Знаки пилигримов в контексте европейских культурных практик
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-266-273
Реферат
В статье рассматривается вопрос о преемственности ренессансными светскими знаками — шляпными брошами — формы и композиции позднесредневековых значков пилигримов. Более сотни европейских портретов конца XV — первой половины XVI в. представляют модель в головном уборе, декорированном подобной медалью или брошью, часто с эмблематическим изображением внутри. Происхождение этого аксессуара связано с религиозной традицией — хранением небольших медальонов из паломнических мест, выполненных из дешевых металлов или воска и известных как «знаки пилигримов». Актуальность исследования заключается в сопоставлении культурных традиций, изучаемых обычно отдельно друг от друга из-за принадлежности к разным периодам истории искусства, а также в попытке проследить их преемственность. Интерес представляет не только формальное сходство религиозных и светских знаков, но и выявление точек их перехода из статуса предмета, обладающего сакральным смыслом, в статус знака личной идентификации владельца. С этой целью в статье освещены основные аспекты существования и функционирования паломнических знаков, проанализированы практики их приобретения, ношения и хранения. Уделено внимание развитию их внешних форм, разнообразию материалов, а также значениям, которыми эти знаки наделялись в повседневной жизни. Таким образом, в статье исследован процесс функционального перемещения знаков паломника из религиозной сферы, в которой они выступали свидетельствами благочестивых путешествий, в область частной жизни, где поначалу знаки на шляпах все еще сохраняли значение религиозного покровительства. В отдельных примерах портретных изображений представлена практика ношения ювелирных значков-брошей, ставших частью аристократического модного костюма, элементы которого могут быть интерпретированы в контексте практик личной идентификации. В этой роли знаки на шляпах подразумевают своеобразное высказывание чувств, настроений и интенций портретируемого. В процессе сравнения ренессансных брошей и значков паломников проявляется и их существенное семантическое различие, организующее визуальный нарратив.
Об авторе
Анна Алексеевна ТроицкаяРоссия
Институт экономики и управления, кафедра туризма, сервиса и гостеприимства,
доцент
Реки Мойки наб., д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0001-5756-4366; SPIN 4166-1735
Список литературы
1. Simonsen M.F. Medieval Pilgrim Badges: Souvenirs or valuable charismatic objects? // Charismatic Objects. From Roman Times to the Middle Ages / eds. by M. Vedeler, I.M. Røstad, E.S. Kristoffersen, Z.T. Glørstad. Oslo : Cappelen Damm Akademisk, 2018. P. 169—196.
2. Andersson L. Pilgrimsmärken och vallfart : Medeltida pilgrimskultur i Skandinavien. Akademisk avhandling. Stockholm : Almqvist & Wiksell, 1989. 229 S.
3. Spencer B. Pilgrim Souvenirs and Secular Badges : Medieval Finds from Excavations in London. London : Stationery Office, 1998. 349 p.
4. Хейзинга Й. Осень Средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / пер. [с нидерл.] Д.В. Сильвестрова. Москва : Наука, 1988. 539 с.
5. Арутюнян Ю.И. Homo viator: образ паломника в контексте средневековой европейской традиции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 (5). С. 65—71.
6. Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkeley ; Los Angeles : University of California Press, 1984. 260 p.
7. Foster-Campbell M.H. Pilgrimage through the Pages: Pilgrims’ Badges in Late Medieval Devotional Manuscripts // Push Me, Pull You. Vol. 1 : Imaginative, Emotional, Physical, and Spatial Interaction in Late Medieval and Renaissance Art. Leiden ; Boston : Brill, 2011. P. 227—276.
8. Asperen H. van. The Habsburgs and their Pilgrimage Souvenirs. Pilgrim badges in the Devotional Books of Charles V, Ferdinand of Austria and Joanna of Castile // Wallfahrer Aus Dem Osten. Mittelalterlichen Pilgerzeichen Zwischen Ostsee, Donau Und Seine (Europäische Wallfahrtsstudien, 10) / hrsg. H. Kühne, L. Lambacher, J. Hrdina. Frankfurt am Main : Peter Lang, 2013. P. 195—219.
9. Asperen H. van. The Book as Shrine, the Badge as Bookmark: Religious Badges and Pilgrims’ Souvenirs in Devotional Manuscripts // Domestic Devotions in the Early Modern World / eds. by M. Faini, A. Meneghin. Leiden ; Boston : Brill, 2018. P. 288—312.
10. Koldeweij J. Pilgrim Badges Painting in Manuscripts: A North Netherlandish Example // Masters and Miniatures. Proceedings of the Congress on Medieval Manuscript Illumination in the Northern Netherlands (Utrecht, 10—13 December 1989) / eds. by K. van der Horst, J.-Chr. Klamt. Doornspijk : Davaco, 1991. P. 211—218.
11. Forgeais A. Collection de Plombs Historiés trouvés dans la Seine. Sér. 2. Paris : Forgeais, 1863. 220 p.
12. Lee J. Medieval pilgrims’ badges in rivers: the curious history of a non-theory // Journal of Art Historiography. 2014. № 11. URL: https://arthistoriography.files.wordpress.com/2014/11/lee.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
13. Mitchiner M. Medieval pilgrim and secular badges. London : Hawkins Publications, 1986. 288 p.
14. Evans J. A History of Jewellery, 1100—1870. 2nd ed. London : Faber and Faber, 1970. 224 p.
15. Rodini E. The Language of Stones // Renaissance Jewelry in the Alsdorf Collection. Art Institute of Chicago Museum Studies. 2000. Vol. 25. № 2. P. 16—28.
16. Evans J. Notes on a collection of Pilgrims’ Signs or Amulet // Proceedings of Society of Antiquaries, 28th November 1907 to 24th June 1909. 2nd series, vol. XXII. London : Society of Antiquaries, Burlington House, 1909. P. 102—117.
17. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. Москва : Прогресс-Традиция, 2002. 748 с.
18. Hackenbroch Y. Enseignes : Renaissance Hat Jewels. Firenze : Studio Per Edizioni Scelte, 1996. 395 p.
19. Awais-Dean N. Bejewelled: the male body and adornment in early modern England. Ph.D. Thesis. London : Queen Mary University of London, 2012. P. 141—144.
20. Vedeler M. The Charismatic Power of Objects // Charismatic Objects : From Roman Times to the Middle Ages / eds. by M. Vedeler, I.M. Røstad, E.S. Kristoffersen, Z.T. Glørstad. Oslo : Cappelen Damm Akademisk, 2018. P. 9—29.
- На рубеже Средневековья и Нового времени знак, приколотый к шляпе, мог сообщать о его владельце разнообразные сведения.
- Эта информация касалась положения персоны в обществе, его родословной, небесных покровителей, а также посещенных им святых мест.
- Значки пилигримов были не только свидетельствами о совершенных путешествиях и напоминаниями о них, они идентифицировали владельца как паломника.
- Постепенно знаки на шляпах становились модным аксессуаром аристократии, что подтверждается некоторыми портретами XVI века.
- Эти шляпные броши не всегда имели религиозный контекст, но так или иначе были связаны с личностью владельца, являясь средством ее визуальной репрезентации.
Рецензия
Для цитирования:
Троицкая А.А. Знаки пилигримов в контексте европейских культурных практик. Обсерватория культуры. 2022;19(3):266-273. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-266-273
For citation:
Troitskaya A.A. Pilgrim Signs in the Context of European Cultural Practices. Observatory of Culture. 2022;19(3):266-273. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-266-273