Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Сюжеты изразцов средневековых псковских храмов в восприятии современников

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-428-438

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена рассмотрению сюжетов и художественных особенностей архитектурных изразцов, размещенных на храмах Псковщины, построенных в XIV—XVII веках. Актуальность темы определяется возросшим интересом к истории псковской архитектурной школы, недостаточной изученностью на региональном уровне средневекового культового зодчества в целом и изразцового искусства в частности, что и обусловило необходимость его углубленного исследования. Научная новизна работы заключается в классификации и выявлении аналогов сюжетов архитектурных изразцов, сохранившихся на стенах средневековых православных храмов Псковщины, являющейся одним из первых центров становления изразцового творчества на Руси. Проведено подробное описание ранее не опубликованных изразцов псковских храмов, отмечены особенности их восприятия. По характеру образов на изразцах выделены следующие группы: геометрический, флористический и орнитоморфный орнаменты, сюжетные композиции. Наибольшее распространение получил в Пскове флористический орнамент, включающий изображения винограда, васильков (гвоздик), цветочных розеток, вазонов с цветами различного типа, травяных завитков, узоров «Древо Жизни» и «процветшее сердце», а также орнитоморфные орнаменты с образами павлина, индюка, соловья и других птиц в разнообразных позах. Единично представлены геометрический треугольный орнамент на изразцах крыльца притвора Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря (храм ХIV в. включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, крыльцо ХVII в.) и сюжетная композиция с всадником на коне на стенах колокольни храма Петра и Павла бывшего Сироткина (Середкина) монастыря ХVI века. Уникальными являются изразцы с китоврасом храма Георгия со Взвоза ХV в. (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО). В сюжетах, выполненных древнерусскими мастерами изразцового искусства, нашли отражение христианская многозначная символика, лаконизм и обобщенность образов, гармоничность композиции и колористики изразцов. Визуальное восприятие архитектурных изразцов оказывает влияние на человека, в символической форме передавая от поколения к поколению картину мира, духовные ценности и смыслы русской культуры.

Об авторе

Надежда Анатольевна Киселева
Псковский государственный университет
Россия

кафедра психологии и сопровождения развития ребенка,
доцент

Ленина пл., д. 2, Псков, 180000, Россия

кандидат психологических наук, доцент

ORCID 0000-0002-4343-3530; SPIN 7659-5519



Список литературы

1. Баранова С.И. Московский архитектурный изразец XVII века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. Москва : МГОМЗ. 2013. 134 с.

2. Выголов В.П. Русская архитектурная керамика конца XV — начала XVI в. (о первых русских изразцах) // Древнерусское искусство. Вып. 9. Зарубежные связи. Москва : Наука, 1975. С. 282—317.

3. Dabrowska M. Kafle i piece kaflowe w Polsce do konca XVIII wieku. Warszawa ; Krakow ; Wroclaw, 1987. 269 с. (на пол. яз.)

4. Здановiч Н., Трусау О. Беларуская палiваная керамика XI—XVIII стст. Минск : Навука і тэхніка, 1993. 183 с. (на белорус. яз.)

5. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV—XIX веков : альбом. Москва : Изобразительное искусство, 1983. 240 с.

6. Porter V. Islamic tiles. London : British Museum Press, 1995. 128 p. (на англ. яз.)

7. Richterova J. Stredoveke kachle. Praha : Muzeum hlavního města Prahy, 1982. 173 с. (на словац. яз.)

8. Седов Вл.В. Изразцы церкви Георгия со Взвоза в Пскове и готическая архитектура Заморья // Архитектурное наследство. 2011. № 55. С. 25—39.

9. Филиппов А.В. Древнерусские изразцы XV—XVII веков. Москва, 1938. Вып. 1. URL: http://www.rusarch.ru/filippov1.htm (дата обращения: 21.07.2022).

10. Чистова В.А. Изразцы с вазонами XVII в. в Пскове // Археология и история Пскова и Псковской земли : тезисы ежегодной научно-практической конференции. URL: https://arheologi.livejournal.com/97322.html (дата обращения: 21.07.2022).

11. Керамическая установка : по материалам архива и коллекций А.В. Филиппова. Москва : Эксмо, 2017. 471 с.

12. Березский А.К. Историко-археологический очерк Псково-градского Георгиевского со Взвоза храма // Храмы и монастыри губернского Пскова : сборник дореволюционных публикаций / сост. Н. Левин. Псков : Псковская областная типография, 2005. С. 285—326.

13. Плешанова И.И. Псковские архитектурные керамические пояса // Советская археология. 1963. № 2. С. 211—216.

14. Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову (любителям родной старины). 3-е изд., юбилейн., посвящ. 1100-летию первого упоминания города в летописи. Псков : Светоносец, 2001. 368 с.

15. Новикова Н. Отдельные страницы истории Троицкого кафедрального собора // БлагоПсков : информационно-краеведческий православный портал. 2013. URL: http://www.blagopskov.ru/articles/502 (дата обращения: 21.07.2022).

16. Богданова А.Д., Шулакова Т.В. Псковским шедеврам посвящается… URL: https://www.ippo.ru/news/article/pskovskim-shedevram-posvyaschaetsya-407345 (дата обращения: 21.07.2022).

17. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь : путеводитель. Москва : Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь. 2019. 160 с.

18. Спегальский Ю.П. Дом Печенко / Псков. гос. ист.-худож. и архит. музей-заповедник. Псков : Лениздат, Псковское отд-ние, 1973. 80 с.

19. Шулакова Т.В. Храмы Пскова : проблема сохранения великой традиции древнего зодчества : монография. Ч. 1. Псков : Псковский государственный университет, 2019. 180 с.


  • Изразец как уникальный феномен древнерусского искусства является ярким элементом архитектуры, формирующим визуальный облик города.
  • Псковщина – один из центров зарождения изразцового производства на Руси, где по сей день сохранились изразцы, украшающие стены средневековых православных храмов.
  • Псков называют музеем под открытым небом, а изразцы, как книга с цветными картинками, щедро делятся своими сокровищами с жителями и гостями города.
  • Символические образы на храмовых изразцах разнообразны по сюжету и колористике, через глубь веков они доносят до наших современников высокие духовно-культурные ценности и смыслы, заложенные древними мастерами.

Рецензия

Для цитирования:


Киселева Н.А. Сюжеты изразцов средневековых псковских храмов в восприятии современников. Обсерватория культуры. 2022;19(4):428-438. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-428-438

For citation:


Kiseleva N.A. Subjects of the Medieval Pskov Churches’ Tiles in the Perception of their Contemporaries. Observatory of Culture. 2022;19(4):428-438. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-428-438

Просмотров: 176


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)