Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Исследование феномена искусства анималистики в трудах зарубежных и российских авторов

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-418-429

Реферат

В статье рассматривается анималистическое искусство как значимый историкохудожественный феномен, ставший областью исследования зарубежных и российских авторов. Анализируются важные вопросы, касающиеся специфики анималистики и связанных с ней размышлений мировоззренческого плана.

Автор рассуждает на темы морали, задается вопросом о роли животных в человеческой истории, отмечает негативные результаты потребительского отношения человека к живой природе и в этой связи необходимость позитивного и бережного отношения к ней.

Внимание читателя обращается на анималистическое искусство как благодатную сферу воздействия на чувства и мысли человека, особенно в эпоху глобальных перемен. Выявляется позиция художника, исследователя, смотрящего и изучающего мир живой природы. В этом аспекте акцентирован исторический пласт отдельных эпох, в которых ярко выявлена образная природа животных и в ней качества знаковости, символа, как опознавательных, концентрированных смыслов.

В первой группе вопросов рассматривается анималистическое искусство с образовательной точки зрения, позволяющей взглянуть на изображения зверей и птиц с позиции ученого, изучения.

Вторая группа связана с методом работы художника-анималиста, раскрывающим особенности жанра. Мировоззренческий аспект, определяемый взглядами художников на мир животных, неразрывен с изобразительным, т. е. воплощением зверей и птиц в художественном образе. Данный аспект также предполагает разговор о специфике анималистики, которая в трудах русских исследователей нашла ясное и точное выражение.

Актуальность темы обозначается важностью разговора о проблемах экологии, приобретших в современном мире ярко выраженный характер. Эта всеобщая концепция сохранения природного мира, ставшая универсальной, открыла новый пласт значимости анималистического искусства.

На современном этапе, когда происходит переоценка главного принципа — взаимоотношения человека с природой, обращение к миру животных, в том числе и в историко-художественном аспекте, приобретает высокую значимость.

Об авторе

Ирина Васильевна Портнова
Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева
Россия

кафедра ландшафтной архитектуры,
доцент

Тимирязевская ул., д. 49, Москва, 127550, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-9064-5288; SPIN 3007-3071



Список литературы

1. Lippincott L., Blühm A. Fierce Friends: Artists and Animals, 1750—1900. London ; New York : Merrell, 2005. 160 р.

2. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И.У. Санкт-Петербург : Тип. Морского шляхетного кадетского корпуса, 1793. 133 с.

3. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв. : [в 2 т.]. Санкт-Петербург : Тип. Императорской академии наук, 1895—1899. Т. 2. С. 99—102.

4. Врангель Н.Н. Венок мертвым : художественноисторические статьи. Санкт-Петербург : Тип. Сириус, 1913. 187 с.

5. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. Москва : Советский художник, 1980. 213 с.

6. Ватагин В.А. Изображение животного: записки анималиста. Москва : Искусство, 1957. 170 с.

7. Ефимов И.С. Об искусстве и художниках. Художественное и литературное наследие / сост. А.Б. Матвеева, А.И. Ефимов ; [Биографические очерки Н.Я. Симонович-Ефимовой]. Москва : Советский художник, 1977. 423 с.

8. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. Москва : Искусство, 1970. 166 c.

9. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. Москва : Просвещение, 1976. 192 с.

10. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». Москва : Academia, 2004. 228 с.

11. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи : учебно-методическое пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. Москва : Просвещение, 1980. 48 с.

12. Ames Lee J. Animal Art. Doubleday Books for Young Readers. New York : Garden City, 1986. 52 p.

13. Wolloch N. Subjugated Animals: Animals and Anthropocentrism in Early Modern European Culture. New York : Prometheus Books, 2017. 280 p.

14. Amberlyn J.C. The Artist’s Guide to Drawing Animals: How to Draw Cats, Dogs, and Other Favorite Pets. New York : Watson-Guptill Publications, 2012. 192 p.

15. Laidman H. Drawing Animals. New York : Courier Corporation, 2012. 160 p.

16. Lewis S., Llewellyn-Jones L. The Culture of Animals in Antiquity : a Sourcebook with Commentaries. New York : Routledge, 2018. 768 p.

17. Hicks C. Animals in Early Medieval Art. Edinburg : University Press, 1993. 309 р.

18. Toynbee J.M.С. Animals in Roman Life and Art. Baltimore. USA : Johns Hopkins University Press, 1996. 431 р.

19. Pinault M. The Painter as Naturalist: From Dürer to Redouté. Paris : Flammarion, 1991. 288 p.

20. Giorgi R. European Art of the Seventeenth Century. Los Angeles : Getty Publications, 2008. 383 р.

21. Werness H.B. Continuum Encyclopedia of Animal Symbolism in World Art. New York ; London : A&C Black, 2006. 476 р.

22. Коптев В.И. Очерк русского коннозаводства. Москва : Печатня С.П. Яковлева, 1872. 37 с.

23. Ромм А.Г. Петр Карлович Клодт. 1805—1867 : [очерк творчества]. Москва ; Ленинград : Искусство, 1948. 32 с.

24. Рубцов Н.Н. В.П. Екимов и П.К. Клодт — выдающиеся мастера русского художественного литья. Москва ; Ленинград : Машгиз, 1950. 58 с.

25. Петров В.Н. Петр Карлович Клодт, 1805—1867. 2-е изд. Ленинград : Художник РСФСР, 1985. 63 с.

26. Шилковский К. Воспоминания о Николае Ивановиче Либерихе // Русский художественный архив. 1892. Вып. 2. С. 57—61.

27. Тиханова В.А. Лик живой природы : очерки о советских скульпторах-анималистах. Москва : Советский художник, 1990. 238 с.

28. Cuneo P.F. Animals and Early Modern Identity. New York : Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 428 p.

29. Womack M. Sport as Symbol: Images of the Athlete in Art, Literature and Song. North Carolina ; London : McFarland Company, 2003. 243 p.

30. Сборник материалов для истории Имп. С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования / под ред. П.Н. Петрова. [Ч. 1]. Санкт-Петербург, 1864—1866. 774 с.

31. Phillips C. The Welfare of Animals: The Silent Majority. Australia, Springer Science & Business Media, 2009. 220 p.

32. Senior M. A Cultural History of Animals in the Age of Enlightenment. New York : Bloomsbury Academic, 2009. 256 р.

33. Malamud R. An Introduction to Animals and Visual Culture. New York : Springer, 2012. 162 p.

34. Hurn S. Humans and Other Animals: Cross-Cultural Perspectives on Human-Animal Interactions. London : Pluto Press, 2012. 266 р.

35. Baker S. Artist/Animal. London : University of Minnesota Press, 2013. 278 р.

36. Турчин В.С. Границы художественного образа в скульптуре // Творчество. 1976. № 11. С. 10—15.

37. Aloi G. Art and Animals. London, I.B. Tauris, 2012. 170 р.

38. Strieter T.W. Nineteenth-Century European Art: a Topical Dictionary. Westport, CT : Greenwood Publishing Group, 1999. 312 p.


Отечественное анималистическое искусство — это самобытная страница русской культуры, которая продемонстрировала всю ценность человеческого восприятия живой природы.

Среди других жанров изобразительного искусства, анималистика ближе всего соприкасается с миром флоры и фауны и художественными средствами отражает мощь и красоту животного мира.

Начиная с XVIII в., она органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики животные нашли свое естественное воплощение.

Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность природному миру.

За два столетия (XVIII—XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем изображение человека.

Рецензия

Для цитирования:


Портнова И.В. Исследование феномена искусства анималистики в трудах зарубежных и российских авторов. Обсерватория культуры. 2023;20(4):418-429. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-418-429

For citation:


Portnova I.V. Research of the Phenomenon of Animalistic Art in the Works of Foreign and Russian Authors. Observatory of Culture. 2023;20(4):418-429. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-418-429

Просмотров: 281


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)