Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Пролетарская культура и левые течения в России в начале XX века

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-212-222

Полный текст:

Реферат

Малая разработанность темы в отечественной историографии объясняется тем, что чаще всего данная проблематика рассматривается через призму общих проблем культуры советского периода, партийно-государственной культурной политики, аспектов интеллигентоведения.

Цель настоящего исследования — выявить художественную концепцию левого направления в изобразительном искусстве начала XX в., рассмотреть его вариативность, показать истоки возникновения, взаимоотношения с советской властью и внутри художественной среды, проанализировать причины запрета и исхода на долгие десятилетия.

Особое внимание уделяется генезису самого понятия «левое искусство», которое применялось как по отношению к новым радикальным течениям, так и в отношении творчества художников, причисляющих себя к пролетарской культуре. В статье делаются попытки развести понятия «авангард», «модернизм», «футуризм». Особое внимание уделено искусству авангарда, представители которого в момент прихода к власти большевиков заняли все ключевые позиции и начали активно пропагандировать свое творчество. Уделяется внимание реформе художественного образования, в результате которой Академия художеств и Высшее художественное училище были упразднены, а взамен были созданы Петроградские художественные учебные мастерские, откуда увольнялись талантливые мастера, где отменялись прежние методики преподавания, а в образование в большинстве вводились дисциплины, основанные на принципах авангарда. Приводятся примеры изменения традиций музееведения, когда по решению авангардистов во главе музеев начали ставить не искусствоведов, а самих художников, которые отвечали за открытие выставок и приобретение новых произведений искусства за государственный счет, преимущественно авангардной направленности.

На основе архивных материалов и периодической печати 1920-х гг. проанализированы задачи советской культурной политики, взгляды на искусство советских политических лидеров и искусствоведов, стоящих на стороне новой власти. Рассмотрены политические воззрения представителей пролетарской культуры, Пролеткульта и причины их разногласий с партийными лидерами. Обосновывается вывод о несовпадении в понимании роли изобразительного искусства у власти, художников-авангардистов и представителей Пролеткульта.

Об авторах

Алла Олеговна Волгушева
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия

кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
доцент

Профессора Попова ул., д. 14, лит. А, Санкт-Петербург, 197376, Россия

кандидат исторических наук, доцент

ORCID 0000-0003-2816-5336; SPIN 3731-0322



Светлана Александровна Воробьева
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия

кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
заведующая

Профессора Попова ул., д. 14, лит. А, Санкт-Петербург, 197376, Россия

доктор философских наук, доцент

ORCID 0000-0002-3552-4942; SPIN 2465-0920 



Список литературы

1. Луначарский А.В. Ложка противоядия // Искусство коммуны. 1918. № 4. С. 4.

2. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. Москва : Азбуковник, 2003. 783 с.

3. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. Москва : МГУ, 1993. 246 с.

4. Ковалев А. Существовал ли «русский авангард»? Тезисы по поводу терминологии // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. С. 123—130.

5. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. Москва : МГУ, 1993. 318 с.

6. Поспелов Г. Еще раз о русском авангарде // Искусствознание. 1998. № 1. С. 482—489.

7. Гройс Б.Е. Утопия и обмен : [сборник]. Москва : Знак, 1993. 373 с.

8. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Санкт-Петербург : Азбука, 2013. 236 с.

9. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч : цикл трагедий. Москва : Художественная литература, 1991. 640 с.

10. Жидков В.С. Театр и власть. Москва : Алетейа, 2003. 654 с.

11. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Москва : Галарт, 1994. 294 с.

12. Матюшин М. Воспоминания футуриста // Волга. 1994. № 9—10. С. 72—119.

13. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915—1932 гг. Москва : Галарт ; Берн : Бентелли, 1993. 832 с.

14. Малевич К.С. Собрание сочинений : в 5 т. Москва : Гилея, 1995. Т. 1. 393 с.

15. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 6091. Оп. 1. Д. 14. Л. 17.

16. Шлеев В.В. Революция и изобразительное искусство : очерки, статьи, исследования. Москва : Изобразительное искусство, 1987. 334 с.

17. Ленин В.И. Полное собрание сочинений : в 55 т. Москва : Политиздат, 1968. Т. 12. 575 с.

18. Из воспоминаний художника (Ю. Анненков) // Родник. 1990. № 8. С. 31.

19. Валентинов Н. Встречи с Лениным // Вождь. Ленин, которого мы не знали. Саратов : Приволжское книжное издательство, 1992. С. 19—85.

20. Принципы художественной политики в России // Новый мир. 1966. № 9. С. 231—244.

21. Скачко А. Задачи государства в области искусства // Вестник искусств. 1922. № 2. С. 2—3.

22. Херсонская Е. О чистом и нечистом... в пропаганде // Вестник искусств. 1922. № 3—4. С. 2—3.

23. Скачко А. Искусство в агитации // Вестник искусств. 1922. № 5. С. 1—2.

24. Херсонская Е. Пропаганда искусством // Вестник искусств. 1922. № 5. С. 2—3.

25. Сарабьянов А.Д. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. Москва : Советский художник, 1992. 352 с.

26. Арватов Б. Пролетариат и левое искусство // Вестник искусств. 1922. № 1. С. 10—11.

27. Усов Д. В.В. Вересаев о «художественном оформлении нового быта» // Искусство трудящимся. № 54. 1925. С. 9.

28. Городецкий С. АХРР и его портретисты // Искусство трудящимся. 1925. № 8. С. 5.

29. Рославлев Б. О ленинизме в искусстве // Искусство трудящимся. 1925. № 27. С. 4.

30. Богданов А. О пролетарской культуре. 1904—1924. Ленинград ; Москва : Книга, 1924. 344 с.

31. Белая Г.А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. Москва : Советский писатель, 1989. 395 с.

32. Луначарский А.В. Об искусстве : в 2 т. Москва : Директ-Медиа, 2014. Т. 2. 862 с.

33. Богданов А. Наука и рабочий класс // Пролетарская культура. 1918. № 5. С. 32.

34. Полянский В. Наши задачи и пути // Пролетарская культура. 1919. № 7—8. С. 6.

35. Кнышев П. О работе в пролетарских клубах // Горн. 1919. № 2—3. С. 42.

36. Манин В.С. Искусство в резервации : художественная жизнь России 1917—1941 гг. Москва : Эдиториал УРСС, 1999. 263 с.

37. Керженцев В. Международный Пролеткульт // Горн. 1919. № 2—3. С. 34.

38. Луначарский А.В. Ленин и искусство. Воспоминания // Художник и зритель. 1924. № 2—3. С. 10.

39. Письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» // Правда. 1920. № 270. 1 дек.

40. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 329. Оп. 1. Д. 4а. Л. 32.

41. Кан И. Технические и производственные предпосылки пролетарской культуры // Горн. 1923. № 9. С. 30.


Рецензия

Для цитирования:


Волгушева А.О., Воробьева С.А. Пролетарская культура и левые течения в России в начале XX века. Обсерватория культуры. 2023;20(2):212-222. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-212-222

For citation:


Volgusheva A.O., Vorobyova S.A. Proletarian Culture and Leftist Trends in Russia at the Beginning of the 20th Century. Observatory of Culture. 2023;20(2):212-222. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-212-222

Просмотров: 83


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)