Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Танцевальная культура в цифровую эпоху

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-372-380

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена анализу существования танцевальной культуры в условиях активного ее взаимодействия с медиатехнологиями. Современный театральный репертуар предлагает большое количество экспериментальных постановок, что дает почву для культурологического осмысления танцевальной культуры на основе работ исследователей культуры, театра и танца, а также на основе результатов творческих исканий хореографов и танцовщиков (лекций и отдельных спектаклей). Рассматриваемый синтез порождает новые сценические приемы (формирование пространства без использования декораций, непосредственное взаимодействие танцовщика с электронным реквизитом), технические средства для репетиций (отслеживание движений в пространстве, дистанционная работа хореографа и артиста). Это делает танцевальное искусство доступным зрителю, превращая его в часть медиакультуры через музыкальные фильмы и телевизионные проекты. Отдельное внимание уделено широким возможностям самопрезентации танцора в цифровом пространстве, требующей не только красивой танцевальной техники, но и технических навыков (съемка, монтаж).

Важно, что синтез медиатехнологий и танца является частным случаем отношений классического и современного. Это проявляется в необычных музыкальных произведениях, где соединяются жанры и музыкальные инструменты разных стилей, а также в экспериментальных танцевальных постановках, в которых есть место и классическому танцу, и цифровым технологиям в качестве декораций или даже участников сценического действия. Делается вывод, что танцевальная культура с помощью медиатехнологий продолжает свое развитие, однако следует учесть, что дальнейшие технические преобразования никогда не заменят цифровыми эффектами живое движение и выразительность пластики человеческого тела.

Об авторах

Ольга Леонидовна Девятова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

департамент искусствоведения, культурологии и дизайна,
кафедра культурологии и социально-культурной деятельности,
профессор

Ленина пр., д. 51, Екатеринбург, 620083, Россия

доктор культурологии, профессор

ORCID 0000-0002-2289-037X; SPIN 8758-5138



Александра Алексеевна Пичуева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

департамент искусствоведения, культурологии и дизайна,
кафедра культурологии и социально-культурной деятельности,
ассистент

Ленина пр., д. 51, Екатеринбург, 620083, Россия

ORCID 0000-0003-3628-3519; SPIN 4497-5306



Список литературы

1. Griffith N., Fernström M. Litefood — a Floor Space for Recording Dance and Controlling Media // Proceedings of the 1998 International Computer Music Conference. Chicago, USA, 1998. P. 475—481. URL: https://www.researchgate.net/publication/228582917_LiteFoot_-_A_Floor_Space_for_Recording_Dance_and_Controlling_Media (дата обращения: 16.06.2022).

2. Carroll E.A., Lottridge D., Latulipe C. et al. Bodies in Critique: A Technological Intervention in the Dance Production Process // Proceedings of the ACM 2012 Conference on Computer Supported Cooperative Work. Seattle, WA, USA, 2012. P. 705—714. DOI: 10.1145/2145204.2145311.

3. Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. Москва : Академический проект, 2013. 368 с.

4. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О.Н. Астафьева, Л.Б. Зубанова, Н.Б. Кириллова и др. ; отв. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. 292 с.

5. Новые аудиовизуальные технологии : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 520100 и специальности 020600 Культурология] / [О.В. Грановская и др.] ; отв. ред. К.Э. Разлогов. Москва : Едиториал УРСС, 2005. 481 с.

6. Веллингтон А.Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6. 5 с. URL: https://www.online-science.ru/userfiles/file/ocscemhy8hst35dhcqiflvzht5zax4ys.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

7. Девятова О.Л. Творческие искания отечественных композиторов в эру электронных технологий // Информационная эпоха. Новые парадигмы культуры и образования : монография / О.Н. Астафьева, Л.Б. Зубанова, Н.Б. Кириллова и др.; отв. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, С. 140—165.

8. Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной цивилизации : избранные статьи. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. 452 с.

9. Пичуева А.А. Применение медиатехнологий в современном танце // Материалы Международной научной конференции, 26—27 апреля 2019 г., Екатеринбург / под ред. Н.Б. Кирилловой и др. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. С. 91—94. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/74685/1/978-5-7996-2689-1_2019.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

10. Ростовский Е.Г. Мультимедийное пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3. 5 с. URL: https://www.online-science.ru/userfiles/file/1goyajcurblk7zp4wapk8mtxnmyo54cy.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

11. Васенина Е.В. Российский современный танец. Диалоги. Москва : Emergency Exit, 2005. 268 с.

12. Лариса Барыкина — о себе, о танце и хореографии, конкурсах и фестивалях // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jBcsRF2xgEU (дата обращения: 16.06.2022).

13. Курюмова Н.В. Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности : дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2011. 176 с.

14. Пепеляев А.Ю. Танец + видео + компьютер. Цифровые технологии в танцевальном спектакле. URL: https://vk.com/video-129481581_456239152 (дата обращения: 16.06.2022).

15. Пичуева А.А. Осмысление классики в русле бытовой культуры 1990-х гг. (на примере спектакля Б. Эйфмана «Онегин») // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2—3. С. 186—188. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1836/Pichuyeva.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

16. Емлина Д.И. Видеомэппинг в пластическом театре // Современный танец: дискурс и практики : сборник статей / под общ. ред. Н.В. Курюмовой. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2017. С. 41—57.

17. Чемагина Е. Это не сон: чего ждать от шоу Дианы Вишневой «Сны Спящей Красавицы» // РБК Стиль. URL: https://style.rbc.ru/impressions/5d7f843d9a794757abf31800 (дата обращения: 16.06.2022).

18. Пичуева А.А. Синтез танца и компьютерных технологий как новое явление медиакультуры (на примере спектакля «Сны спящей красавицы») // Медиакультура и медиаобразование: реалии и перспективы : материалы Межвузовского научного семинара молодых ученых / под ред. Н.Б. Кирилловой, И.Я. Мурзиной [и др.]. Екатеринбург : Институт образовательных стратегий, 2019. С. 83—87. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43006610_63832681.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

19. Баттерворт Дж. Танец. Теория и практика / пер. с англ. Ю.С. Вовк. Харьков : Гуманитарный центр, 2016. 242 с.

20. Садыкова Д.А. Эволюция танца в современной культуре // Омский научный вестник. 2014. № 4. С. 214— 217. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-tantsa-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 16.06.2022).

21. Барабанов Б.С. Поглощение по ходу пьесы. Иммерсивный театр как новейшее из искусств // Коммерсантъ Деньги. 2016. № 46. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3131814 (дата обращения: 16.06.2022).

22. Девятова О.Л. Классика и музыка масс-медиа в творчестве Сергея Слонимского // Opera Musicologica. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, 2021. Т. 13, № 1. С. 6—25. DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.001.

23. Большой балет — 2016 // Smotrim.ru. URL: https://smotrim.ru/brand/59616 (дата обращения: 16.06.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Девятова О.Л., Пичуева А.А. Танцевальная культура в цифровую эпоху. Обсерватория культуры. 2022;19(4):372-380. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-372-380

For citation:


Devyatova O.L., Pichueva A.A. Dance Culture in the Digital Age. Observatory of Culture. 2022;19(4):372-380. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-372-380

Просмотров: 241


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)