Российская деловая культура в условиях макроэкономической неопределенности
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-16-25
Реферат
Новая социальная реальность, сложившаяся за последние десятилетия, вызвала серьезные внутренние трансформации в характере и содержании экономической культуры, в частности деловой культуры. В связи с этим возросла актуальность исследования различных форм, направлений и уровней этой трансформации, поиска решений, позволяющих целенаправленно воздействовать на процесс эволюции деловой культуры в контексте необходимости повышения ее социальной и экономической эффективности. Целью исследования является оценка процессов трансформации деловой культуры в условиях растущей макроэкономической нестабильности, неопределенности и рисков. Рассматривается эволюция научных представлений о деловой культуре как культуре предпринимательства и активной хозяйственной деятельности в генезисе экономической науки. Обосновывается идея о деловой культуре как культуре творчества (креативности) и обобщающем ее характере в отношении к другим формам экономической культуры. Раскрываются общие и специфические характеристики (признаки) деловой культуры. Ее трансформация происходит в принципиально новых условиях социальной нестабильности и неопределенности и на коммуникационном уровне (коммуникационная среда), в области аксиологии (ценностное мышление и сознание), и в сфере креативных технологий (инфо-, нано-, био-, когнито- и др.). Обозначены основные направления и формы трансформации деловой культуры в контексте формирования цифровой экономики. Выявлены особенности развития деловой культуры в современных условиях. Растущее многообразие ее моделей и типологий свидетельствует об их различных философских и мировоззренческих основаниях, что объективно мешает разработке универсальных и общепринятых норм хозяйственного поведения. Указываются негативные и позитивные характеристики в трансформации деловой культуры. Достижение необходимого баланса между ними отвечает задачам стратегии устойчивого социально-экономического развития страны как на ближайшую перспективу, так и на более длительный период. Сформулированы конкретные рекомендации по модернизации системы экономического образования в контексте необходимости развития и совершенствования деловой культуры.
Об авторе
Дмитрий Константинович СтожкоРоссия
кафедра креативного управления и гуманитарных наук,
доцент
8 Марта ул., д. 62, Екатеринбург, 620144, Россия
кандидат философских наук, доцент
ORCID 0000-0003-3186-877X; SPIN 1466-0210
Список литературы
1. Климова Е.А. Деловая культура как способ управления организацией // Вестник Тамбовского университета. Серия : Общественные науки. 2017. № 3 (11). С. 80—83.
2. Невлева И.М. Деловая культура: универсальность и специфика : дис. … д-ра филос. наук : 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2002. 242 с.
3. Аристотель. Этика. Москва : Эксмо, 2018. 320 с.
4. Смит А. Теория нравственных чувств. Москва : Республика, 1997. 352 с.
5. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. Москва : Дело, 2000. 232 с.
6. Бастиа Ф. Экономические гармонии. Избранное. Москва : Эксмо, 2007. 1200 с.
7. Милль Дж. С. Основания политической экономии. Москва : Эксмо, 2011. 480 с.
8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Москва : Эксмо, 2007. 864 с.
9. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва : Юрист, 1994. 704 с.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки. Москва : Прогресс, 1993. 594 с.
11. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. Москва : Дело, 2003. 360 с.
12. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Москва : Новости, 1992. 304 с.
13. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Москва : Прогресс, 1988. 368 с.
14. Захарова О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Международной научной конференции (Санкт-Петербург, июль 2017 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. 110 с.
15. Основы личностной и коммуникативной культуры: культура и личность : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. С.В. Кущенко. Новосибирск, 2018. 64 с.
16. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. Москва : Политиздат, 1970. Т. 42. 379 с.
17. Кузьмин Е.А. Неопределенность и определенность в управлении организационно-экономическими процессами. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2012. 184 с.
18. Человек в ситуации неопределенности / под ред. А.К. Болотова. Москва : Теис, 2007. 278 с.
19. Колышкина Т.Б., Шустина И.В. Деловая культура : учебное пособие. Москва : Юрайт, 2016. 164 с.
20. Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. Москва : Академия, 2012. 64 с.
21. Деловая культура // Bookash.pro. URL: http://bookash.pro/ru/s/деловая%20культура/ (дата обращения: 26.12.2021).
22. Андерсон Р., Шихирев П.Н. «Акулы» и «дельфины»: психология и этика российско-американского делового партнерства. Москва : Дело, 1994. 208 с.
23. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. Москва : Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
24. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Москва : Экономика, 1991. 239 с.
25. Кастельс М. Власть коммуникации : учебное пособие / пер. с англ. Н.М. Тылевич ; под науч. ред. А.И. Черных. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 568 с.
26. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / [пер. с англ. Т.А. Нестик]. Москва : Дело, 1999. 439 с.
27. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Москва : Аспект Пресс, 2004. 400 с.
28. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / пер. с англ. А. Гореловой. Москва : Наука, 1992. 158 с.
29. Ягер Дж. Деловой протокол : Как выжить и преуспеть в бизнесе / пер. с англ. [Т.А. Чепковой]. Москва : Инфротропик Медиа, 2012. 288 с.
30. Стожко Д.К. Культура хозяйства. Екатеринбург, 2019. 260 с.
31. Стожко Д.К. Модернизация российской экономики: история, теория, практика : монография. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. 412 с.
32. Тойнби А. Вызов-и-ответ // Постижение истории. Москва : Прогресс, 1996. С. 79—89.
33. Долгова Е.М. Деловая культура в условиях информационного общества // Вестник Тамбовского университета. Серия : Общественные науки. 2016. Т. 2. Вып. 2 (6). С. 59—62.
34. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества / пер. с англ. Москва : Refl-book, 1994. 368 с.
35. Фромм Э. Иметь или быть? / [пер. с нем.]. Москва : АСТ, 2011. 314 с.
36. Коуз Р. Природы фирмы // Вехи экономической мысли. Т. 2 : Теория фирмы. Санкт-Петербург : Экономическая школа, 2000. С. 11—32.
37. Ильин В.В. Теория познания. Эвристика. Креатология. Москва : Проспект, 2018. 176 с.
38. Gordon W.J.J. Synectics: The Development of Creative Capacity. New York, 1961. 180 p.
39. Бодрунов С.Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития // Известия Уральского государственного экономического университета. 2019. Т. 20. № 1. С. 5—12.
40. Лазукова Е.А. Некоторые теоретические вопросы социологии культуры // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия : Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 56—68.
41. Трубецкая А.Ю. Креативные индустрии: опыт применения практико-ориентированного подхода в российском современном образовании // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 3. С. 240—250. DOI: 10.25281/2072-3156-2019-16-3-240-250.
42. Ильин И.А. Путь к очевидности. Москва : Эксмо-Пресс, 1998. 912 с.
43. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Москва : Наука, 1990. 412 с.
44. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Как добиться успеха в информационную эру. Москва : Эксмо, 2006. 480 с.
45. Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. Цифровая революция и экзистенциальный кризис личности // Век глобализации. Исследования современных глобальных процессов. 2018. № 4. С. 145—151.
46. Гезалов А.А., Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Статус и миссия университета в постмодерне // Век глобализации. Исследования современных глобальных процессов. 2018. № 4. С. 152—158.
47. Trompenaars F. Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business. London : Nicholas Brealey, 2013. 265 p.
48. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. New York : McGraw-Hill, 2010. 578 p.
Современная эпоха характеризуется растущей нестабильностью и неопределенностью в экономической и политической областях жизни общества, что вызывает глубинные трансформации в сфере культуры.
Деловая культура в условиях такой турбулентности характеризуется изменением своей ценностной основы, структуры и содержания, которые во все большей степени отражают растущее социальное отчуждение и социальную дифференциацию между людьми, снижение уровня их социальной безопасности, деформацию самого принципа социальной справедливости.
В статье раскрывается морфология современной деловой культуры и обосновывается необходимость сохранения ее преемственности и конгруэнтности с традиционной культурой социума, ее укрепления и совершенствования на личностном уровне и в контексте развития креативности, а также выработки комплекса мер по выводу из кризиса системы современного российского образования.
Рецензия
Для цитирования:
Стожко Д.К. Российская деловая культура в условиях макроэкономической неопределенности. Обсерватория культуры. 2022;19(1):16-25. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-16-25
For citation:
Stozhko D.K. Russian Business Culture in the Conditions of Macroeconomic Uncertainty. Observatory of Culture. 2022;19(1):16-25. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-16-25