

Выразительность кино и выразительность мифа: о родстве киноязыка и мифологического мышления
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-144-153
Реферат
Статья посвящена выявлению схожих принципов и механизмов коммуникации в таких системах передачи информации, как миф и кинематограф. Автор рассматривает настоящий текст как пролегомены к модели анализа мифологического содержания в тексте кинофильма. Миф является способом построения модели действительности; он проецирует содержание этой модели на факты и явления, окружающие человека, придавая им новые смыслы и организуя между ними новые связи. Эти факты и явления могут восприниматься с двух точек зрения: профанной, т. е. бытовой, и сакральной, т. е. в качестве означающих мифологических представлений. Сакральный модус восприятия возможен в случае «синхронного считывания» этих фактов и явлений: определенный предмет, выражающий часть мифологической модели мира, воспринимается таковым лишь в случае представления этой модели в целом и остальных предметов, выражающих прочие ее сегменты.
Элементы кинотекста, как и мифа, одновременно могут восприниматься в двух измерениях: линейном, т. е. последовательно во времени, и зрелищно-программном, т. е. в качестве самодостаточных явлений, не привязанных к линейной фабуле фильма. Во втором случае эти элементы могут транслировать предшествующие фильму коннотации, определяемые не его фабулой, но порядком и представлениями социальной группы авторов и зрителей картины. Смыслы, которые несут изображения на экране, зависят также от организации этих изображений в рамках каждой конкретной системы, т. е. для них тоже работает принцип «синхронного» восприятия.
Автор предлагает принципы выявления мифологического измерения в кино, а также описывает в общих чертах механизм их анализа. Основной вопрос, который следует задать себе при таком анализе: каким образом означающие мифологических идей и представлений, выявленные в фильме на его «синхронном», «нелинейном» уровне, взаимодействуют с линейной фабулой этого фильма?.
Ключевые слова
Об авторе
Алексей Олегович БеззубиковРоссия
отдел разработки и апробации методик кинопросвещения,
научный сотрудник
Вильгельма Пика ул., д. 3, Москва, 129226, Россия
ORCID 0000-0003-0706-2354; SPIN 4225-3814
Список литературы
1. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. Москва : REFL-book ; Киев : Ваклер, 1996. 285 с.
2. Базен А. Вестерн, или Избранный жанр американского кино // Что такое кино? : сборник статей. Москва : Искусство, 1972. С. 231—240.
3. Хренов Н.А. Образы Великого разрыва: кино в контексте смены культурных циклов. Москва : Прогресс-Традиция, 2008. 535 с.
4. Хренов Н.А. Кино: реабилитация архетипической реальности. Москва : Аграф, 2006. 701 с.
5. Новейший философский словарь. 3-е изд. Минск : Книжный дом, 2003. 877 с.
6. Пондопуло Г.К. Культура образца. Формирование культурных парадигм Востока и Запада : учебное пособие. Москва : ВГИК, 2014. 380 с.
7. Элиаде М. Аспекты мифа. 5-е изд. Москва : Академический проект, 2014. 234 с.
8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Санкт-Петербург : Азбука, 2014. 316 с.
9. Юнг К.Г. Архетип и символ. Москва : Канон+, 2016. 335 с.
10. Барт Р. Мифологии. 3-е изд. Москва : Академический проект, 2014. 351 с.
11. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. Москва : Академический проект, 2008. 519 с.
12. Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 т. Т. 2. Мифологическое мышление. Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2001. 279 с.
13. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
14. Балаш Б. Дух фильмы. Москва : Художественная литература, 1935. 197 с.
15. Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Москва : Радуга, 1984. С. 102—132.
16. Бодрийяр Ж. Америка. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2000. 203 с.
17. Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Москва : Радуга, 1984. С. 33—44.
18. Иванов Д.И. Когнитивная перекодировка сознания персонажей в политическом кинотексте «Холодное лето пятьдесят третьего» // Артикульт. 2019. № 33 (1). С. 95—102.
19. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 511 с.
20. Тынянов Ю.Н. О сюжете и фабуле в кино // Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. Москва : Академический проект ; Альма Матер, 2016. С.97—99.
Рецензия
Для цитирования:
Беззубиков А.О. Выразительность кино и выразительность мифа: о родстве киноязыка и мифологического мышления. Обсерватория культуры. 2023;20(2):144-153. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-144-153
For citation:
Bezzubikov A.O. The Expressiveness of Cinema and the Expressiveness of Myth: On the Affinity of Cinema Language and Mythological Thought. Observatory of Culture. 2023;20(2):144-153. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-144-153