Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Жан-Батист Лепренс и «русская тема» в гравюре лависом

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-284-292

Реферат

Исследование посвящено изучению феномена russerie («русской темы») и его специфического воплощения в творчестве французского гравера и художника Жан-Батиста Лепренса (1734—1781). Ученик Франсуа Буше (1703—1770), последовательно развивавший рокайльную эстетику своего учителя, Ж.-Б. Лепренс приехал в 1757 г. в Санкт-Петербург. Проведя пять лет в России, художник вернулся на родину во Францию. В течение последующего десятилетия, осмысляя впечатления, полученные во время поездки по России, он создал многочленные работы, посвященные «русской теме». Именно эти произведения легли в основу нового жанра экзотизма в европейском искусстве — russerie. Одним из наиболее ярких и самобытных примеров «русской темы» в графике являются гравюры в изобретенном Ж.-Б. Лепренсом способе гравирования, получившем название «лавис» (1769). Эти листы, создающие иллюзию акварельного рисунка в печатной графике, до недавнего времени практически не привлекали внимания отечественных исследователей. В статье впервые последовательно рассмотрены особенности данной техники, а также на основе ряда архивных документов представлена реконструкция общественного мнения и оценка этих работ зрителями. Центральное место в статье занимает исследование интерпретации ключевой для Ж.-Б. Лепренса «русской темы» в лависе. На сюжетном и стилистическом уровнях показано своеобразие russerie в гравюре в технике лависа и соотношение этой темы с китайской (chinoiserie) и турецкой (turquerie) в творчестве рокайльных мастеров. Намечены также перспективы развития «русской темы», которые появились под влиянием графических листов в технике лависа.

Об авторе

Елизавета Юрьевна Панова
Independent Researcher
Россия

независимый исследователь

Москва, Россия

ORCID 0000-0002-7609-7027; SPIN 6170-3106



Список литературы

1. Réau L. L’exotisme russe dans l’oeuvre de J.-B. Le Prince // Gazette des beaux-arts : la doyenne des revues d’art. Paris. 1921. 5. Pér. 3. P. 147—165.

2. Алексеев М.П. Русская тема в европейской литературе : сборник статей и материалов. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. 528 с.

3. Réau L. «Русские крестины» Лепренса // Старые годы. Санкт-Петербург : Тип. Сириус, 1914. № 5. С. 37—39.

4. Успенский А.И. Материалы для описания императорского Зимнего Дворца // Художественные сокровища России / под ред.: А. Бенуа, А. Прахова. Санкт-Петербург : Изд. Императорского Общества поощрения художеств, 1906. № 8—12. С. 134.

5. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России : в 2 т. / [сост. К.В. Малиновский]. Москва : Искусство, 1990. Т. 1. 445 с.

6. Жабрева А.Э. Жан-Батист Лепренс в России : источники и публикации // Золотой осьмнадцатый… Русское искусство XVIII в. в современном отечественном искусствознании : сборник статей. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2006. С. 69—81.

7. Дидро Д. Салоны : в 2 т. Москва : Искусство, 1989. Т. 2. 398 с.

8. Explication des peintures, sculptures, et gravures de messieurs de l’Académie royale Dont l’exposition a été ordonnée suivant l’intention de Sa Majesté, par M. Le Marquis de Marigny, Conseiller du Roi en ses Conseils, Commandeur de ses ordres, Lieutenant Général des Provinces de Beauce & d’Orléanois, Directeur Géneral des Batimens de sa Majesté, Jardins, Arts, Académie & Manufactures Royales. Paris, 1769. 48 p.

9. Lettre sur l’exposition des ouvrages de peinture & de sculpture au Salon du Louvre. A Rome, et se trouve à Paris: chez Vente, libraire, au bas de la Montagne Ste-Geneviève, 1769. 52 p.

10. Procès-verbeaux de l’Académie Royale de Peinture et de Sculpture, 1648—1793/ ed. Anatole de Montaiglon. Paris, 1888. Vol. 8. Р. 2—3.

11. Звонцов В.М., Шистков В.И. Офорт. Техника. История. Санкт-Петербург : Аврора, [2004]. 269 с.

12. Бондарчук В.Г. Французское и русское гравировальное искусство XVIII в. : аспекты взаимодействия : дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2015. 239 с.

13. Тетермазова З.В. Портретная гравюра в России второй половины XVIII века в ее взаимоотношении с живописным изображением : дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2020. 209 с. + Прил. (252 с.).

14. Тетермазова З.В. Портретная гравюра в России второй половины XVIII века в ее взаимоотношении с живописным изображением : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2020. 34 с.

15. Леман И.И. Гравюра и литография : очерки истории и техники. Москва : Центрполиграф, 2004. 293 с.

16. Hédou J. Jean Le Prince et son œuvre : suivi de nombreux documents inédits. А Paris : Chez J. Baur, Libraire : Chez Rapilly, Libraire, 1879. 330 p.

17. Сборник материалов для истории Имп. С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования / изд. под ред. П.Н. Петрова и с его примеч. Санкт-Петербург, 1864. [Ч. 1]. [9], 464 с.

18. Академия художеств Министерства императорского двора. 1780 г. Дело о присланном из Парижа от Лепренса, Королевского живописца, изъяснений о новоизобретенном способе в гравировальном художестве // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 1, ч. 1. Д. 832. Л. 1—3 об.

19. Williams H. Turquerie: An Eighteenth-Century European Fantasy. New York : Thames & Hudson, 2015. P. 119—120.

20. Левек П.-Ш. История народов, подвластных России / [пер. с фр. Л.Ф. Сахибгареевой под ред. И.В. Кучумова]. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2016. 477 с.

21. Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталёв Д.Г. Имперский шаг Екатерины. Россия в английской карикатуре XVIII века. Санкт-Петербург : Арка, 2016. 287 с.

22. Латош В.А. «Готические» строения рокайльного сада в Пейнсвике // Василий Баженов и греко-готический вкус : сборник статей / ред.-сост.: А.С. Корндорф, С.В. Хачатуров. Москва : Государственный институт искусствознания, 2019. С. 70—88.

23. Хачатуров С.В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века. Москва : Прогресс-Традиция, 1999. 183 с.

24. Хачатуров С.В. Россия — Западная Европа. Общее и особенное в толковании понятия «готический» Века Просвещения // Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова : каталог выставки. Москва : ИН АРТИБУС, 2017. С. 9—32.


  • Жан-Батист Лепренс (Мец, 1734 г. — Сен-Дени-дю-Пор, 1781 г.) вошел в историю искусства как автор и основоположник русской темы в европейском искусстве.
  • Примерами русской темы в графике служат гравюры, выполненные в изобретенной в 1769 г. Лепренсом технике лавис.
  • В статье последовательно рассмотрены особенности этого способа гравировки и представлена выполненная на основе ряда архивных документов зрительская оценка работ в манере лависа.
  • На сюжетном и стилистическом уровнях показано своеобразие русской темы в гравюре лависа, и ее соотношение со стилями Chinoiserie и Turquerie.
  • В статье также намечены перспективы развития русской темы в графике, которые появились под влиянием техники лавис.

Рецензия

Для цитирования:


Панова Е.Ю. Жан-Батист Лепренс и «русская тема» в гравюре лависом. Обсерватория культуры. 2022;19(3):284-292. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-284-292

For citation:


Panova E.Yu. Jean-Baptiste Le Prince and the “Russian Theme” in Lavis. Observatory of Culture. 2022;19(3):284-292. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-284-292

Просмотров: 836


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)