

Становление концепта «свобода» в античный период
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-439-447
Реферат
Анализируется динамика формирования концепции свободы в античной философской традиции. Концептуализация понятия «свобода» рассматривается в контексте формирующейся парадигмы субъектности совместно со следующими понятиями: виновность, законность, стремление, спонтанность, детерминизм, воля и разум. Утверждается, что переход от архаического понимания свободы как родовой характеристики этнического самосознания и освобождения от внешнего принуждения к пониманию ее как способности к целеполаганию и самоопределению субъекта происходит в результате переосмысления взаимосвязи таких понятий, как воля и разум. Обозначаются изменения социальных практик, возникшие в результате переосмысления указанных понятий. Проанализирована связь классической традиции с раннехристианским дискурсом, который утверждал свободу воли в качестве высшего онтологического принципа, определявшего этическую модальность субъекта. Позднеантичный христианский дискурс связывает понятие свободы с волей субъекта. При этом в отличие от классической традиции свобода не определяется через рациональность (свобода как разумное решение, ведущее к желаемой цели), а смещается в сферу аффекта (эмоциональное переживание доктринальных положений христианского учения, целью которого является синергийная связь с Творцом), что закладывало базис волюнтаристских теорий. Утверждается, что сформированный в рамках античной традиции интенсионал концепта «свобода» остается релевантным по отношению к современным дискуссиям о свободе человека, понимаемой как противоположность природному детерминизму, отсутствие внешнего принуждения или манипуляций, рациональное целеполагание, возможность поступать иначе, контроль субъекта над возможными альтернативами его выбора, выражение активности психологической жизни субъекта.
Об авторе
Владимир Владимирович БабичРоссия
кафедра истории и философии науки,
доцент
Киевская ул., д. 60, Томск, 634061, Россия
кандидат философских наук
ORCID 0000-0001-8537-9782; SPIN 1277-7431
Список литературы
1. Минченко Т.П. К вопросу о понимании свободы и любви в культуре эллинизма // Влияние эллинизма на науку, культуру и образование современности : коллективная монография / под науч. ред. Т.П. Минченко. Томск, 2016. С. 78—88.
2. Геродот. История. В 9 кн. / пер. и прим. Г.А. Стратановского. Ленинград : Наука, 1972. 600 с.
3. Эсхил. Трагедии / под ред. С. Апта, М. Грабарь-Пассек, Ф. Петровского и др. Москва : Художественная литература, 1971. 384 с.
4. Еврипид. Трагедии. В 2 т. / пер. с древнегреч. И. Анненского и С. Шервинского. Москва : Художественная литература, 1969. Т. 2. 719 с.
5. Аристотель. Собрание сочинений в 4 т. / под ред. А.И. Доватура, Ф.X. Кессиди. Москва : Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
6. Аванесов С.С. Аксиологические мотивы в поэмах Гомера (2) // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2012. Т. 6, № 2. С. 283—305.
7. Макинтайр А. После добродетели. Исследование теории морали / пер. с англ. В.В. Целищева. Москва : Академический Проект, 2000. 384 с.
8. Гомер. Илиада / пер. Н. Гнедича. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1960. 435 с.
9. Гесиод. Труды и дни / пер. В.В. Версаева. Москва : Лабиринт, 2001. 256 с.
10. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Москва : Греко-латинский кабинет, 1999. 206 с.
11. Софокл. Трагедии / пер. С. Шервинского, Н. Позднякова. Москва : Художественная литература, 1988. 496 с.
12. Верлинский А.Л. Гиппий // Античная философия : энциклопедический словарь. Москва : Прогресс-Традиция, 2008. С. 273—275.
13. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. Москва : Мысль, 1990. Т. 1. 860 с.
14. Вольф М.Н. Софистика. Горгий Леонтийский: трактат «О не-сущем, или О природе» в современных интерпретациях. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. 249 с.
15. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Переводы. Исследования. Ленинград : Наука, 1970. 664 с.
16. Горан В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск : Наука, 1984. 208 с.
17. Лукреций. О природе вещей / пер. Ф. Петровского. Москва : Художественная литература, 1983. 383 с.
18. Горан В.П. Лукреций Кар: и рационалистический детерминизм, и иррационалистический индетерминизм // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8, № 2. С. 328— 338.
19. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. Москва : Мысль, 1994. Т. 3. 830 с.
20. Аристотель. Собрания сочинений. В 4 т. / под ред. В.Ф. Асмуса. Москва : Мысль, 1976. Т. 1. 549 с.
21. Mitrouchev I. Back to Aristotle? Explorations of Objective Happiness // HAL. Working Papers. 2020. №. hal-02915805. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-02915805 (дата обращения: 18.08.2022).
22. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / под ред. А.Ф. Лосева ; пер. М.Л. Гаспарова. Москва : Мысль, 1986. 571 c.
23. Геллий Авл. Аттические ночи. Кн. I—X / пер. А.Я. Тыжов и др. Санкт-Петербург : Гуманитарная Академия, 2007. 480 c.
24. Фрагменты ранних стоиков / пер. А.А. Столярова. Москва : Греко-латинский кабинет, 2002. Т. 2, ч. 2. 272 с.
25. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / пер. С. Ошерова. Москва : Художественная литература, 1986. 543 с.
26. Цицерон. Философские трактаты / пер. М.И. Рижского. Москва : Наука, 1985. 382 с.
27. Ориген. О началах. Против Цельса / пер. Л. Писарева. Санкт-Петербург : Библиополис, 2008. 792 с.
28. Тертуллиан. Избранные сочинения / пер. А.А. Cтолярова. Москва : Прогресс, 1994. 448 с.
29. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Москва : Харвест, 1999. 1600 с.
30. Августин Блаженный. О свободе воли // Антология средневековой мысли. В 2 т. Санкт-Петербург, 2001. Т. 1. С. 25—66.
31. Августин Блаженный. Творения. В 4 т. Т. 3 : О Граде Божием. Кн. I—XIII. Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. 595 с.
32. Августин Блаженный. Творения. В 4 т. Т. 4 : О Граде Божием. Кн. XIV—XXII. Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. 595 с.
33. Cobb L.S. Heirs of Roman Prosecution. Studies on a Christian and Para-Christian Discourse in Late Antiquity ed. by Éric Fournier and Wendy Mayer (Review) // Journal of Late Antiquity. 2021. Vol. 14, № 1. P. 159—161. DOI: 10.1353/jla.2021.0009.
34. Августин Блаженный. Трактаты о различных вопросах. Москва : Центр библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви, 2005. 352 с.
35. Mercer J. Augustine’s Conversion from Traditional Free Choice to “Non-free Free Will” by Kenneth M. Wilson (review) // Journal of Early Christian Studies. 2020. Vol. 28, № 1. P. 155—157. DOI: 10.1353/earl.2020.0008.
36. Августин Аврелий. О Троице : в пятнадцати книгах против ариан. Краснодар : Глагол, 2004. 416 с.
37. Завьялова Г.И. Свобода человека и гражданское общество: аспекты взаимодействия // Аллея науки. 2016. № 3 (3). С. 223—229.
38. Кот Я.И. Свобода как универсалия культуры в условиях информационного общества // Гуманитарный вестник МГТУ им. Баумана. 2019. № 3 (77). 16 с. DOI: 10.18698/2306-8477-2019-3-603.
39. Степанова Е.А., Пеннер Р.В. Свобода женщины в современном социально-культурном дискурсе: проблема измерения символического насилия в рекламе //Homo holistic: человек целостный. Челябинск, 2018. Вып. 6. С. 129—135.
40. Мелик-Гайказян И.В. Биоэтика и семиотика: вместо предисловия // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 3 (29). С. 9—18. DOI: 10.23951/2312-7899-2021-3-9-18.
- Свобода рассматривается как антропологическая универсалия, определяющая ее понимание в качестве традиционной философской проблемы.
- Концепция свободы является фундаментом целых топосов культуры: религии, этики, права, современных исследований личности и гендера.
- В античной традиции произошло становление философского концепта свободы, содержание которого остается актуальным и сегодня в ходе осмысления современных антропологических теорий.
Рецензия
Для цитирования:
Бабич В.В. Становление концепта «свобода» в античный период. Обсерватория культуры. 2022;19(4):439-447. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-439-447
For citation:
Babich V.V. The Formation of the Concept of Freedom in the Ancient Period. Observatory of Culture. 2022;19(4):439-447. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-439-447