

Лучизм Ларионова и кинематографическая техника «тактильного видения» Валь дель Омара
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-177-187
Реферат
В статье впервые проведен сравнительный анализ живописного лучизма русского художника М. Ларионова и кинематографической техники «тактильного видения» испанского режиссера Х. Валь дель Омара. Цель статьи — выявить сходства и различия в теоретическом обосновании художественных светотехник и в особенностях их практического применения. На примере светотехник, с помощью которых были анимированы барочные религиозные статуи (работы А. Берругете, Х. де Хуни) в фильме Х. Валь дель Омара «Огонь в Кастилии» (1960), проанализирована разработанная режиссером система художественной светопульсации «тактильное видение». Она основана на понимании зрения как развитого осязания и позволяет передать в художественном произведении не только физический облик предмета, но и его внутреннюю эмоциональную динамику. Показано, что живопись лучизма М. Ларионова представляет собой сложный диалектический синтез разнообразных идей и практик и не поддается однозначной интерпретации: несмотря на стремление художника к беспредметности, в ряде произведений лучизма сохраняется связь с предметом изображения на визуальном уровне или на уровне общей идеи предмета, что сближает живопись лучизма с «тактильным видением» Х. Валь дель Омара. Испанский режиссер и русский художник разработали свои концепции на основе анализа зрительного восприятия. Но понимание возможностей человеческого зрения у них было различным, что предопределило привлечение ими различного набора механизмов чувственности при создании художественного целого. Выявлено, что Х. Валь дель Омар изобрел модель кинематографической системы художественной светопульсации, по ряду структурных элементов совпадающую с моделью лучизма М. Ларионова. Несмотря на то что онтологические ориентиры этих моделей в исследовании возможностей света различаются, их функционал оказывается близок, и поэтому их эстетические эффекты допускают продуктивное сопоставление в рамках искусствоведческого анализа.
Об авторе
Ольга Васильевна КолотвинаРоссия
факультет истории искусства,
аспирант
Миусская пл., д. 6, Москва, 125993, Россия
ORCID 0000-0003-2873-3604; SPIN 5548-7580
Список литературы
1. Ларионов М. Лучизм. Москва : К. и К., 1913 // Библиотека русской и советской классики. URL: https://traumlibrary.ru/book/larionov-luchizm/larionov-luchizm.html (дата обращения: 15.04.2023).
2. Лучисты и будущники. Манифест. Москва, 1913. 45 с. URL: https://monoskop.org/images/2/26/Larionov_Mikhail_Goncharova_Natalya_et_al_1913_Luchisty_i_budushchniki_Manifest.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
3. Зданевич И.М. Наталья Гончарова. Михаил Ларионов. Москва : Ц.А. Мюнстер, 1913. 39, 10, XXIII с., 54 л. ил.
4. Иньшаков А.Н. Михаил Ларионов: русские годы. Москва : Гнозис, 2010. 326 с.
5. Сарабьянов Д.В. Михаил Ларионов и художественное объединение «Маковец» // Независимая академия эстетики и свободных искусств. URL: http://www.independent-academy.net/science/library/sarabjanov/4_12.html (дата обращения: 15.04.2023).
6. Левина Т.В. Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве // Артикульт. 2011. № 1. С. 141—187.
7. Турчин В.С. Теософия в русском авангарде // Искусство. 2013. № 1. С. 48—59.
8. Бобринская Е.А. Михаил Ларионов: лучизм и лучистая материя // История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку : сборник материалов Второго международного конгресса историков искусства им. Д.В. Сарабьянова. Т. 2. Москва : ГИИ, 2018. С. 279—293.
9. Бобринская Е.А. Лучизм Михаила Ларионова и итальянский футуризм. Материя и пустота // Искусствознание. 2020. № 3. С. 10—39.
10. Крукс У. Лучистая материя, или Четвертое состояние тел. Новгород : Типография А.С. Федорова, 1889. 25 с.
11. Успенский П.Д. Tertium Organum. Ключик к загадкам мира. Санкт-Петербург : Труд, 1911. 264 с.
12. Gascón A. Un muchacho español logra dos inventos que revolucionarán el arte del cinema // Val del Omar J. Mas alla de la orbita terrestre / by ed. E. Duque. Buenos Aires : BAFICI, 2015. P. 19—22.
13. Val del Omar J. Teoría de la Visión Tactil // Sáenz de Buruaga G. Val del Omar sin fin / by ed. M.J. Val del Omar. Granada : Diputación de Granada, 1992. P. 118—121. URL: http://www.valdelomar.com/pdf/text_es/text_5.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
14. Val del Omar J. Meridiano del color en España // Escritos de tecnica, poetica y mistica. Barcelona : Central Ediciones, 2010. Р. 118—122.
15. Val del Omar J. El color es cosa palpitante // Escritos de tecnica, poetica y mistica. Barcelona : Central Ediciones, 2010. Р. 123—128.
16. Val del Omar J. Palpicolor // Sáenz de Buruaga G. Val del Omar sin fin / by ed. M.J. Val del Omar. Granada : Diputación de Granada, 1992. P. 235—239. URL: http://www.valdelomar.com/pdf/text_es/text_10.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
17. Val del Omar J. Chromatacto : Documento mecanografiado. Junio 1967. 10 p. // Archivo M.J. Val del Omar — G. Sáenz de Buruaga. URL: http://www.valdelomar.com/pdf/text_es/text_11.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
18. Val del Omar J. Cómo es la imagen del láser? // Val del Omar J. Mas alla de la orbita terrestre / by ed. E. Duque. Buenos Aires : BAFICI, 2015. P. 258—260.
19. Колотвина О.В. Экспериментальный кинематограф Х. Валь дель Омара: фильм «Огонь в Кастилии» как пример художественной интеграции // Художественные миры XXI века. Пути интеграции архитектуры и арт-практик : коллективная монография / под ред. Т.Г. Малининой. Москва : БуксМАрт, 2020. С. 296—305.
20. De Lucas G., Pintor Iranzo I. Póetica del montaje en “Aguaespejo granadino”: investigación estética, técnica y pedagógica sobre la experiencia del espectador en la obra de José Val del Omar // L’Atalante : revista de estudios cinematográficos. 2017. № 24. P. 165—184.
21. Смирнов А.В. Сухраварди // Большая российская энциклопедия. 2004—2017. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4175429 (дата обращения 15.04.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Колотвина О.В. Лучизм Ларионова и кинематографическая техника «тактильного видения» Валь дель Омара. Обсерватория культуры. 2023;20(2):177-187. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-177-187
For citation:
Kolotvina O.V. Larionov’s Rayonism and Val del Omar’s Cinematic Technique “Tactile Vision”. Observatory of Culture. 2023;20(2):177-187. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-177-187