Русская гравюра XVII века в исследованиях Дмитрия Александровича Ровинского
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-492-501
Реферат
Статья посвящена работам известного русского ученого-коллекционера, основателя отечественного гравюроведения Дмитрия Александровича Ровинского (1824—1895). В современной литературе ему посвящены специальные публикации, но преимущественно биографического характера. В настоящей статье исследуются методы по изучению ранней русской гравюры XVII века. Автором показаны направления и подходы к теме, обозначенные и разработанные Д.А. Ровинским. Исследуя творчество ученого в контексте развития искусствоведческой науки XIX в. выявлены методологические и методические ошибки при атрибуции и определении иконографических источников русской гравюры XVII века. Показаны особенности работы Д.А. Ровинского с конкретными произведениями, обусловившие его выводы и наблюдения в оценке русской гравюры XVII в., некоторые из них сохраняют актуальность сегодня. Представлена специфика рассмотрения материала, связанная с общественно-политическими причинами, определявшими направление цензуры в отношении исследования сюжетов и иконографических вопросов ранней русской гравюры. В статье впервые показаны особенности изучения ранней русской гравюры XVII в. как самостоятельного явления, раскрыты истоки формирования современных направлений искусствоведческих (гравюроведческих) исследований, показаны процессы формирования наших представлений о начальном этапе развития искусства гравюры в России как особого вида искусства и явления художественной культуры.
Об авторе
Олег Ростиславович ХромовРоссия
Московская духовная академия,
кафедра истории и теории церковного искусства,
профессор
Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад, Московская обл., 141300, Россия
Российская академия художеств,
НИИ теории и истории изобразительного искусства,
ведущий научный сотрудник
Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия
доктор искусствоведения,
академик Российской академии художеств
ORCID 0000-0002-7417-1756
Список литературы
1. Хромов О.Р. Русская лубочная книга XVII—XIX веков. Москва : Памятники исторической мысли, 1998. 219 с.
2. Белоброва О.А. Гравированные «Страсти Христовы», с виршами, в рукописных сборниках XVIII в. из Древлехранилища Пушкинского Дома // Очерки русской художественной культуры XVI—XX веков. Москва : Индрик, 2005. С. 396—405.
3. Мишина Е.А. Русская гравюра на дереве XVII—XVIII вв. Санкт-Петербург : АРС : Дмитрий Буланин, [1998]. 182 с.
4. Ермакова М.Е., Хромов О.Р. Русская гравюра на меди второй половины XVII — первой трети XVIII века (Москва, Санкт-Петербург) : описание коллекции Отдела изоизданий. Москва : Индрик, 2004. 56 с.
5. Лукьянова Е.В. Атрибуция гравированных украшений в изданиях Московского Печатного двора 1679—1680 гг. // Патриарх Никон и его время : сборник научных трудов. Москва : ГИМ, 2004. С. 205—217.
6. Хромов О.Р. Искусство гравирования в творчестве Симона Ушакова // Симон Ушаков — царский изограф. Москва : Государственная Третьяковская галерея, 2015. С. 398—401.
7. Гамлицкий А.В. Лицевые «Страсти» Леонтия Бунина. К вопросу о западноевропейских иконографических источниках русского искусства конца XVII—XVIII века // Филевские чтения : сборник статей. Москва, 2003. Вып. X. С. 150—161.
8. Хромов О.Р. Русская орнаментальная гравюра второй половины XVII века и западноевропейская орнаментика // Симон Ушаков и мастера Оружейной палаты. Москва : Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 109—122.
9. Хромов О.Р. Цельногравированная книга и гравюра в русских рукописях XVI—XIX веков : каталог коллекции и Отдела письменных источников Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Москва : Арт-Родник, 2013. 438 с.
10. Забелин И.Е. Воспоминание о Д.А. Ровинском // Публичное собрание Императорской Академии наук в память ее почетного члена Дмитрия Александровича Ровинского 10-го декабря 1895 года. Санкт-Петербург, 1896. С. 3—16.
11. Степанов В.П. Олсуфьев Адам Васильевич // Словарь русских писателей XVIII в. Санкт-Петербург : Наука, 1999. Т. 2. С. 383—387.
12. Власова О.В., Балашова Е.Л. Владельческие знаки на гравюрах и литографиях : На материале отдела гравюры Государственного Русского музея. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2003. 148 с.
13. Шаманькова А.И. Гравюры духовного содержания в собрании А.В. Олсуфьева: Обзор коллекции // Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура : сборник статей и публикаций. Санкт-Петербург : Издательство Российской национальной библиотеки, 2009. Вып. 4. С. 28—57.
14. Ровинский Д.А. Русские народные картинки : [в 5 т.]. Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1881.
15. Хромов О.Р. Гравюра Леонтия Бунина с видами Москвы и подмосковных дворцовых сел // Коломенское: материалы и исследования. Москва : МГОМЗ, 2007. Вып. 10. С. 150—158.
16. Василевская М. Дуров Николай Павлович // Русский биографический словарь. Санкт-Петербург : Общественная польза, 1905. Т. Дабелов — Дядьковский. С. 726—727.
17. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1—4. Санкт-Петербург, 1894—1897.
18. Никодим (Василий Мамонтов...) // Словарь русских иконописцев XI—XVII веков / ред.-сост. И.А. Кочетков. Москва : Индрик, 2003. С. 449—451.
19. Кольцова Т.М. Северные иконописцы : Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1998. 191 с.
20. Хромов О.Р. Новые материалы о Сийском иконописном подлиннике // Ростовский Архиерейский дом и русская художественная культура второй половины XVII века. Ростов, 2006. С. 280—287.
21. Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии. Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1884—1891. Вып. I—XII.
22. Goltz Hermamm. Alles von Zarin und Teufel. Europaische Rußlandbilder aus vier Jahrhunderten. Die gesamten Rovinskij-Materialien fur eine Russische Ikonographie. Koln : Dumont, [2006]. Vol. I—II. 642 p.
23. Сакович А.Г. Дмитрий Александрович Ровинский и его коллекция народной картинки // Мир народной картинки. Москва : Прогресс-Традиция, 1999. С. 36—58.
24. Адарюков В.Я. Дмитрий Александрович Ровинский // Венок Ровинскому. Москва : Пинакотека, 2003. С. 10—181.
25. Павлова Г.В. Ровинский — коллекционер, иконограф, историк искусства // Венок Ровинскому. Москва : Пинакотека, 2003. С. 181—233.
26. Клепиков С.А. Русские гравированные книги XVII—XVIII веков // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1964. Сб. 9. С. 141—177.
27. Ходько Ю.М. Гравированный Синодик Леонтия Бунина в собраниях Петербурга // Филевские чтения : тезисы докладов. Москва, 1995. С. 107—108.
28. Хромов О.Р. Цельногравированный Синодик в русском обиходе XVIII—XIX веков // Православие и народная культура. Москва : Институт этнологии и антропологии, 1996. Кн. 6. С. 23—59.
29. Забелин И.Е. «Русские народные картинки» Д.А. Ровинского [Рецензия] // Исторический вестник. 1881. № 10. С. 423—433.
30. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1886—1889. Т. I—IV.
31. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв. Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1895. Т. I—II.
32. Матэ В.В. Гравюра и ее самостоятельное значение // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Петроград, 1915. Т. 3. С. 32—34.
33. Хромов О.Р. Иван Михайлович Снегирев — исследователь лубка // Букинистическая торговля и история книги. Москва : МПИ, 1990. Вып. 2. С. 78—95.
34. Буслаев Ф.И. О русских народных книгах и лубочных изданиях // Отечественные записки. 1861. № 9. С. 1—68.
35. Хромов О.Р. Д.А. Ровинский и Ф.И. Буслаев — исследователи лубка // Букинистическая торговля и история книги. Москва : Мир книги, 1994. Вып. 3. С. 105—123.
36. Хромов О.Р. Дмитрий Александрович Ровинский и его «Русские народные картинки». Москва : Терра. Книжный клуб «Monplaisir», 2003. 24 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хромов О.Р. Русская гравюра XVII века в исследованиях Дмитрия Александровича Ровинского. Обсерватория культуры. 2022;19(5):492-501. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-492-501
For citation:
Khromov O.R. Russian Engraving of the 17th Century in the Studies of Dmitry Rovinsky. Observatory of Culture. 2022;19(5):492-501. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-5-492-501