Ментальность музея на площадке библиотеки: книжные выставки и репрезентативная функция
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-236-246
Реферат
Развитие цифровой культуры внесло значительные изменения в сферу культуры и информации, включая библиотечную деятельность. В результате оцифровки библиотечного фонда образуется цифровой ресурс знания, требующий осмысления и выявления его потенциальных возможностей, сильных и слабых сторон. Сильные стороны цифрового ресурса — кратное увеличение доступности книжного фонда и качественное изменение возможности его исследования. К проблемным сторонам цифровизации можно отнести вопрос о достоверности цифровых источников и аутентичности книжной единицы, переведенной в цифровой формат. Одним из верификационных решений данного вопроса может стать формирование цифрового инфоблока, сопровождающего цифровую книгу, в котором бы собиралась, накапливалась и сохранялась информация о бумажной книжной единице, истории ее бытования.
Вследствие развития цифровых технологий материальная книга перестает быть единственным носителем информации. Из информационного документа она превращается в объект культуры, обладающий ценностью памяти, историческими и художественными признаками. Переведение книги в разряд культурного объекта сближает позиции библиотеки и музея как медиумных социально-коммуникационных институтов, выступающих в качестве площадки для презентации своих фондов, одной из наиболее оптимальных форм которых являются выставки. Обсуждается проблематика репрезентативности книжных выставок и книжных экспонатов. Анализируется значение репрезентативной функции в условиях развития цифровой среды и цифровых технологий. Репрезентативность книжных выставок исследована применительно к тематическому и художественно-мифологическому экспозиционным методам.
Рассматривается деятельность Музея живописной культуры (МЖК) и Высших художественно-технические мастерских (ВХУТЕМАС) и их экспериментальные поиски первой трети XX в. в области создания новых музейных экспозиционных форм и выставочных форматов. Проведены параллели между универсальными методиками работы с арт-объектом, которые разработали МЖК и ВХУТЕМАС, и работой с книжными экспонатами при создании выставки сегодня. Кратко обрисованы задачи, решаемые кураторско-дизайнерской группой, для усиления репрезентативной функции экспоната-книги. Анализируются современные формы реальных и виртуальных выставок, их взаимосвязь и взаимовлияние, форматы взаимодействия. Отмечается значение выставок для самопрезентации культурных институций в цифровом пространстве.
Об авторе
Елена Юрьевна ШамраеваРоссия
отдел выставочной деятельности, сектор сопроводительной документации,
заведующая
Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-3836-7006
Список литературы
1. Хеллер-Розен Д. Разрушение традиции: об Александрийской библиотеке. Москва : V-A-C press, 2018. 71 с.
2. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2002 г. 461 с.
3. Барбье Ф. Европа Гутенберга. Книга и изобретение западного модерна (XIII—XVI вв.). Москва : Изд-во Института Гайдара, 2018. 490 с.
4. Мальро А. Воображаемый музей. Москва : КРУК-Престиж, 2005. 253 с.
5. Гройс Б. В потоке. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. 208 с.
6. Джослит Д. После искусства. Москва : V-A-C press, 2017. 144 с.
7. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория : учебное пособие. Москва : Омега-Л, 2005. 224 с.
8. Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX века. 1945—1990. Москва : Издатель Д. Аронов, 2013. 405 с.
9. Ригль А. Современный культ памятников. Его сущность и возникновение. Москва : V-A-C press, 2018. 95 с.
10. Музееведение. Музеи исторического профиля : учебное пособие для вузов по спец. «История» / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. Москва : Высшая школа, 1988. 430 с.
11. Поляков Т.М. Музейная экспозиция. Методы и технологии актуализации культурного наследия. Москва : Институт Наследия, 2018. 587 с.
12. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. 232 с.
13. Татаринова Е.А. Выставки в библиотеке: зачем и как? : практическое пособие. Москва : Литера, 2014. 142 с.
14. Книга глазами дизайнера : ведущие дизайнеры книги представляют раритеты из собрания Российской государственной библиотеки ; Книга глазами дизайнера : ведущие дизайнеры книги представляют свои работы : [каталог выставки] / [автор концепции и дизайнер каталога Е.А. Корнеев ; автор-составитель Е.Н. Рымшина]. Москва : Пашков дом, 2016. 481 с.
15. Сидорова А.Н., Емельянова Е.А., Барковец О.И. и др. Император Александр II. Воспитание просвещением / сост. О.И. Барковец. Москва : Кучково поле, 2018. 176 с.
16. Альтшулер Б. Авангард на выставках. Новое искусство в XX веке. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. 304 с.
17. Гройс Б. Василий Кандинский = Wassily Kandinsky. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. 52 с.
18. Казимир Малевич. Не только черный квадрат : каталог выставки в ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница» 24 ноября 2017 — 25 февраля 2018 [на рус. и англ. яз.]. Москва : Арт Гид, 2017. 240 с.
19. Лебедянский М.С. Русская живопись 1920—1930-х годов : очерки. Москва : Искусство, 1999. 142 с.
20. Авангард. Список № 1 : к 100-летию Музея живописной культуры : каталог выставки. Москва : Государственная Третьяковская галерея, 2019. 360 с.
21. ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда : каталог выставки Музея Москвы / авт.-сост. К.Л. Гусева, А.Н. Селиванова. Москва : ABCdesign, 2021. 336 с.
22. Бонами З.А. Как читать и понимать музей. Философия музеев. Москва : АСТ, 2018. 223 с.
- Цифровизация книжного фонда способствует превращению книги в самостоятельный арт-объект, который необходимо встроить в современное культурное пространство, изменив ракурс традиционного подхода к книжной единице хранения.
- Развитие выставочного жанра, преобразованное в собственный пространственно-объектный вид искусства, формирует ментальную и реальную культурную среду обитания современного человека.
- Книжные выставки, формы их развития в XXI веке — сложный, наукоемкий и интересный эксперимент, бросающий вызов творческому мышлению художественного сообщества.
Рецензия
Для цитирования:
Шамраева Е.Ю. Ментальность музея на площадке библиотеки: книжные выставки и репрезентативная функция. Обсерватория культуры. 2022;19(3):236-246. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-236-246
For citation:
Shamraeva E.Yu. The Mentality of a Museum on a Library Site: Book Exhibitions and the Representative Function. Observatory of Culture. 2022;19(3):236-246. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-236-246