

Фонологический отдел Института художественной культуры под руководством И.Г. Терентьева
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-410-417
Реферат
Авангардная формация России начала XX в. имела одну значительную особенность, которая помогла науке и искусству продуктивно взаимодействовать на протяжении 1920-х годов. Это создание учебных учреждений и научно-исследовательских институтов, в стенах которых работали художники авангарда, теоретики, философы и практики. Такие люди были призваны создать новую науку об экспериментальном искусстве. Игорь Герасимович Терентьев — представитель радикальной футуристической группы «41°», меньше года (с октября 1923 по март 1924 г.) возглавлял фонологический отдел Института художественной культуры (ИНХУК, с 1925 г. — Государственный институт художественной культуры, ГИНХУК), но его теоретическая деятельность нашла свое отражение в театральной практике. Цель настоящего исследования — на основании архивных документов представить все направления поисков и специфику фонологического отдела ИНХУКа. Объектом исследования становятся программы отдела и доклады его участников. Акцент делается на многообразии исследовательской программы отдела, которая не ограничивалась лишь звуком. Эластичность звуковой материи приравнивалась к понятию мыслительной деятельности. Звук рассматривался как «явление физическое», художественный прием и орудие пропаганды в музыкальном и художественном контекстах. В отделе представляли и обсуждали доклады о зауми, шумовой музыке, театральном материале, сравнивали характеристики поэзии А.В. Туфанова, К.Д. Бальмонта, В.В. Хлебникова, обсуждали возможности работы художника в области речи и звука. Важной для И.Г. Терентьева была заумь, на основе которой он собирался выработать универсальный и интернациональный язык. В статье реконструируются общие направления работы отдела, характеризуется его деятельность, а также впервые проанализированы не изданные ранее программные тезисы его сотрудников.
Ключевые слова
Об авторе
Вера Сергеевна ПильгунРоссия
научный отдел,
ведущий специалист
Малый Кисловский пер., д. 6, стр. 1, Москва, 125009, Россия
ORCID 0000-0002-8323-9038; SPIN 4404-2044
Список литературы
1. Карасик И.Н. К истории петроградского авангарда 1920—1930-е годы: События, люди, процессы, институты : дис. ... д-ра искусствоведения в форме научного доклада. Москва, 2003. 60 с.
2. Ракитин В.И. Николай Михайлович Суетин. Москва : RA, 1998. 225 с.
3. Протоколы заседаний музейной комиссии и переписка с управлением научных и научно-художественных учреждений Академического центра о деятельности музея // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-244. Оп. 1. Д. 18.
4. Терентьев И. Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. 550 с.
5. Терентьевский сборник / под общ. ред. С. Кудрявцева. Москва : Гилея, 1996. Вып. 1. 320 с.
6. Терентьев И.Г. Ф1Ф2Ф3 // Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. С. 326—327.
7. Терентьев И.Г. 17 ерундовых орудий // Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. С. 179—212.
8. Терентьев И. Два типографических шедевра. Статьи. Комментарии. Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета, 2014. 109 с.
9. Никольская Т.Л. Авангард и окрестности. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. 319 с.
10. Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. 248 с.
11. Материалы о научной работе отделов (программы, планы, отчеты и др. о деятельности музея) // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-244. Оп. 1. Д. 21.
12. Из материалов Фонологического отдела ГИНХУКа. Вступительная статьи и публикация Галины Демосфеновой // Терентьевский сборник. Москва : Гилея, 1996. Вып. 1. С. 110—126.
13. Друскин М. Избранное: Монографии. Статьи. Москва : Советский композитор, 1981. 336 с.
14. Терентьев И.Г. Мои похороны. Стихи. Письма. Следственные показания. Документы. Москва : Гилея, 1993. 62 с.
15. Туфанов А.В. Автобиография / А.В. Туфанов. К зауми. Фоническая музыка и функции согласных фонем. [Б. м.] : Salamandra P.V.V., 2012. 81 с.
16. Терентьев И.Г. Jордано Бруно. [Москва] : А и Б ; Гилея, [2000]. 16 с.
17. Сигей С. Игорь Терентьев в ленинградском Театре Дома Печати // Терентьевский сборник. Москва : Гилея, 1996. Вып.1. С. 22—56.
18. Пиотровский А.И. Натурализм любви (О «Джоне Риде») // Театральное наследие — исследования, театральная критика, драматургия : в 2 т. Т. 1. Санкт-Петербург : НП «Балтийские сезоны», 2019. С. 213—214.
19. Марцадури М. Терентьев — театральный режиссер // И.Г. Терентьев. Собрание сочинений. Bologna : S. Francesco, 1988. С. 37—83.
20. Кулик И. Театр в культуре Дада // Вопросы искусствознания. 1995. № 1—2. C. 540—574.
Рецензия
Для цитирования:
Пильгун В.С. Фонологический отдел Института художественной культуры под руководством И.Г. Терентьева. Обсерватория культуры. 2022;19(4):410-417. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-410-417
For citation:
Pilgun V.S. The Phonological Department of the Institute of Artistic Culture under the Direction of I.G. Terentiev. Observatory of Culture. 2022;19(4):410-417. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-410-417