Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Искусство, приложенное к делу

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-549-558

Реферат

Представлен обзор публикаций отечественных авторов, преимущественно из первых выпусков журнала «Техническая эстетика» Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). Цель настоящего исследования — высветить дискуссионные вопросы и проблемы, актуальные на начальных этапах формирования теории нового вида художественно-промышленной деятельности: технической эстетики. Его актуальность определяется тем, что в теории дизайна в настоящее время аспект связки искусство — дизайн считается системно незавершенным. Если этапы развития отечественного дизайна в хронологическом, биографическом ракурсах освещены достаточно полно К.М. Кантором, Н.В. Вороновым, Ю.В. Назаровым, Г.В. Вершининым и рядом других авторов, то аспекты теоретического плана требуют дальнейшей исследовательской разработки.

Годы активной деятельности института (1960—1980-е) называют плодотворными в концептуальном, научном и творческом плане, именно тогда окончательно сформировалась профессиональная модель службы и взаимодействия дизайна с плановой экономикой. В статье показано, что в это время интенсивные обсуждения основных проблем художественного конструирования и положений эстетики отразились в регулярных публикациях ряда периодических изданий, особенно журналов «Техническая эстетика» и «Декоративное искусство СССР», а сложный вопрос о критериях оценки эстетических качеств изделий промышленности оказался первостепенным. Термин «художественное конструирование» подразумевал решение задачи сближения искусства и науки с производством. В этом процессе в дискурсе принципов технико-эстетического творчества принимали участие все сотрудники института — теоретики и практики, ставшие выдающимися специалистами-дизайнерами.

Деятельность ВНИИТЭ отвечала запросу времени, задаче общегосударственного значения — наладить массовый выпуск достойного эстетического уровня промышленных изделий. Период 1964—1969 является первым этапом в исследовании истории становления советского дизайна и связан с интенсивным изучением наследия 1920-х гг., введением в научный оборот новых материалов, постановкой целого ряда новых проблем, выработкой критериев объективной оценки многих явлений. Он сопровождался рядом трудностей в соотношении установок художественного конструирования и отечественного искусствоведения. Настоящая статья подтверждает значение творчества пионеров сферы дизайна в связи с другими областями искусства, и конкретно — с архитектурой и полиграфией.

Об авторах

Татьяна Владимировна Лемешко
Московский политехнический университет
Россия

Институт графики и искусства книги им. В.А. Фаворского, кафедра «Иллюстрация и эстамп»,

доцент

Михалковская ул., д. 7, Москва, 125008, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0003-1472-5048



Сергей Алексеевич Астафуров
Московское академическое художественное училище
Россия

секция графического дизайна,
заведующий

Сущевский вал, д. 73, корп. 2, Москва, 129594, Россия

ORCID 0000-0003-2882-1153; SPIN 5077-6452



Список литературы

1. Аронов А.А. Россия ХХ век // Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX — XX век : экспериментальное учебное пособие... Москва : АЗ, 1998. 357 с.

2. Постановление Совета Министров СССР от 28 апреля 1962 г. № 394 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : сборник документов за 50 лет / сост.: К.У. Черненко, М.С. Смиртюкова. Т. 5. 1962—1965 годы. Москва : Политиздат, 1968. С. 64—68. 750 с.

3. Бонье М. Техническая эстетика и художественное конструирование в Бельгии // Техническая эстетика. 1965. № 3. С. 30—31.

4. Дайбор К. Кафедра проектирования промышленных форм Варшавской академии художеств // Техническая эстетика.1965. № 9. С. 27.

5. Шнайдт К. Актуальна ли сегодня педагогическая система Баухауза? // Техническая эстетика. 1965. С. 25—29.

6. Тэнди Дж. Проектирование упаковки на фирме Тэнди, Хэлфорд Энд Миллс // Техническая эстетика. 1966. № 4. С. 12—13.

7. Краткая стенограмма семинара в Брюгге. Москва : ВНИИТЭ, 1964. 68 с.

8. Воронов Н.В. О проблемах художественного конструирования // Техническая эстетика. 1964. № 6. С. 6—7.

9. Воронов Н.В. Что такое дизайн? Москва : Знание, 1969. 40 с.

10. Иванов К.А. О природе и сущности дизайна // Техническая эстетика. 1965. № 3. С. 21—25.

11. Каган М.С. Политика коммунистической партии в области искусства в период перехода от капитализма к социализму // История искусств : [сборник статей] / [отв. ред. М.К. Кергер]. Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1955. С. 3—66. (Ученые записки Ленинградского университета. Серия исторических наук. № 193. Вып. 22).

12. Мардер А. Функция и эстетика: некоторые вопросы взаимосвязи // Техническая эстетика. 1967. № 2. С. 14—16.

13. Резолюция Первого всесоюзного съезда советских художников. Москва : Советский художник, 1958. 22 с.

14. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Ч. 3. Диалектика художественного развития. Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1966. 216 с.

15. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. Москва : Европа, 2013. 318 с.

16. Сомов Ю.С. О двух направлениях в современном дизайне // Техническая эстетика. 1967. № 4. С. 9—12.

17. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги; системное проектирование; функциональный анализ. Москва : Книга, 1975. 96 с.

18. Ляхов В.Н. В чем же специфика художественного конструирования // Техническая эстетика. 1965. № 11. С. 2—3.

19. Ляхов В.Н. В поисках прекрасного // Техническая эстетика. 1968. № 10. С. 1—3.

20. Ляхов В.Н., Шехов Б. За творческое изучение композиции // Техническая эстетика. 1967. № 9. С. 2—4.

21. Ганзен В., Кудин П., Ломов Б. О гармонии и композиции // Техническая эстетика. 1969. № 4. С. 1—3.

22. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Москва : Мир, 1966. 352 с.

23. Аристотель // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. Москва : Советская энциклопедия, 1983. С. 36—37.

24. Теоретические и методологические исследования в дизайне : избр. материалы / [сост. О.И. Генисаретский, Е.М. Бизунова]. Москва : Шк. культур. политики, 2004. 371 с.

25. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / глав. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. Т. 25. Струнино — Тихорецк. Москва : Советская энциклопедия, 1976. С. 527—528.

26. Арбат Ю.А. Искусство, приложенное к делу // Красота вокруг нас. Москва : Госиздат местной промышленности и художественных промыслов, 1962. 176 с.

27. Воронов В. «Чистое» и «прикладное» искусство // Искусство в производстве : сборники Художественно-производственного совета. Отдел изобразительных искусств Наркомпроса. Москва : [Худ.-производ. сов. Отд. изо Наркомпроса], 1921. № 1. С. 19—27.

28. Каган М.С. Морфология искусства. Ленинград : Искусство, 1972. 440 с.

29. Филиппов А. Производственное искусство // Искусство в производстве : сборники Художественно-производственного совета. Отдел изобразительных искусств Наркомпроса. Москва : [Худ.-производ. сов. Отд. изо Наркомпроса], 1921. № 1. С. 9—12.

30. Топорков А. Форма техническая и форма художественная // Искусство в производстве : сборники Художественно-производственного совета. Отдел изобразительных искусств Наркомпроса. Москва : [Худ.-производ. сов. Отд. изо Наркомпроса], 1921. № 1. С. 28—33.

31. Аркин Д. Изобразительное искусство и материальная культура // Искусство в производстве : сборники Художественно-производственного совета. Отдел изобразительных искусств Наркомпроса. Москва : [Худ.-производ. сов. Отд. изо Наркомпроса], 1921. № 1. С. 13—18.

32. Аркин Д.Е. Искусство бытовой вещи : очерки новейшей художественной промышленности. Москва : Изогиз, 1932. 170 с.

33. Кириков Б.М. Архитектура Петербургского модерна. Санкт-Петербург : Коло, 2008. 574 с.

34. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. Москва : Мир, 1969. 168 с.

35. Раппапорт А.Г. Третий дизайн // Проблемы дизайна : сборник статей / под ред. В.Л. Глазычева. Москва : Союз дизайнеров России, 2003. С. 199—235.

36. Вершинин Г.В. Дизайн и искусство: «опасные связи»? // Проблемы дизайна-3 : сборник статей / под ред. В.Л. Глазычева. Москва : Архитектура-С, 2005. С. 254—274.

37. Назаров Ю.В. Феномен интерьера // Проблемы дизайна : сборник статей / под ред. В.Л. Глазычева. Москва : Союз дизайнеров России, 2003. С. 59—77.

38. Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени : [перевод с англ.] / [перевод, предисловие Д.В. Сильвестров]. Москва : Искусство, 1971. 223 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лемешко Т.В., Астафуров С.А. Искусство, приложенное к делу. Обсерватория культуры. 2022;19(5):549-558. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-549-558

For citation:


Lemeshko T.V., Astafurov S.A. The Art Applied to Business. Observatory of Culture. 2022;19(5):549-558. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-549-558

Просмотров: 404


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)