговская Т.В. Творчество как предназначение мозга. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4TJxgRUwNVU (дата обращения: 08.10.2021).

16. Черниговская Т.В. Влияние музыки на наш мозг // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YKmgOVlWmsk (дата обращения: 08.10.2021).

17. Вселенная Татьяны Черниговской // Городские новости. 2019. 7 августа. URL: https://city-news.ru/news/education/vselennaya-tatyany-chernigovskoy/ (дата обращения: 08.10.2021).

18. Каку М. Бесполезные посреднические профессии отомрут // РБК. 2017. 19 октября. URL: https://www.rbc.ru/own_business/19/10/2017/59e733299a7947545d948ae2 (дата обращения: 08.10.2021).

19. Тендрякова М.В. Первобытные возрастные инициации в круге «вечных» вопросов // Этнографическое обозрение. 2014. № 1. С. 91—101.

20. Деревянко А.П. Происхождение человека: новые открытия, интерпретации, гипотезы // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85, № 10. С. 381—391.

21. Волкова П. Лекции по искусству профессора Паолы Волковой. Кн. 2. URL: https://ru.bookmate.com/quotes/pN3VsLHH (дата обращения: 08.10.2021).

22. Уссинг Й.Л. Воспитание и обучение у греков и римлян. Санкт-Петербург : Типография В. Безобразова и К°, 1878. 175 с.

23. Ильенков Э.В. Личность и творчество. Москва : Язык русской культуры, 1999. 272 с.

24. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. Москва : Знание, 1977. 66 с.

25. Обучение и воспитание слепоглухонемых : [сборник статей] / под ред. И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова. Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. 199 с.

26. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. Москва : Педагогика, 1974. 327 с.

27. Ражников В. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. Москва : Советский композитор, 1989. 238 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=283726 (дата обращения: 08.10.2021).

28. Власова Т. Я верю. Почему лидеры современного театра по-прежнему доверяют Станиславскому // Театрал. 2012. 19 ноября. URL: https://teatral-online.ru/news/8109/ (дата обращения: 08.10.2021).

29. Иванов В.В. Клод Леви-Стросс и структурная антропология // Природа. 1978. № 1. C. 77—89.


  • Что такое новая гуманистика?
  • Возможен ли новый ренессанс гуманитарных наук?
  • Сможет ли человек обуздать алгоритмы и что день грядущий нам готовит?
  • Найдут ли современные «физики» и «лирики» консенсус?

Рецензия

Для цитирования:


Хангельдиева И.Г. Гуманистика в цифровую эпоху: новый ренессанс? Обсерватория культуры. 2021;18(6):564-573. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-564-573

For citation:


Khangeldieva I.G. Humanistics in the Digital Age: A New Renaissance? Observatory of Culture. 2021;18(6):564-573. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-564-573

Просмотров: 392


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)