

Философские коннотации визуального ряда демонстрационных материалов игровой серии «Ведьмак»
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-1-75-84
Реферат
В статье рассматривается комплекс философских коннотаций, образности и мифологем, демонстрируемых промоматериалами (трейлерами) игровых проектов серии «Ведьмак». Они предстают особой формой визуализированного текста и способом выражения нарративов, воплощая в себе концепт мифотворчества в пространстве аудиовизуальных искусств эпохи информационной революции.
Актуализируя проблему позиционирования промоматериалов игровых проектов, автор концентрирует внимание на том, что их трейлер и тизер выступают как особые кинематографические средства (что и демонстрируется в статье), обладают широкой образностью, несущей в себе «философию» проекта, которая наделяет игровое действо осмысленностью и целесообразностью.
Кинематографический трейлер компьютерной игры при сохранении своей функции позиционирования продукта является не только самостоятельным произведением, но и носителем разнообразных и многочисленных архетипических конструкций, формирующих массовое сознание (ныне очередной раз тяготеющего к мифологизации в условиях отказа от классических постулатов рационализма). Это, в свою очередь, определяет оформление феномена «новой мифологии», активно инструментализирующей «классические сюжеты и образность», демонстрируя тем самым преемственность в духовном развитии человеческой цивилизации.
С учетом того, что трейлер является своеобразной квинтэссенцией идей, характеризующих базовые особенности определенного кластера информационного пространства массовой культуры, его можно трактовать в качестве технохудожественного феномена, имеющего гибридную природу, показывающего трансформацию культурного производства в рамках исторического дискурса. Таким образом, он демонстрирует процесс трансформации комплекса стереотипических ментальных конструкций социальной организации, что в условиях глобализации приобретает форму интернациональной категории.
По мнению автора, данный феномен проявляется в значительном увеличении степени мифологизации современной мультикультурной традиции, что ведет к оформлению новой культурной парадигмы, опирающейся на концепт провиденциализма. Он, в свою очередь, выступает в качестве средства анализа историко-культурного процесса, опирающегося на инструментализацию предыдущего опыта, видоизменяющегося в глобальном дискурсе.
Об авторе
Владимир Михайлович ОвчинниковРоссия
кафедра преподавания предметов основного и среднего образования,
доцент
Октябрьской Революции ул., д. 20А, Смоленск, 214000, Россия
кандидат исторических наук
ORCID 0000-0003-0008-100X; SPIN 4846-6391
Список литературы
1. Сиюхова А.М. Проблематика концепта ночи в дискурсе научного анализа // Человек и культура. 2013. № 1. С. 13—60.
2. Торчинов Е.А. Даосизм и алхимия в традиционном Китае // Петербургское востоковедение : альманах. Вып. 2. Санкт-Петербург, 1992. С. 272—315.
3. Wagner W. Asgard and the Gods : The Tales and Traditions of Our Northern Ancestors. Kessinger Publishers, 2004. 344 p.
4. Данте А. Божественная комедия / [пер. с ит. и примеч. М. Лозинского]. Москва : Правда, 1982. 640 с.
5. Morgan A. Dante & the Medieval Other World (Cambridge Studies in Medieval Literature). Cambridge : Cambridge University Press, 2008. 268 p.
6. Топоров В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы : в 2 т. / предисл. Вяч.Вс. Иванова. Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с. ; Т. 2. 495 с.
7. Широкова Н.С. Мифы кельтских народов. Москва, 2005. 342 с.
8. Мирзоев Е.Б. Мотив жертвенного котла в кельтской и германской мифологии // Общество, государство, право : интернет-журнал. 2013. № 4 (10). С. 11—14.
9. Дружинина Е.С. Странствия Дон Кихота как вариация архетипического путешествия в истории культуры // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия : Философия. Культурология. Политология. Социология. Т. 24 (65). 2013. № 3. С. 107—114.
10. Хендерсон Д.Л. Древние мифы и современный человек // К.Г. Юнг. Человек и его символы. Москва : Серебряные нити, 1998. С. 103—155.
11. Давыдова В.П. Образ флейты и его антропоморфные черты в мировой художественной культуре // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2 (5). С. 186—191.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Санкт-Петербург : Братство, 1992. 367 с.
13. Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда // Древности. Труды Московского Археологического общества. Москва : Типографiя и словолитня О.О. Гербекъ, 1890. Т. 14. С. 81—226.
14. Брагинский В.И. Суфийский символизм корабля и его ритуально-мифологическая архетипика (к историко-поэтологическому изучению топики) // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. Москва : Наука, 1988. С. 198—242.
15. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Ленинград, 1976. 104 с.
16. Философов И.Ю. Волчьи, вороньи и змеиные мотивы в древнескандинавской символике оружия // Известия Саратовского университета. Т. 10. Новая серия. Серия : История. Международные отношения. 2010. Вып. 2. C. 7—12.
17. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград, 1986. 364 с.
18. Белова Ю.Н. Театр военных действий Антуана Ватто // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2011. № 3. С. 32—43.
19. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Москва : Мир : Академический проект, 2012. 331 с.
20. Либерман А.С. Германисты в атаке на берсерков // Древнейшие государства Восточной Европы. Москва : Восточная литература РАН, 2005. С. 119—131.
21. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. Сретенск, 2000. 360 с.
22. Rogers M. Lofty Depths and Tragic Brilliance: The Interweaving of Celtic and Anglo-Saxon Mythology and Literature in the Arthurian Legends. Master Thesis. Liberty University School of Communication. 2010. 129 p.
Рецензия
Для цитирования:
Овчинников В.М. Философские коннотации визуального ряда демонстрационных материалов игровой серии «Ведьмак». Обсерватория культуры. 2023;20(1):75-84. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-1-75-84
For citation:
Ovchinnikov V.M. Philosophical Connotations of the Visual Images of Demonstration Materials of the Witcher Game Series. Observatory of Culture. 2023;20(1):75-84. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-1-75-84