Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Христианское искусство в наследии Д.В. Айналова казанского периода

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-524-535

Реферат

Российский византинист, искусствовед, историк русского искусства Д.В. Айналов (1862—1939) в годы работы в Казанском университете (1890—1903) занимался изучением проблем древнехристианской культуры. Казанский период стал одним из самых плодотворных в его творческой биографии. Впервые привлечено малоизученное иконографическое наследие Айналова, позволяющее описать творческую лабораторию византиниста и его оригинальную методику анализа памятников. Установлено, что выработке новой методики исследования способствовало расширение эмпирической базы, в которую помимо апокрифических текстов вошли собственные рисунки Айналова и фотографии памятников, сделанные по заказу ученого. В научный оборот впервые вводятся лекции Д.В. Айналова по древнехристианскому искусству, позволяющие выявить аргументацию главной идеи ученого о связи позднеантичного стиля и раннехристианского искусства. Айналов сделал два важных открытия в истории христианского искусства. Первое — на примере мозаик церкви Санта Мария Маджоре ученому удалось определить важный момент превращения образа девы Марии в образ царственной Богородицы. Второе открытие — это превращение символического образа Христа в виде агнца в изображение в виде человека на примере мозаик Альбенги. Осуществление комплексной интерпретации иконографического наследия Айналова в контексте его идей позволяет понять систему доказательств ученого, раскрыть его оригинальную концепцию развития христианского искусства на Западе и Востоке. Его исследования внесли значительный вклад в новую концепцию всеобщей истории искусства, в которой особое место принадлежало Византии, а впоследствии и древнерусскому искусству. Труды Айналова имели большое значение для развития научной базы по христианскому искусству, искусствознанию и византинистики в Казани. Переиздание наследия Д.В. Айналова казанского периода представляет интерес как для современного византиноведения, так и истории культурологии.

Об авторе

Лидия Алексеевна Сыченкова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Институт международных отношений,
ведущий научный сотрудник

Кремлевская ул., д. 18, Казань, 420008, Россия

доктор исторических наук, доцент

ORCID 0000-0001-9420-1206



Список литературы

1. Сыченкова Л.А., Пирго М.Д. Тайна византиниста Дмитрия Айналова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2020. Т. 162, кн. 6. С. 171—184.

2. Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков : Исследование в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева и К°, 1895. 198 с.

3. Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства : Исследование в области истории ранневизантийского искусства. Санкт-Петербург : Типография И.Н. Скороходова, 1900. 229 с.

4. Анфертьева А.Н. Д.В. Айналов: жизнь, творчество, архив // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1995. С. 259—312.

5. Айналов Д.В. Икона из собрания графа Григория Сергеевича Строганова. Москва : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1893. 12 с.

6. Айналов Д.В. Пластинка диптиха из слоновой кости из собрания графа Г.С. Строганова в Риме. Москва : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1893. 8 с.

7. Беляев Д. Храм св. Ирины и землетрясение в Константинополе 28 июня 1894 года // Византийский временник. 1894. Т. I. С. 769—798.

8. Айналов Д.В. Записки во время путешествий по Италии: Рим, Лукка, Пистойя, Болонья, Равенна, Палермо, Милан. Живопись, архитектура, памятники, мозаика. 1891—1892 гг. // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (ПФА РАН). Ф. 737. Оп. 1. Д. 2. 716 л.

9. Айналов Д.В. Дневник путешествий по Италии и Венеции — Св. Марк. Записные книжки, 1892 г. // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (ПФА РАН). Ф. 737. Оп. 1. Д. 5. 44 л.

10. Айналов Д.В. Художественная школа в Казани // Волжский вестник. 1896. № 24. С. 2—3.

11. Сыченкова Л.А. У истоков иконографического метода: художественное и научное наследие российских историков культуры начала ХХ века // Диалог со временем. 2021. № 74. С. 266—277. URL: https://roii.ru/r/1/74.20 (дата обращения: 22.09.2022).

12. Айналов Д.В. О некоторых современных течениях в русской живописи // Труды Всероссийского съезда художников в Петербурге. Декабрь 1911 — январь 1912. Санкт-Петербург, 1914. Т. 1. С. 3—7.

13. Айналов Д.В. Этюды по истории искусства Возрождения: I, II. К истории мозаик церкви S. Maria Maggiore в Риме. Живопись Джотто в нижней церкви св. Франциска в Ассизи. С прил. 16 табл. Санкт-Петербург : Типография М.А. Александрова, 1908. 39 с.

14. Айналов Д.В. Иерусалимский храм в мозаиках S. Maria Maggiore // Д.В. Айналов. Детали палестинской архитектуры и топографии на памятниках христианского искусства. Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, [1895]. С. 22—27.

15. Марченаро М. Посещение Дмитрием Власьевичем Айналовым в конце XIX века баптистерия Альбенги и современные археологические исследования // Византийский временник. 2015. Т. 74, № 99. С. 224—239.

16. Айналов Д.В. Мозаики древней крещальни в Альбенге. Санкт-Петербург : Типография В.С. Балашева и К°, 1902. 10 с.

17. Smith W. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. Boston : Little, Brown, and Company, 1870. 1319 р.

18. Dictionnaire des antiquites chretiennes: contenant le resume de tout ce qu’il essentiel de connaitre sur les origines chretiennes jusqu’au moyen age exclusivement: ouvrage accompagne de 270 gravures / par M. l’abbe Martigny. Librairie de L. Hachette et Cie, 1865. 676 p.

19. Этингоф О.Е. Дмитрий Власьевич Айналов (1862—1939): 125 лет со дня рождения // Художественный календарь: 100 памятных дат. Москва : Советский художник, 1987. С. 53—56.

20. Айналов Д.В. Один из типов Христа в мозаиках церкви св. Констанцы в Риме. Москва : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1893. 7 с.

21. Айналов Д.В. Лекции по христианскому искусству 1893 г. // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (ПФА РАН). Ф. 737. Оп. 1. Д. 9. 94 л.

22. Айналов Д.В. Лекции по христианскому искусству 1908—1909 гг. // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (ПФА РАН). Ф. 737. Оп. 1. Д. 41. 42 л.

23. Айналов Д.В. Детали палестинской архитектуры и топографии в памятниках христианского искусства. Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1895. 27 с.

24. Давидова М.Г. Архитектура, символика, иконография раннехристианского храма // Слово : образовательный портал. URL: https://portal-slovo.ru/art/36128.php (дата обращения: 22.09.2022).

25. Айналов Д.В. Записные книжки с заметками и набросками по искусству // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (ПФА РАН). Ф. 737. Оп. 1. Д. 114. Л. 396—404.

26. Медведев И.П. И.В. Помяловский и его вклад в византиноведение : (по материалам архива ученого) // Мир русской византинистики : материалы архивов Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2004. С. 207—240.

27. Айналов Д.В. Часть Равенского диптиха из собрания графа Кроуфорда. Приложение: Пластина от коптского триптиха из собрания В.С. Голенищева. Посвящается Ивану Васильевичу Помяловскому по случаю 30-летия его ученой деятельности. Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1898. 34 с.

28. Айналов Д. Боянская роспись 1259 года // Известия на Българския археологически институт. 1927. Т. 4. С. 121—134.

29. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Москва : Искусство, 1986. 329 с.

30. Айналов Д.В. Некоторые христианские памятники Кавказа. Москва : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1895. 11 с.

31. Айналов Д.В. Отчет о заграничной командировке на Афон // Ученые записки Казанского Императорского университета. 1897. Т. 64, № 3. С. 51—58.

32. Айналов Д.В. Синайские иконы восковой живописи // Византийский временник. 1902. Т. 9, № 3—4. С. 343—377.

33. Иоффе И.И. Проблема всеобщей истории искусства в Петербургском университете // Ученые записки Ленинградского государственного университета. Сер. исторических наук. Ленинград. 1947. № 15. С. 126—132.

34. Кочетков И.А. Росписи Успенского собора Свияжска. Реставрация и исследование // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII вв. Москва : Наука, 1980. С. 370—378.

35. Айналов Д.В., Редин Е.К. Мозаики и фрески Киево-Софийского собора // Вестник изящных искусств. 1890. № 8. С. 569—585.

36. Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. Москва : Искусство, 2000. 304 с.

37. Хрушкова Л.Г. Об одном маленьком юбилее: изучение византийского мрамора в Херсонесе Таврическом // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Серия Исторические науки. 2017. Т. 3 (69), № 2. С. 147—168.

38. Ainalov D.V. The Hellenistic Origins of Byzantine Art / transl. by E. Sobolevitch, S. Sobolevitch ; ed. by C. Mango. New Brunswick, NJ : Rutgers University Press, 1961. 322 p.

39. Вздорнов Г.В. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. Москва : Искусство, 1986. 382 с.

40. Филиппенко Р.И. К вопросу о формировании школы истории искусства Харьковского и Петербургского университетов : Е.К. Редин и Д.В. Айналов — друзья и коллеги // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 3 (36). С. 63—67.

41. Юбилей Айналова // Среди коллекционеров. 1924. № 3—4. С. 66.

42. Айналов Д.В. Эстетическое учение Джона Рескина о природе и искусстве // Волжский вестник. 1901. № 45. C. 3—4; № 49, С. 4 —5.

43. Каталог Библиотеки Музея искусств и древностей при Императорском Казанском университете. Казань : Типо-литография Императорского Казанского университета, 1901. 105 с.

44. Сыченкова Л.А. Основатели музея изящных искусств Казанского университета: Дмитрий Айналов и Алексей Миронов // Вопросы музеологии. 2012. № 1. С. 98—112.

45. Лаврентьева Е.С. Голгофа и пещера Св. Гроба Господня в Иерусалиме до возведения Храма Воскресения Христова: научные концепции, идеи и взгляды // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2010. № 2 (13). С. 50—73.

46. Леонелли Ф. Йозеф Стржиговский (1861—1942), Дмитрий Айналов (1862—1939) и «вопрос о географических границах в теории искусства». Возможность «географического взгляда» // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сборник научных статей. Санкт-Петербург : НП-Принт, 2020. Вып. 10. С. 609—617.


Рецензия

Для цитирования:


Сыченкова Л.А. Христианское искусство в наследии Д.В. Айналова казанского периода. Обсерватория культуры. 2022;19(5):524-535. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-524-535

For citation:


Sychenkova L.A. Christian Art in D.V. Aynalov’s Legacy of the Kazan Period. Observatory of Culture. 2022;19(5):524-535. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-524-535

Просмотров: 387


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)