Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Тамбуршток: его практические и эстетические функции при проведении плац-концерта

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-136-143

Полный текст:

Реферат

В деятельности современных духовых оркестров плац-концерт занимает особое место. Многолетняя практика показывает, что наиболее актуальный вариант исполнения плац-концерта подразумевает наличие в его составе двух частей — марш-парада и так называемого концертного блока. И если при исполнении последнего дирижер использует мануальную дирижерскую технику, то для управления оркестром в марш-параде, как правило, применяется тамбурмажорский жезл, а дирижер именуется тамбурмажором. В настоящей статье прослеживаются особенности возникновения и предназначения должности тамбурмажора в армиях европейских стран и России. Обмундирование тамбурмажоров на протяжении всего периода существования данной должности отличалось особой пышностью, красочностью и в то же время парадной строгостью. Помимо управления оркестром при исполнении марша и обучения музыкантов, в XVII—XVIII вв. к тамбурмажору могли предъявляться и другие требования. Кроме того, в статье рассматривается актуальная проблема наиболее корректного именования тамбурмажорского жезла. Высказывается предположение о его родстве с баттутой, внешнее и функциональное сходство с которой позволяет установить наиболее вероятное время появления тамбурмажорского жезла. Очевидное влияние немецкой музыкальной культуры на развитие русской военной музыки еще со времен Петра I объясняет появление в нашей стране такого названия тамбурмажорского жезла, как тамбуршток. Условия и способы применения тамбурштока подчеркивают его значимость при управлении оркестром, передают красочность и импровизационность действия, присущие плац-концерту. Включение в программы выступлений оркестров нового танцевально-спортивного жанра — «мажоретки» — обусловлено его активным развитием не только в Европе и США, но и в нашей стране. Благодаря универсальности применения тамбурштока и его широкой востребованности при управлении оркестром в последние десятилетия прослеживается заинтересованность в его использовании военно-музыкальными коллективами азиатских стран.

Об авторе

Андрей Анатольевич Нисенбаум
Министерство обороны Российской Федерации
Россия

Военно-оркестровая служба Вооруженных Сил Российской Федерации,
старший офицер

Знаменка ул., д. 19, Москва, 119160, Россия

ORCID 0000-0001-7453-3641



Список литературы

1. Вандаль А. Сочинение : в 4 т. Наполеон и Александр I. От Тильзита до Эрфурта. Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. Т. II. 544 с.

2. Эдвардс Дж.Дж. Полковые оркестры // Британский союзник. 1946. № 31. С. 10.

3. Арефьев И.В. Цицанкин В.С. Методические рекомендации по организации и проведению марш-парадов военными оркестрами. Москва : Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 1987. 52 с.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л.И. Скворцова. 27-е изд., испр. Москва : Оникс : Мир и образование, 2012. 736 с.

5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург : Норинт, 2008. 1536 с.

6. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. Москва : Центрполиграф : Полюс, 2003. 816 с.

7. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. Москва : Советская энциклопедия, 1974. 1981. Т. 5. Симон — Хейлер. 1055 стб.

8. Компанейский Н.И. Тамбурмажор // Русская музыкальная газета. 1905. № 48—49. С. 1188—1189.

9. Планы, чертежи и рисунки // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 36. Отд. 3. Санкт-Петербург : Типография и отделение собственной Е. И. В. канцелярии, 1863. 1058 с.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 36. Отд. 1. Санкт-Петербург : Типография и отделение собственной Е. И. В. канцелярии, 1863. 1058 с.

11. Чакмишян И.Г. Руководство по применению тамбурмажора при управлении военным оркестром в строю. Москва : Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 1983. 20 с.

12. Методические рекомендации для военных дирижеров военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации : учебное пособие / Т.К. Маякин, И.В. Шевернев, Д.В. Кадеев [и др.]. Москва, 2017. Ч. 1. 52 с.

13. Военно-оркестровая служба : учебное пособие по дисциплине / В.В. Юрковец, А.М. Халилов, В.С. Цицанкин [и др.]. Москва : Военный университет, 2007. 216 с.

14. Гейне Г. Собрание сочинений : [в 8 т.] / под ред. П. Вейнберга. Санкт-Петербург : Издание Б.П. Вейн-берга, 1902. Т. 8. 833 с.

15. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. Москва : Наука, 1993. Кн. 1—3. 711 с.

16. Беранже П.Ж.П. Полное собрание песен Беранже в переводе русских писателей / под ред. И.Ф. Тхоржевского. 1-е изд. Тифлис : Типография К.П. Козловского, 1893. [404 с.].

17. Большой англо-русский словарь ABBYY Lingvo : в 2 т. Москва : Русский язык медиа, 2007. Т. 2 : L—Z. 1376 с.

18. Фу Цян. Европейский кларнет и его функционирование в художественной культуре Китая XX — начала XXI в. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Минск, 2017. 24 с.


Рецензия

Для цитирования:


Нисенбаум А.А. Тамбуршток: его практические и эстетические функции при проведении плац-концерта. Обсерватория культуры. 2023;20(2):136-143. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-136-143

For citation:


Nisenbaum A.A. Tamburstock: Its Practical and Aesthetic Functions in Conducting Parade Concerts. Observatory of Culture. 2023;20(2):136-143. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-136-143

Просмотров: 118


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)