Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Творческий метод Михаила Матюшина и русский авангард

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-400-409

Полный текст:

Реферат

В статье раскрывается связь творческого метода М. Матюшина с поисками новой духовности и идейно-эстетическими исканиями русского модернизма в эпоху Серебряного века. Актуальность статьи обусловлена необходимостью всестороннего анализа наследия русского авангарда, так как в советский период все, что выходило за рамки метода соцреализма, исключалось из общественного рассмотрения. Новая эстетика театрального футуризма возникла в 1913 г. в экспериментальной постановке оперы «Победа над солнцем». В 1923 г. М. Матюшин сформулировал программу «расширенного смотрения», назвав ее «ЗОР-ВЕД», что означало «Зрение + Ведание». Предложенный им по аналогии с буддистскими практиками созерцательный метод позволял преодолеть фрагментарность восприятия реальности. Наблюдатель выходил за пространственно-временные ограничения, при этом границы между объектом и субъектом размывались, снимая оппозицию одушевленное/неодушевленное, и достигалось понимание целостности мироздания. М. Матюшин воспринимал цвет как сложное явление, зависящее от освещенности, колорита окружающей среды, движения. Итогом экспериментов, проводимых Матюшиным в Государственном институте художественной культуры, стал «Справочник по цвету» (1932). Метод «расширенного смотрения» приближал новую эру постижения мира как единого целого, предвещая прорыв во многих областях знания: науках о сознании, философии, психологии и даже физики. Но в стране победившего социализма эксперименты, предвосхитившие дальнейшее развитие визуальных искусств ХХ в., были насильственно прекращены. Поиски новой пространственной эстетики М. Матюшин продолжал в домашнем театре. Новизна решения рассматриваемой проблематики связана с тем, что в научный обиход вводится целый пласт отвергнутой культуры первой трети ХХ в., анализируется деятельность малоизученного органического направления русского авангарда и проводится сравнение метода «расширенного смотрения» М. Матюшина с буддийскими практиками.

Об авторе

Елена Васильевна Шахматова
Российский институт театрального искусства — ГИТИС
Россия

научный отдел,
начальник

Малый Кисловский пер., д. 6, стр. 1, Москва, 125009, Россия

доктор философских наук, кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0002-6159-7280; SPIN 2873-7841



Список литературы

1. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. Москва : Наука, 2000. Т. 2. С. 185—308.

2. Иванов Вяч. Прозрачность // Собрание сочинений : в 5 т. Брюссель : Foyer oriental chrétien, 1974. Т. 2. С. 738.

3. Хлебников В. Есир // Творения. Москва : Советский писатель, 1987. С. 548—556.

4. Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Коломна : Музей органической культуры, 2011. 408 с.

5. Ди Руокко А. Буддийские реминисценции в русском изобразительном искусстве первого тридцатилетия ХХ века. Н. Рерих, «Амаравелла», Н. Кульбин, М. Матюшин, Е. Гуро : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2005. 25 с.

6. Постановление ВЦИК и СНК «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора за ними». 3 августа 1922 г. // Электронная библиотека исторических документов. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/73262-postanovlenie-vtsik-i-snk-o-poryadke-utverzhdeniya-i-registratsii-obschestv-i-soyuzov-ne-presleduyuschih-tseli-izvlecheniya-pribyli-iporyadke-nadzora-za-nimi-3-avgusta-1922-g (дата обращения: 12.08.2022).

7. Успенский П.Д. Четвертое измерение. Опыт исследования неизмеримого. Санкт-Петербург : Типография Товарищества печатного и издательского дела «Труд», 1910. 96 с.

8. Успенский П.Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. Санкт-Петербург : Типография Товарищества печатного и издательского дела «Труд», 1911. 264 с.

9. Хинтон Ч.Г. Воспитание воображения и четвертое измерение / пер. с англ. и вступ. статья П.Д. Успенского. Петроград : М.В. Пирожков. Литературная книжная лавка, 1915. 59 с.

10. Гуро Е.Г. Небесные верблюжата. Бедный рыцарь. Стихи и проза. Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского университета, 1993. 283 с.

11. Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века : Выставка в галерее Гмуржинска. Кельн 1999—2000. Москва : RA, 2000. 131 с.

12. Манифесты русских футуристов. Первый всероссийский съезд баячей будущего // A-PESNI. Песенник анархиста-подпольщика. URL: http://a-pesni.org/zona/avangard/manifesty.php (дата обращения: 12.08.2022).

13. Фаликов Б. Крученых, Малевич, Матюшин: «Причудливая игра» // Театр. 2017. № 29. URL: http://oteatre.info/kruchenyh-malevich-matyushin-prichudlivaya-igra/ (дата обращения: 12.08.2022).

14. Эндер З. Борис Эндер. Дневники 1921 г. // Поэзия и живопись : сборник трудов памяти Н.И. Харджиева. Москва : Языки русской культуры, 2000. С. 323—340.

15. Штейнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Москва : Духовное знание, 1915. 186 c.

16. Штайнер Р. Сущность цвета и тайна радуги. Три лекции, прочитанные в Дорнахе 6, 7 и 8 мая 1921 г. Москва : Энигма, 2021. 160 с.

17. Тильберг М. Цветная вселенная : Михаил Матюшин об искусстве и зрении. Москва : Новое литературное обозрение, 2008. 511 с.

18. Турчин В. Теософия в русском авангарде // Искусство. 2013. № 2. URL: http://old.iskusstvo-info.ru/archive/item/id/56 (дата обращения: 12.08.2022).

19. Эндер З. Влияние Елены Гуро на ее современников и на последующее поколение писателей и художников // Europa Orientalis. 1994. Т. 13, № 1. С. 125—136.

20. Бергсон А. Творческая эволюция. Москва : Канон-пресс, Кучково поле, 1998. 382 с.

21. Матюшин М. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Москва : Издатель Д. Аронов, 2007. 72 с.

22. Карасик И.Н. ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры). Петроград — Ленинград. 1924—1926 // Энциклопедия русского авангарда. URL: https://rusavangard.ru/online/history/ginkhuk/ (дата обращения: 12.08.2022).


  • Русский авангард развивался в круге идей философии жизни, всеединства и оказался близок буддийскому мировосприятию и таким популярным на рубеже ХIХ-ХХ вв. мистическим учениям как теософия Е.П.Блаватской и антропософия Р.Штейнера.
  • М.Матюшин обратил внимание на психологию восприятия и подчеркнул специфику зрения отражать только то, что осознано разумом. Рассмотренная им с этих позиций история искусства позволила сделать неожиданные выводы и признать открытие перспективы в эпоху Возрождения величайшей ошибкой.
  • Органическое направление русского авангарда предложило новый метод наблюдения, который заключался в том, чтобы смотреть на все сразу, задействовав центральную и периферическую часть сетчатки. При этом наблюдатель выходил за пределы времени и, подобно буддийским монахам в состоянии медитации, ощущал слияние объекта и субъекта.
  • Матюшин пытался развить у своих учеников сверхспособности и проводил эксперименты в области эмоционального восприятия пластических форм, цвета и влияния на них звука. Предложенный им метод приближал новую эру постижения мира как единого целого.

Рецензия

Для цитирования:


Шахматова Е.В. Творческий метод Михаила Матюшина и русский авангард. Обсерватория культуры. 2022;19(4):400-409. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-400-409

For citation:


Shakhmatova E.V. Mikhail Matyushin’s Creative Method and the Russian Avant-Garde. Observatory of Culture. 2022;19(4):400-409. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-400-409

Просмотров: 246


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)