Архетип идеального города в наивной живописи русских художников ХХ века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-327-335
Реферат
Архетип идеального города является одним из наиболее значимых в развитии мировой культуры в связи с тем, что представление об идеальном мироустройстве, воплощенное в пространственном образе, с древности отражало важнейшие ценностные ориентиры культур Средневековья и Нового времени как Запада, так и Востока. В русской культуре архетип идеального города нашел свое воплощение в образах Небесного Иерусалима и града Китежа. В качестве объекта исследования нами выбрано творчество российских художников-наивистов XX в., позволяющее проследить динамику развития данного архетипа в современной отечественной культуре. Предметом исследования является воплощение и своеобразная интерпретация архетипа идеального города в творчестве художников-наивистов Павла Петровича Леонова (1920—2011), Вагана Еревандовича Сакияна (1926—2002), Юрия Дмитриевича Деева (1944—1998); целью — выявление культурно-обусловленных трактовок национальных архетипов идеального города в наивном искусстве ХХ века. Проводится также многоуровневое культурологическое исследование творческого мира художников-наивистов П.П. Леонова, В.Е. Сакияна и Ю.Д. Деева, раскрывающее наиболее характерные черты данного художественного феномена. Изучение русской народной культуры предполагает обращение к целому ряду работ по культурологии, философии, мифологии, истории, филологии, фольклористике и другим наукам, рассматривающим вопросы национальных архетипов. Анализ произведений наивной живописи русских художников осуществляется на основе культурфилософского, сравнительно-исторического, типологического, аналитического подходов. Искусство наива как удивительное явление русской культуры весьма мало изучено в современной науке, между тем оно объединяет множество различных культурно-психологических, культурно- исторических и социокультурных явлений.
Об авторе
Алиса Игоревна КашковаРоссия
факультет иностранных языков и регионоведения,
кафедра сравнительного изучения национальных
литератур и культур,
аспирант
Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Москва, 119234, Россия
ORCID 0000-0001-5283-817X; SPIN 7105-0511
Список литературы
1. Ганина Н.А., Шмидт В.В. Новый Иерусалим: год 2009 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. Т. 27. № 4. С. 42—68. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novyy-ierusalim-god-2009 (дата обращения: 05.12.2021).
2. Бондарева О.Н. Свет Нового Иерусалима: воскресенский Новоиерусалимский монастырь в творчестве русских писателей, художников и философов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2006. Т. 171. С. 76—81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svet-novogo-ierusalima-voskresenskiy-novoierusalimskiy-monastyr-v-tvorchestve-russkih-pisateley-hudozhnikov-i-filosofov (дата обращения: 05.12.2021).
3. Флоренский П. Философия культа (опыт православной антроподицеи). Москва : Академический проект, 2018. 683 с.
4. Лидов А.М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Вестник культурологии. 2015. № 2 (73). с. 78—89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-m-lidov-obraz-nebesnogo- ierusalima-v-vostochnohristianskoy-ikonografii (дата обращения: 05.12.2021)
5. Горичева Т.М., Мамлеев Ю.В. Новый град Китеж. Философский анализ русского бытия. Краснодар : Традиция, 2020. 208 с.
6. Семикопов Д.В. Град Китеж — потерянный рай? (Легенда о граде Китеже в богословском и религиоведческом аспектах) // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2012. С. 63—77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grad-kitezh-poteryannyy-ray-legenda- o-grade-kitezhe-v-bogoslovskom-i-religiovedcheskom-aspektah (дата обращения: 05.12.2021).
7. Дурылин С.Н. Церковь невидимого града : Сказание о граде Китеже. Москва : Путь, 1914. 69 с.
8. Хомяков А.С. Церковь одна // Сочинения богословские. Санкт-Петербург : Наука, 1995. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyakov/tserkov-odna/ (дата обращения: 15.12.2021).
9. Померанц Г.С. Даниил Андреев и его произведение «Роза Мира» // Вестник культурологии. 2009. с. 65—73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/daniil- andreev-i-ego-proizvedenie-roza-mira/viewer (дата обращения: 05.12.2021).
10. Андреев Д.Л. Роза Мира. Москва : Азбука-Классика. 2020. 896 c.
11. Гущин А.C. Самодеятельное изо-искусство. Москва : Гос. изд-во изобразительных искусств. 1931. 262 с.
12. Иоффе И.И. Новый стиль. Москва : Гос. изд-во изобразительных искусств. 1932. 156 с.
13. Маца И.Л. Ленинградский изорам : [очерк деятельности]. Москва ; Ленинград : Огиз — Изогиз, 1932. 42 с.
14. Четыркин Л.О. Рабочие художники. Москва ; Ленинград : Изогиз, 1933. 124 с.
15. Wojcik D. Outsider Art, Vernacular Traditions, Trauma, and Creativity // Western Folklore. 2008. № 67 (2). P. 179—198. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 260343840_Outsider_Art_Vernacular_Traditions_Trauma_and_Creativity (дата обращения: 05.12.2021).
16. Амплитуда колебаний. Наив и ар брют: от классики к современности. Материалы конференции. Москва: Музей русского лубка и наивного искусства. 2016. 252 с.
17. Балдина О.Д. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры в проектных формах прошлого и настоящего // Наивное искусство и китч. Основные проблемы и особенности восприятия. 2018. Санкт-Петербург : Алетейя. С. 14—25.
18. Мусянкова Н.А. Художники и институции: самодеятельное творчество в СССР 1920—1930-х гг. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Москва, 2008. 25 с.
19. Богемская К.Г. Понять примитив: самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. Санкт-Петербург : Алетейя. 2001. 183 с.
20. Балдина О.Д. Самодеятельное изобразительное и декоративно-прикладное искусство : тенденции и перспективы. Москва : Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н.К. Крупской, 1989. 104 с.
21. Богемская К.Г. Самодеятельное художественное творчество. Москва : Знание, 1987. 47 с.
22. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. Москва : В. Шевчук, 1985. 364 c.
23. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. Москва : АСТ, 2018. 495 с.
24. Богемская К.Г. Наивное искусство. Павел Леонов. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2005. 183 с.
- «Познай самого себя», — гласит надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах в древней Греции. «И ты познаешь весь мир», — понимаем мы, вглядываясь в многослойную художественную реальность произведений наивной живописи XX века.
- Человек, являясь высшим творением Бога, подобно образу великой Вселенной, соединяет в себе телесное и духовное начало. Истина рождается в момент обращения художника к глубинам своей природы, раскрывается тайное содержание личного пространства бессознательного.
- Существование архетипического образа идеального города в мире идей и материи наделяет его уникальной способностью к раскрытию в двух ипостасях: форме воплощения авторского замысла и роли проводника во времени, осуществляющего культурно-историческую связь поколений.
Рецензия
Для цитирования:
Кашкова А.И. Архетип идеального города в наивной живописи русских художников ХХ века. Обсерватория культуры. 2022;19(3):327-335. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-327-335
For citation:
Kashkova A.I. The Archetype of Ideal City in the Naive Painting of Russian Artists of the 20th Century. Observatory of Culture. 2022;19(3):327-335. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-327-335