Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Фонологический отдел Института художественной культуры под руководством И.Г. Терентьева

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-410-417

Полный текст:

Реферат

Авангардная формация России начала XX в. имела одну значительную особенность, которая помогла науке и искусству продуктивно взаимодействовать на протяжении 1920-х годов. Это создание учебных учреждений и научно-исследовательских институтов, в стенах которых работали художники авангарда, теоретики, философы и практики. Такие люди были призваны создать новую науку об экспериментальном искусстве. Игорь Герасимович Терентьев — представитель радикальной футуристической группы «41°», меньше года (с октября 1923 по март 1924 г.) возглавлял фонологический отдел Института художественной культуры (ИНХУК, с 1925 г. — Государственный институт художественной культуры, ГИНХУК), но его теоретическая деятельность нашла свое отражение в театральной практике. Цель настоящего исследования — на основании архивных документов представить все направления поисков и специфику фонологического отдела ИНХУКа. Объектом исследования становятся программы отдела и доклады его участников. Акцент делается на многообразии исследовательской программы отдела, которая не ограничивалась лишь звуком. Эластичность звуковой материи приравнивалась к понятию мыслительной деятельности. Звук рассматривался как «явление физическое», художественный прием и орудие пропаганды в музыкальном и художественном контекстах. В отделе представляли и обсуждали доклады о зауми, шумовой музыке, театральном материале, сравнивали характеристики поэзии А.В. Туфанова, К.Д. Бальмонта, В.В. Хлебникова, обсуждали возможности работы художника в области речи и звука. Важной для И.Г. Терентьева была заумь, на основе которой он собирался выработать универсальный и интернациональный язык. В статье реконструируются общие направления работы отдела, характеризуется его деятельность, а также впервые проанализированы не изданные ранее программные тезисы его сотрудников.

Об авторе

Вера Сергеевна Пильгун
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Россия

научный отдел,
ведущий специалист

Малый Кисловский пер., д. 6, стр. 1, Москва, 125009, Россия

ORCID 0000-0002-8323-9038; SPIN 4404-2044



Список литературы

1. Карасик И.Н. К истории петроградского авангарда 1920—1930-е годы: События, люди, процессы, институты : дис. ... д-ра искусствоведения в форме научного доклада. Москва, 2003. 60 с.

2. Ракитин В.И. Николай Михайлович Суетин. Москва : RA, 1998. 225 с.

3. Протоколы заседаний музейной комиссии и переписка с управлением научных и научно-художественных учреждений Академического центра о деятельности музея // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-244. Оп. 1. Д. 18.

4. Терентьев И. Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. 550 с.

5. Терентьевский сборник / под общ. ред. С. Кудрявцева. Москва : Гилея, 1996. Вып. 1. 320 с.

6. Терентьев И.Г. Ф1Ф2Ф3 // Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. С. 326—327.

7. Терентьев И.Г. 17 ерундовых орудий // Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. С. 179—212.

8. Терентьев И. Два типографических шедевра. Статьи. Комментарии. Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета, 2014. 109 с.

9. Никольская Т.Л. Авангард и окрестности. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. 319 с.

10. Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. 248 с.

11. Материалы о научной работе отделов (программы, планы, отчеты и др. о деятельности музея) // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-244. Оп. 1. Д. 21.

12. Из материалов Фонологического отдела ГИНХУКа. Вступительная статьи и публикация Галины Демосфеновой // Терентьевский сборник. Москва : Гилея, 1996. Вып. 1. С. 110—126.

13. Друскин М. Избранное: Монографии. Статьи. Москва : Советский композитор, 1981. 336 с.

14. Терентьев И.Г. Мои похороны. Стихи. Письма. Следственные показания. Документы. Москва : Гилея, 1993. 62 с.

15. Туфанов А.В. Автобиография / А.В. Туфанов. К зауми. Фоническая музыка и функции согласных фонем. [Б. м.] : Salamandra P.V.V., 2012. 81 с.

16. Терентьев И.Г. Jордано Бруно. [Москва] : А и Б ; Гилея, [2000]. 16 с.

17. Сигей С. Игорь Терентьев в ленинградском Театре Дома Печати // Терентьевский сборник. Москва : Гилея, 1996. Вып.1. С. 22—56.

18. Пиотровский А.И. Натурализм любви (О «Джоне Риде») // Театральное наследие — исследования, театральная критика, драматургия : в 2 т. Т. 1. Санкт-Петербург : НП «Балтийские сезоны», 2019. С. 213—214.

19. Марцадури М. Терентьев — театральный режиссер // И.Г. Терентьев. Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. С. 37—83.

20. Кулик И. Театр в культуре Дада // Вопросы искусствознания. 1995. № 1—2. C. 540—574.


Рецензия

Для цитирования:


Пильгун В.С. Фонологический отдел Института художественной культуры под руководством И.Г. Терентьева. Обсерватория культуры. 2022;19(4):410-417. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-410-417

For citation:


Pilgun V.S. The Phonological Department of the Institute of Artistic Culture under the Direction of I.G. Terentiev. Observatory of Culture. 2022;19(4):410-417. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-410-417

Просмотров: 184


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)