Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

От заказчика к зрителю: заказы канцлера Никола Ролена в мастерских Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-164-176

Полный текст:

Реферат

В статье рассматриваются заказы канцлера герцога Бургундского Никола Ролена, сделанные в двух важнейших живописных мастерских южной части нидерландских провинций в первой половине XV века: «Мадонна канцлера Ролена», созданная Яном ван Эйком в 1435 г., и «Страшный суд», написанный Рогиром ван дер Вейденом спустя десятилетие. Актуальность статьи обусловлена необходимостью реконструкции разных пластов восприятия зрителем вышеуказанных произведений с учетом того, что их первоначальное и текущее месторасположения не совпадают. Церковь Нотр-Дам-дю-Шатель, где хранилась «Мадонна канцлера Ролена», была разрушена во время Великой французской революции. Госпиталь в Боне, для которого предназначался «Страшный суд», хотя и сохранился до наших дней, однако полиптих Р. ван дер Вейдена сейчас экспонируется не в пространстве капеллы Роленов. Это изменение размещения алтарных композиций усиливает сложность прочтения иконографических программ произведений. Новизна статьи заключается в рассмотрении истории заказов канцлера, его биографии, а также политического, социального и религиозного контекста эпохи с целью выделить смысловые пласты в работах Яна ван Эйка и Р. ван дер Вейдена. Применение метода рецептивной эстетики позволяет проанализировать, как воспринимали алтари, заказанные Н. Роленом, обычные прихожане, пациенты госпиталя, а также сам канцлер и его супруга. Существующие гипотезы, касающиеся символизма отдельных предметов и фигур на алтарях, рассмотрены с точки зрения разницы восприятия донатором и другими зрителями этих произведений. Реализация проектов благочестия Никола Ролена в Отёне и Боне сочетается с политическим и социальным посланием канцлера своим недоброжелателям в придворных кругах.

Об авторе

Елена Альбертовна Забродина
Российский институт театрального искусства – ГИТИС;Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Российский институт театрального искусства – ГИТИС,
кафедра изобразительного искусства,
старший преподаватель

Малый Кисловский пер., д. 6, Москва, 125009, Россия

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
кафедра всеобщей истории искусств,
соискатель

Ленинские горы, д. 1, Москва, 119234, Россия

ORCID 0000-0001-8805-8300; SPIN 4667-4435



Список литературы

1. Corpus of 15th-Century Painting in the Former Southern Netherlands (CVP 17) / ed. by M. Comblen-Sonkes, P. Lorentz. Le musée national du Louvre. Paris (II), 1995. 331 p.

2. Adhemar H. Sur la Vierge du chancelier Rolin de van Eyck / Institut du Patrimoine Artistique. 1975. Bulletin XV. P. 9—17.

3. Harbison C. Jan van Eyck: The Play of Realism. Reaktion Books, 1997. 228 p.

4. Weyden R. Veelluik met het Laatste Oordeel // RCD. Netherlands institute for art history : офиц. сайт. URL: https://rkd.nl/en/explore/images/218946 (дата обращения: 22.02.2023).

5. Eyck J.van P.-B. du S. La Vierge et l’Enfant au chancelier Rolin // Musée du Louvre : офиц. сайт. URL: https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010061856 (дата обращения: 22.02.2023).

6. Berthier M.-T., Sweeney J.-T. Le chancelier Rolin, 1376—1462: Ambition, pouvoir et fortune en Bourgogne. Precy-sous-Thil : Editions de l’Armancon, 1998. 460 p.

7. Gelfand L.D. Piety, Nobility and Posterity: Wealth and the Ruin of Nicolas Rolin’s Reputation // Journal of Historians of Netherlandish Art 1:1 (Winter 2009). DOI: 10.5092/jhna.2009.1.1.3. URL: [https://jhna.org/articles/piety-nobility-and-posterity-wealth-ruin-nicolas-rolins-reputation/#citation (дата обращения: 12.03.2023).

8. Borchert T.-H. Jan Van Eyck: Renaissance Realist. Tashen, 2008. 96 p.

9. Laurent J. Les fiefs des Rolin, Mémoires de la Société d’histoire et d’Archéologie de Beaune, 1932. P. 219—280.

10. Caron M.-T. La noblesse dans le duché de Bourgogne. Lille : Presses Universitaires de Lille, 1987. 586 p.

11. Нуждин О.И. Никола Ролен: портрет на фоне бургундской политики // Научный диалог. 2014. № 5 (29). С. 68—89.

12. Viollet P. Droit public. Histoire des institutions politiques et administratives de la France : in 2 vol. Hachette Livre-BNF, 1898. Vol. 1. 482 p.

13. Нуждин О.И. Договор в Аррасе 1435 г. в контексте противостояния английского, французского и бургундского государств // Научный диалог. 2013. № 12 (24). С. 87—107.

14. Weyden R. Philippe le Bon recevant en conseil l’hommage des Chroniques de Hainaut des mains de Simon Nockart // Miniatures Flamandes : выставка в Национальной библиотеке Франции : сайт. URL: http://expositions.bnf.fr/flamands/grand/fla_031.htm (дата обращения: 22.02.2023).

15. Mémoires de Jacques de Clerq Par J.-A. Buchon // Collection des Chroniques nationales Francaises. XV siegle. Paris : Verdiere Libraire, 1826. 438 p.

16. Chastellain G. Chronique des ducs de Bourgogne, par Georges Chastellain : [t. II—III]: publiée pour la première fois / par J.-A. Buchon. Paris, Verdière, 1827. 377 p.

17. Асейнов Р.М. При дворе герцогов Бургундских. История, политика, культура XV века. Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2019. 303 с.

18. Small G. George Chastelain and the Shaping of Valois Burgundy. Suffolk : Boydell Press, 1997. 312 p.

19. Abord G. Nicolas Rolin, chancelier de Bourgogne au XVe siècle. Dijon : Darantiere, 1898. 39 p.

20. Panofsky E. Early Netherlandish paintings: its Origin and Character. Cambridge : Harvard University Press, 1953. 573 p.

21. Хейзинга Й. Осень Средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / пер. Д.В. Сильвестрова ; отв. ред. С.С. Аверинцев ; ст. А.В. Михайлова ; коммент. Д.Э. Харитоновича. Москва : Наука, 1988. 539 с.

22. Serexhe B. “Gothicisation” de la Cathédrale Sant-Lazare d’Autun sous l’épiscopat de Jean-Baptiste Rolin. La bonneétoile des Rolin // Mécénat et efflorescence artistique dans la Bourgogne du XVe siècle / ed. Brigitte Maurice-Chabard. Autun : Musée Rolin, 1994. P. 96—98.

23. Gelfand L.D., Gibson W.S. Surrogate Selves: The “Rolin Madonna” and the Late-Medieval Devotional Portrait // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. 2002. Vol. 29, № 3/4. Р. 119—138.

24. Kieser E. Zur Deutung und Datierung der Rolin-Madonna des Jan van Eyck // Städel-Jahrbuch. Munich, 1967.P. 73—95.

25. Smith M.T. On the Donor of Jan van Eyck’s Rolin Madonna // Gesta. 1981. Vol. 20, № 1. Р. 273—279.

26. Snyder J. Jan van Eyck and the Madonna of Chancellor Nicolas Rolin // Oud Holland. 1967. Vol. 82, № 4. Р. 163—171.

27. Van Eyck. An Optical Revolution / ed. by T.-H. Borchert, J. Dumolyn, M. Martens. London & New York : Thames & Hudson, 2020. 490 p.

28. Zimmermann T.C. Price. Confession and autobiography in the early Renaissance // Studies Hans Baron, 1971. Р. 119—140.

29. Dhanens E. Hubert and Jan van Eyck. Antwerp, Mercatorfonds, 1981. 399 p.

30. Eyck J. Virgin of Chancellor Rolin // Further Works by Jan van Eyck : сайт проекта. URL: http://closertovaneyck.kikirpa.be/verona/#viewer/rep1=2&id1=acb9490ee9ba447f1bf7b0d17ab9b3fe (дата обращения: 22.02.2023).

31. Ward J.L. Disguised Symbolism as Enactive Symbolism in Van Eyck’s Paintings // Artibus et Historiae, 1994. Vol. 15, № 29. Р. 9—53.

32. Asperen de Boer J.R.J. van, Faries M. La “Vierge au Chancelier Rolin” de van Eyck: examen au moyen de la reflectographie a l’infrarouge // Revue du Louv-re et des Musees de France. 1990. Vol. 40, № 1. Р. 37—49.

33. Harbison C. Visions and Meditations in Early Flemish Painting // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. 1985. № 15. Р. 87—118.

34. Baldass L. Jan van Eyck. Phaidon, 1952. 279 p.

35. Puyvelde L. van. Hubert and Jan Van Eyck (The Gallery of Masterpieces). London and Paris, 1955. 42 p.

36. Berthollet J. Reflections sur l’art // Memoires de la Societe Eduenne, Autun, XLIX, 1921. Р. 35—78.

37. Ridderbos B., Buren A. van, Veen H.Th. van. Early Netherlandish paintings: rediscovery, reception, and research. Los Angeles, Calif. : Getty, 2005. 481 p.

38. Jacobs L.F. Opening doors: the early Netherlandish triptych reinterpreted. The Pennsylvania State University Press, 2011. 357 p.

39. Забродина Е.А. Взаимодействие вербального и визуального текста в творчестве братьев ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена: выявление позиции зрителя // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сборник научных статей. МГУ ; СПбГУ, 2017. Вып. 7. С. 555—563.

40. Забродина Е.А. Визуальные проявления гнева, страха и некоторых других трагических эмоций в алтарной живописи Нидерландов и Германии XV — начала XVI в. // Артикульт. 2020. № 39 (3). С. 65—72. DOI: 10.28995/2227-6165-2020-3-65-72.

41. Lane B. Hans Memling, Master Painter in Fifteenth Century Bruges (Studies in Medieval and Early Renaissance Art History). Brepols, 2009. 386 p.

42. Vos D. Hans Memling : The Complete Works. Harry N. Abrams Inc, 1994. 431 p.

43. Blum S.N. Early Netherlandish triptychs. A study in patronage. University of California Press, 1969. 176 p.

44. Reau L. Iconographie de l’Art Chrétien : in 6 vol. Presses Universitaries de France, 1955—1959. Vol. 3. 1530 p.

45. Verhaegen N. L’Hotel-Dieu de Beaune. Bruxelles : Centre national de Recherches «Primitifs flamands» et al., 1973. 148 p.


Рецензия

Для цитирования:


Забродина Е.А. От заказчика к зрителю: заказы канцлера Никола Ролена в мастерских Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Обсерватория культуры. 2023;20(2):164-176. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-164-176

For citation:


Zabrodina E.A. From Patron to Spectator: Chancellor Nicolas Rolin’s Orders in the Workshops of Jan van Eyck and Rogier van der Weyden. Observatory of Culture. 2023;20(2):164-176. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-164-176

Просмотров: 87


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)