

Специфика работы режиссера с героем в кино- и теледокументалистике
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-1-66-74
Реферат
Тема работы режиссера с документальным героем на экране в условиях активного распространения визуального контента, особенно в жанре интервью, несомненно актуальна. Подготовка интервьюируемого к съемке, приемы его раскрепощения, достижение сверхзадачи и правды жизни на экране требуют детальной проработки, профессиональных знаний, опирающихся на опыт классиков режиссуры документального кино — Д. Лунькова, Ю. Шиллера, И. Беляева, А. Лысенко и др. Давно забытые приемы тесно переплетаются с инновационными идеями режиссеров. В их числе — какое поведение изберет для себя интервьюер, ведущий. В зависимости от совокупности факторов могут меняться тон и ход экранного разговора в разных жанрах. Возможно, принимая жесткую модель поведения, автор сделает тон беседы напряженным и в то же время более динамичным и острым, однако мягкая поведенческая модель может сделать разговор душевнее и доброжелательнее. Авторы проанализировали специфику работы режиссера с героем в процессе создания документальных экранных произведений. Сделана попытка осмыслить опыт предыдущих поколений режиссеров-документалистов, чтобы молодые специалисты учитывали их ошибки и достигнутые результаты при работе с так называемым неактером — документальным героем в аудиовизуальном экранном пространстве. Делается вывод: при том, что решения сложных задач в работе режиссера с документальным героем уже описаны ведущими практиками и теоретиками в области аудиовизуальных экранных искусств, процесс становления героя в кино- и теледокументалистике не окончен. Присутствуют спорные точки зрения на ряд аспектов раскрытия личности документального героя, его раскрепощения в кадре. Поэтому, опираясь на предыдущий опыт профессионалов и учитывая появление новой техники, молодому поколению режиссеров необходимо использовать уже хорошо проверенные приемы в своем творчестве, а также стараться находить и применять новые подходы (технологии) при создании документальных экранных произведений, в которых присутствует герой.
Об авторах
Петр Иванович ГаврилюкРоссия
кафедра театрального искусства,
профессор
Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, 199034, Россия
кандидат искусствоведения, лауреат международного фестиваля искусств им. М.А. Булгакова
Анна Петровна Гаврилюк
Россия
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,
кафедра режиссуры мультимедиа,
профессор
Фучика ул., д. 15, Санкт-Петербург, 192238, Россия
Санкт-Петербургский государственный университет,
кафедра театрального искусства,
профессор
Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, 199034, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0001-5559-588X; SPIN 7556-7317
Список литературы
1. Луньков Д. Наедине с современником. Москва : Искусство, 1978. 175 с.
2. Митта А. Кино между адом и раем. Москва : Подкова,1999. 650 с.
3. Белова Л.И. Сквозь время. Очерки истории советской кинодраматургии. Москва : Искусство, 1978. 344 с.
4. Филд С. Киносценарий. Основы написания. Москва : ЭКСМО, 2016. 384 с.
5. Основы режиссуры мультимедиапрограмм : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУП, 2005. 304 с.
6. Гребнев А.Б. Записки последнего сценариста. Москва : Алгоритм, 2000. 368 с.
7. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. Москва : Академический проект, 2022. 475 с.
8. Беляев И. Драматизм жизни и взгляд документалиста // Откровения телевидения. Москва : Искусство, 1976. С. 40—43.
9. Лысенко А. Главный герой // Документальный видеофильм. Москва : Искусство. 1982. С. 57—71.
10. Шиллер Ю. Субъективность объективного фильма // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Москва : Искусство, 1988. С. 103—126.
11. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики : учеб. пособие для студентов вузов. Москва : Аспект Пресс, 2012. 223 с.
12. Телевизионная журналистика : учебник / под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. 4-е изд. Москва : Высшая школа, 2002. 304 с.
13. Дробышенко С.В. Экран и жизнь. Москва : Искусство, 1962. С. 188—213.
14. Гаврилюк П.И. Жанры телевизионной журналистики : учебное пособие. Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2008. 100 с.
15. Макки Р. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. Москва : Альпина нон-фикшн, 2010. 456 с.
16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Москва : Архитектура-С, 2013. 392 с.
17. Саппак B.C. Телевидение и мы. Четыре беседы. Москва : Аспект Пресс, 2007. 168 с.
18. Эгри Л. Искусство драматургии. Москва : Зебра Е, 2007. 357 с.
19. Пронин А. Как написать хороший сценарий. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. 288 с.
20. Глущенко В., Деревицкий В., Тетерин В. Диалоги о телевидении. Москва : Искусство, 1974. 184 с.
21. Юровский А. Осторожно, документ! // Откровения телевидения. Москва : Искусство, 1976. С. 84—90.
- Подготовка интервьюируемого к съемке, приемы его раскрепощения, достижение сверхзадачи и правды жизни на экране требуют детальной проработки, профессиональных знаний, опирающихся на опыт классиков режиссуры документального кино.
- Давно забытые приемы тесно переплетаются с инновационными идеями режиссеров. В их числе — какое поведение изберет для себя интервьюер, ведущий. В зависимости от совокупности факторов могут меняться тон и ход экранного разговора в разных жанрах.
- Сделана попытка осмыслить опыт предыдущих поколений режиссеров-документалистов, чтобы молодые специалисты учитывали их ошибки и достигнутые результаты при работе с так называемым неактером — документальным героем в аудиовизуальном экранном пространстве.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилюк П.И., Гаврилюк А.П. Специфика работы режиссера с героем в кино- и теледокументалистике. Обсерватория культуры. 2023;20(1):66-74. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-1-66-74
For citation:
Gavrilyuk P.I., Gavrilyuk A.P. The Specifics of the Director’s Work with a Central Figure in Film and TV Documentaries. Observatory of Culture. 2023;20(1):66-74. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-1-66-74