Медиапроекты как культуросберегающая коммуникационная технология
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-247-255
Реферат
Роль медиапроектов в современном мире растет, они используются в различных сферах деятельности субъектов социокультурной коммуникации. Театры и музеи, стремясь оставаться живой частью общества, все чаще используют медиапроекты, предоставляя своим посетителям возможность взаимодействовать с культурными достижениями настоящего и прошлого. Цель статьи — исследование трансформации музейного, театрального, образовательного пространства и рассмотрение медиапроектов как перспективной коммуникационной технологии в развитии учреждений культуры. Дается определение понятия «медиапроект в сфере искусства». Музеи и театры сегодня являются участниками процесса медиатизации, они активно используют цифровые коммуникационные технологии и новые модели коммуникации с аудиторией. Рассмотрены примеры успешных медиапроектов с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности в российских музеях и театрах за последние несколько лет, в том числе в условиях пандемии COVID-19. Делается акцент на связи учреждений культуры с новыми медиа — оба распространяют информационный контент, стремятся получить и удержать внимание аудитории. Описываются примеры новых медиа, которые имеют успешный опыт реализации образовательных и просветительских проектов. Также в статье рассматриваются культур-ориентированные медиапроекты в сфере образования, что способствует формированию и укреплению культурной компетентности современного специалиста любой сферы.
Сформулированы проблемы, с которыми может столкнуться учреждение культуры на этапах планирования и реализации медиапроекта. Автор приходит к выводу, что медиапроекты помогают привлечь к учреждению культуры широкую аудиторию и удержать интерес постоянных посетителей; интерактивность, геймификация и качественный дизайн позволят вывести медиапроекты в сфере искусства на качественно новый уровень.
Об авторе
Анна Валентиновна ПряхинаРоссия
кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью,
доцент
Канала Грибоедова наб., д. 30/32, лит. А, Санкт-Петербург, 191023, Россия
кандидат философских наук, доцент
ORCID 0000-0001-6846-8740; SPIN 6785-0944
Список литературы
1. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд.: перераб и доп. Москва : Академический проект, 2006. 448 с.
2. Кириллова Н.Б. Новые медиатехнологии как вызовы информационной эпохи // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). Ч. 2. С. 189—194. DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.124.
3. Анохина В.В. Медиатизация как фактор трансформации социальных пространств и метаморфозы культурных традиций // Философия и социальные науки. 2015. № 3. С. 13—18.
4. Рывлина В. Медиатизация культуры: коммуникативные аспекты // Science and Education a New Dimension. Humanities and Social Sciences. 2018. Vol. VI (31), № 185, p. 63—65.
5. Аверина Е. Визуализация медиарынка // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1 (2). С. 399—402.
6. Камерон Д.Ф. Музей: храм или форум? // Музейное дело: музей — культура — общество : сборник научных трудов. Москва, 1992. С. 259—275.
7. Parker H.W. The Museum as a Communication System // Curator : The Museum Journal. 1963. Vol. 6, № 4. P. 350—360. DOI: 10.1111/j.2151-6952.1963.tb01356.x.
8. Ананьев В.Г. История зарубежной музеологии : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2014. 136 с.
9. Геральд М.А. Искусство управлять музеем / пер. с англ. А. Игнатовича. Москва : Эксмо, 2019. 144 с.
10. Журнал «Государственный Эрмитаж». URL: http://hermitage-magazine.ru/ (дата обращения: 27.02.2022).
11. Бонами З.А. Как читать и понимать музей. Философия музея. Москва : АСТ, 2018. 224 с.
12. Пряхина А.В., Богданова Д.Ш. Проблема развития процесса визуализации в сфере культуры и новая антропотехническая реальность // Фотография. Изображение. Документ / Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО». Санкт-Петербург, 2019—2020. Вып. 9 (9). С. 11—12.
13. Курганова Е.Б. Геймификация в культурно-духовной сфере: докризисный и кризисный опыт // Коммуникации в эпоху цифровых изменений : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (16—20 ноября 2020 г.) / под ред. А.Д. Кривоносова. Paris : L’Harmattan ; СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020. С. 305—308.
14. БДТ Digital : [медиапроект Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова]. URL: https://www.bdtdigital.ru/ (дата обращения: 27.02.2022).
15. Просветительский проект Arzamas. URL: https://arzamas.academy/ (дата обращения: 27.02.2022).
16. Творческий альманах Artifex. URL: https://artifex.ru/ (дата обращения: 27.02.2022).
17. Большой музей. URL: https://bm.digital/ (дата обращения: 27.02.2022).
18. Антропова В.В., Загидуллина М.В., Симакова С.И. Визуализация в арт-коммуникациях и журналистике : учебное пособие / под ред. С.И. Симаковой. Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2019. 131 с.
19. Кривоносов А.Д., Аксенов К.В., Данилова Н.И. Цифровая образовательная среда в кризисной ситуации // XII Международная научно-практическая конференция «Информация и образование: границы коммуникаций (INFO’20)» : сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2020. № 12 (20). С. 19—22.
20. Забытый художник & знакомый Петербург. Онлайн-выставка графики В.В. Тамбовцева // ВКонтакте. Библиотека Ленина. Подкасты. URL: https://vk.com/podcast-39444667_456239021 (дата обращения: 27.02.2022).
21. Pryakhina A.V., Saveleva I.U., Kamalitdinova E.I. Information and Communication Technologies in the Educational Process within the Digitalization // Proceedings of the Joint Conferences : 20th Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF 2020) & 12th Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2020). St. Petersburg, 2020. P. 725—732. Doi: 10.15405/epsbs.2020.12.03.75.
22. Пряхина А.В. Формирование навыков геймификации коммуникационного продукта // Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века : коллективная монография / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2021. С. 178—189.
Рецензия
Для цитирования:
Пряхина А.В. Медиапроекты как культуросберегающая коммуникационная технология. Обсерватория культуры. 2022;19(3):247-255. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-247-255
For citation:
Pryakhina A.V. Media Projects as a Culture-Saving Communication Technology. Observatory of Culture. 2022;19(3):247-255. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-247-255