Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

От критики к практике: музыка в раннем литературном наследии Вл.И. Немировича-Данченко

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-2-182-192

Реферат

Статья посвящена вопросу о взаимосвязи литературного творчества Вл.И. Немировича-Данченко, предшествовавшего открытию Московского Художественного театра (МХТ), и его режиссерской деятельности. Публицистика, беллетристика и драматургия составили для него единство, оказавшее серьезное влияние на педагогическую и постановочную практику. Основные проблемы, связанные с темой работы, неоднократно поднимались исследователями театра и литературы, но до сих пор не попадали в поле зрения музыковедов, что и определило основной параметр новизны исследования. Целью в этом контексте стало точечное выявление собственно-музыкальных текстовых деталей, а основная методология опиралась на интерпретацию высказываний и их сопоставление с фактологией истории театра. В статье сделана попытка обзора «излюбленного репертуара» Вл.И. Немировича-Данченко-писателя — музыкальных произведений, упоминаемых в его повестях, романах и пьесах, а также обозначены «проекции» подобных симпатий на оформление спектаклей. Выявлены принципиальные различия в отношении Вл.И. Немировича-Данченко к вокальной и инструментальной музыке, особая роль оперы в его мировосприятии. Отмечена тенденция придания звуковым компонентам особого смыслового и нравственно-этического значения, а также открытая в драмах конца 1890-х гг. возможность максимального избегания шумовых элементов ради рельефного выявления слова. В конце статьи предпринята попытка обоснования с музыкальных позиций неуспеха драмы «В мечтах» при первой и единственной ее постановке в МХТ (1901). Заключение содержит ряд выводов, характеризующих музыкальность Вл.И. Немировича-Данченко в 1898 г., на момент открытия своего театра. Частично освещены не затронутые выше этапы эволюции, приведшей режиссера на рубеже 1910—1920-х гг. к опытам в жанре трагедии, основанию собственной оперной студии и пересмотру литературных позиций, сохранивших актуальность на последние десятилетия жизни и творчества.

Об авторе

Александр Владимирович Наумов
Государственный институт искусствознания
Россия

сектор истории музыки,
старший научный сотрудник

Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0003-3883-7917; SPIN 2614-2121



Список литературы

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч. : в 9 т. Т. 1 / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. И.Н. Соловьевой. Москва : Искусство, 1988. 621 с.

2. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого // Творческое наследие : в 4 т. Т. 4. Письма (1938—1943) / [сост., ред., коммент. И.Н. Соловьевой]. Москва : Московский Художественный театр, 2003. С. 225—508.

3. Немирович-Данченко Вл.И. Письмо А.П. Чехову от 25 апреля 1898 года // Творческое наследие : в 4 т. Т. 1. Письма (1879—1907) / [сост., ред., коммент. И.Н. Соловьевой ; вступ. ст. А.М. Смелянского]. Москва : Московский Художественный театр, 2003. С. 166.

4. Немирович-Данченко Вл.И. Повести и пьесы. Москва : Гослитиздат, 1958. 479 с.

5. Немирович-Данченко Вл.И. Пьесы. Москва : Искусство, 1962. 547 с.

6. Немирович-Данченко Вл.И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки, 1877—1942. Москва : Всероссийское театральное общество, 1980. 375 с.

7. Соболев Ю.В. Вл.И. Немирович-Данченко. Петербург : Светозар, 1918. 147 с.

8. Московский Художественный театр в русской театральной критике, 1898—1905 / [сост. : Ю.М. Виноградов, О.А. Радищева, Е.А. Шингарева]. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2005. 640 с.

9. Марков П.А. Вл.И. Немирович-Данченко и музыкальный театр его имени. [Москва] : Музыкальный театр им. нар. арт. СССР Вл.И. Немировича-Данченко, [1936] (Ленинград). 266 с.

10. Виленкин В.Я. Владимир Иванович Немирович-Данченко : Очерк творчества. [Москва] : Музыкальный театр им. нар. арт. СССР Вл.И. Немировича-Данченко, 1941 (Ленинград). 326 с.

11. Фрейдкина Л.М. Владимир Иванович Немирович-Данченко. (1858—1943): Творческий путь. Москва ; Ленинград : Искусство, 1945. 56 с.

12. Соловьева И.Н. Немирович-Данченко. Москва : Искусство, 1979. 408 с.

13. Корзов Ю.И. Драматургия Вл.И. Немировича-Данченко. Киев : Изд-во Киевского ун-та, 1971. 171 с.

14. Хромова И.А. Вл.И. Немирович-Данченко и русская драматургия конца XIX века : дис. … канд. филол. наук. Ленинград, 1980. 176 с.

15. Легошина Л.Л. Проза Вл.Ив. Немировича-Данченко и русская литературная традиция : А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский : дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород : Нижегор. гос. ун-т, 1992. 176 с.

16. Наумов А.В. С.В. Рахманинов и Вл.И. Немирович- Данченко: из истории несостоявшегося сотрудничества // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2 (17). С. 195—201.

17. Немирович-Данченко Вл.И. Письмо Л.Н. Андрееву от 20 сентября 1909 года // Творческое наследие : в 4 т. Т. 2. Письма (1908—1922). Москва : Московский Художественный театр, 2003. С. 91.

18. Немирович-Данченко Вл.И. Драма за сценой : [роман]. Москва : Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1896. 430 с.

19. Немирович-Данченко Вл.И. Старый дом : (Мертвая ткань) : [роман]. Москва : Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1895. 293 с.

20. Абрамова О.А. Десять неосуществленных постановок на пути от МХТ к МХАТ // Вопросы театра. Proscaenium. 2016. № 1—2. С. 265—280.

21. Наумов А.В. Е.Ф. Карри (1868—1932) — респондент и адресат. Из переписки начала XX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 4. С. 395—402.

22. Марков П.А. Режиссура Вл.И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. Москва : Всероссийское театральное общество, 1960. 410 с.

23. Немирович-Данченко Вл.И. В степи : роман. Москва : Д.П. Ефимов, [1900]. 331 с.

24. Изралевский Б.Л. Музыка в спектаклях Московского Художественного театра. Записки дирижера. [Москва] : Всероссийское театральное общество, [1965]. 314 с.

25. Немирович-Данченко Вл.И. На литературных хлебах : [роман]. 2-е. изд. Москва : Университетская типография, 1893. 447 с.

26. Чистякова М.Н. Особенности ранней драматургии Немировича-Данченко на примере пьес «Наши американцы» и «Банкрот во Франции» // Манускрипт. 2016. № 12 (74) : в 3 ч. Ч. 1. С. 180—183.

27. Ибсен Г. Дикая утка. Драма в 5 д. / пер. В.М. Саблина, А.В. и П.Г. Ганзен : суфлерский экз. // Музей МХАТ. АМЧ 2205/БРЧ 205—208. Ф. 1. Оп. 96. № 521. Машиноп. с помет., 1901. 113 л.

28. Ибсен Г. Привидения. Семейная драма в 3 д. / пер. А.В. и П.Г. Ганзен : суфлерский экз. // Музей МХАТ. БРЧ 264. Ф. 1. Оп. 96. № 538. Печат. с помет., 1905. 98 с.

29. Ибсен Г. Доктор Штокман. Драма в 5 д. / пер. Н. Мирович : суфлерский экз. (к возобновлению спектакля 1900 г. для заруб. гастролей) // Музей МХАТ. АМЧ 2294/БРЧ 561. Ф. 1. Оп. 96. № 839. Печат. с помет., 1923/1924. 123 с.

30. Шамов С.Б. Музыка действия. Ударные инструменты и музыкальная эстетика МХТ начала XX века. Москва : Вузовская книга, 2010. 192 с.

31. Немирович-Данченко Вл.И. «Горе от ума» в постановке Московского Художественного театра. Москва : Петербург : Гос. изд-во, 1923. 266 с.


Что знал о музыке публицист и драматург В.И. Немирович-Данченко накануне основания Московского Художественного театра?

Каков его путь от максимы «не люблю много музыки в драме» до зрелой режиссерской практики?

Что обозначают оперные арии и романсы в устах персонажей молодого Немировича-Данченко?

Почему и для чего в повестях и романах писателя музицируют на инструментах?

Что нового сообщала о мировоззрении музыкальной богемы драма «В мечтах» 1901 года?

Рецензия

Для цитирования:


Наумов А.В. От критики к практике: музыка в раннем литературном наследии Вл.И. Немировича-Данченко. Обсерватория культуры. 2022;19(2):182-192. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-2-182-192

For citation:


Naumov A.V. From Criticism to Practice: Music in the Early Literary Heritage of V.I. Nemirovich-Danchenko. Observatory of Culture. 2022;19(2):182-192. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-2-182-192

Просмотров: 348


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)