Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Историко-культурные аспекты формирования русского декоративно-прикладного искусства

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-430-444

Реферат

В статье рассматриваются историкокультурные аспекты процессов формирования художественной традиции в русском декоративно-прикладном искусстве и народных ремеслах с XI до середины XV века. На примере выдающихся образцов различных видов и направлений декоративного искусства определяются основные периоды и этапы формирования общей стилистики творчества мастеров и пути распространения сходных художественно-образных решений.

Приводимые автором примеры затрагивают вопросы, напрямую связанные с процессами интеграции русского традиционного ремесла и декоративного искусства с творчеством Византии, Скандинавии, Центральной Европы и культурой народов европейской части России, подвергшихся экспансии северных славянских племен. Автор определяет развитие русской художественной традиции как активное внедрение в базовую славянскую культуру отдельных элементов и образных решений различных источников, основываясь на сохранившихся памятниках архитектуры, искусства и печатной письменности.

Исследование опирается на работы археологов, искусствоведов и художников, являющиеся основополагающими трудами по истории и теории декоративно-прикладного искусства (А.Н. Кирпичникова, М.А. Орловой, Б.А. Рыбакова и др.).

Проведен сравнительный анализ современного состояния отдельных видов русского декоративно-прикладного искусства, традиционных ремесел и народных промыслов с учетом влияния технологической трансформации на аутентичные технические приемы и материалы. Выводы автора основаны на многолетнем опыте изучения декоративно-прикладного искусства как фактора развития профессиональных компетенций студентов художественных вузов и учреждений дополнительного образования в процессе становления самостоятельной деятельности мастеров и художников.

Об авторе

Марина Владимировна Галкина
Государственный университет просвещения
Россия

кафедра дизайна и народных и художественных ремесел,
профессор

Веры Волошиной ул., д. 24, Мытищи, Московская область, 141021, Россия

доктор педагогических наук, почетный член Российской академии художеств

ORCID 0000-0001-6073-1399; SPIN 3712-4512



Список литературы

1. Перфильева И.Ю. К истории терминологии в контексте живого процесса эволюции отечественного декоративно-прикладного искусства второй половины XX — начала XXI века // Прикладное, декоративное, дизайн. К проблеме современной терминологии декоративного искусства и дизайна : коллективная монография по материалам Круглого стола (Москва, 4 октября 2018 г.). Москва : ИП Павлов, 2019. С. 6—19.

2. Славяне и скандинавы : пер. с нем. / общ. ред. Е.А. Мельниковой. Москва : Прогресс, 1986. 416 с.

3. Сизов В.И. Древний железный топорик из коллекций Исторического музея. Москва : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1897. 20 с.

4. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Вып. 2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX—XIII вв. Москва ; Ленинград : Наука, 1966. 186 с.

5. Сиренов А.В. Реликвии владимирских князей // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 286—294.

6. Рязань : Памятники архитектуры и искусства : альбом / авт. текста и сост. Е.В. Михайловский ; фотосъемка Э.В. Стейнерта. Москва : Советская Россия, 1985. 306 с.

7. Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. Москва : Наука, 1975. С. 98—135 с.

8. Рябцева С.С. Древнерусский ювелирный убор. Основные тенденции формирования. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2005. 384 с.

9. Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII — начала XVI в. : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Москва, 2004. 43 с.

10. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. Москва : Академический проект, 2015. 720 с.

11. Гладкая М.С. Символика и иконография изображений белокаменной резьбы Дмитровского собора во Владимире (композиции, сюжеты, отдельные образы и мотивы). Владимир : Владимирская областная научная библиотека, 2019. 236 с.

12. Орлова М.А. Об орнаменте на своде галереи Успенского собора во Владимире // Художественная культура. 2019. Т. 2, № 3. С. 224—239.

13. Апракос Мстислава Великого / АН СССР, Институт русского языка ; изд. подгот. Л.П. Жуковская [и др.]. Москва : Наука, 1983. 527 с.

14. Собор Рождества Богородицы в Суздале / Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник ; под ред. М.Е. Родиной ; авт. текста С.Н. Вахтанов, Л.Ю. Белова, М.С. Гладкая, М.А. Быкова, С.П. Гордеев, Е.И. Чижикова. Владимир, 2014. 208 с.

15. Георгиевский собор в Юрьев-Польском / Ю.М. Арабов, К.С. Иванова, С.А. Горошникова [и др.] Рыбинск : Медиарост, 2021. 59 с.

16. Орлова М.А. О фасадном декоре Рождественского собора в Суздале. К проблеме реконструкции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. № 36. С. 48—65. DOI: 10.15382/sturV201936.48-65.

17. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописи Северо-Восточной Руси XII — начала XV в. Москва : Искусство, 1980. 552 с.

18. История культуры Древней Руси. Домонгольский период / под общ. ред. акад. Б.Д. Грекова и проф. М.И. Артамонова. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1951. Т. 2 : Общественный строй и духовная культура / под ред. Н.Н. Воронина, М.К. Каргера. 548 с.

19. Уханова Е.В. Западноевропейские источники в древнерусской книжной культуре XI века и Остромирово Евангелие // Путем орнамента. Исследования по искусству Византийского мира : сборник статей. Москва : МАКС Пресс, 2013. С. 206—230.

20. Баранкова Г.С. Изборник Святослава 1073 // Большая российская энциклопедия. Москва, 2008. Т. 10. С. 742—743. URL: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/2001457 (дата обращения: 25.08.2023).

21. Попова О.С., Сарабьянов В.Д. Живопись конца Х — середины XI века // История русского искусства : в 22 т. Москва : Северный паломник, 2007. Т. 1 : Искусство Киевской Руси IX — I четверть XII века. С. 179—323.

22. Дидковская В.Г. Юрьевское Евангелие: проблемы изучения // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4 (37). С. 418—422. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.4(37).418-422.

23. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. № 1. С. 30—33.

24. Земцова И.В. Мировые символы в декоре северных прялок // Арктика и Север. 2011. № 4. С. 34—41.

25. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева) : учебное пособие для вузов. Москва : Владос, 2006. 128 с.

26. Маслова Г.А. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. Москва : Наука, 1978. 208 с.

27. Валькевич С.И. Генезис вышивки «орнаментальное шитье» в Древней Руси // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 89 (05). С. 1487—1498. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/05/pdf/25.pdf (дата обращения: 25.08.203).

28. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного исторического музея : альбом. Москва : Изобразительное искусство, 1982. 271 с.

29. Хромов О.Р. Гравюра на олове на Московском печатном // Румянцевские чтения — 2019 : материалы Международной научно-практической конференции : в 3 ч. (Москва, 23—24 апреля 2019 г.). Москва : Пашков дом, 2019. Ч. 3. С. 241—245.

30. Cudzich Е. Edukacyjne znaczenie dziedzictwa kulturowego. Sztuka ludowa w procesie budowania tożsamości regionalnej // Warstwy. 2021. № 4. P. 47—55. URL: http://www.warstwy.ur.edu.pl/ (дата обращения: 25.08.203).

31. Гавин С.В. Классика в контексте художественного образования // Традиция. Ретроспекция. Новация. «Новая классика» : коллективная монография. Москва : Российская академия художеств, 2020. С. 227—236.


Для современной системы образования в сфере искусства важно определить понятие «декоративно-прикладное искусство» и его эволюцию на протяжении веков, а также выполнять историческую миссию — углублять и крепить связь с памятью древнерусского искусства!

Процессы интеграции русского традиционного ремесла и декоративного искусства с творчеством Византии, Скандинавии, Центральной Европы играют ключевую роль в становлении традиций русского искусства.

Интеграционная деятельность факультета изобразительных искусств и народных ремесел Государственного университета просвещения и конкурсно-выставочной системы дополнительного образования Московской области демонстрирует успешность реализации ресурса древнерусского художественного наследия, орнаменталистики, изографии и культуры композиции.

Популяризация традиционных ремесел вызывает динамичный рост интереса школьников и студентов к научно-исследовательской работе в области древнерусской культурной и художественной традиции.

Рецензия

Для цитирования:


Галкина М.В. Историко-культурные аспекты формирования русского декоративно-прикладного искусства. Обсерватория культуры. 2023;20(4):430-444. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-430-444

For citation:


Galkina M.V. Historical and Cultural Aspects of the Formation of Russian Decorative and Applied Arts. Observatory of Culture. 2023;20(4):430-444. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-430-444

Просмотров: 223


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)