Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Лабиринты «поворотов» в современном искусстве: лингвистический, иконический, визуальный

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-188-196

Полный текст:

Реферат

В статье исследуется проблема соотношения парадигм лингвистического (linguistic), иконического (iconic) и визуального (visual) «поворотов», связанных с современным искусством. Рассматривается история этих терминов, анализируется специфика каждого из них, выявляются их роль и значение в искусстве, истории и культуре, приводятся конкретные примеры произведений XX—XXI веков. Попытки преодоления методологического кризиса в искусствознании сделали эти подходы влиятельными и актуальными в мировой искусствоведческой практике. В задачу настоящего исследования входит раскрытие ряда проблем: изменения концепции искусства и границ языка; выразительных возможностей образа и нарратива; художественного видения; изображения «неизобразимого»; статусов произведений искусства, авторства, восприятия, символов, а также диалектических переходов произведений искусства от визуальности к изобразительности. Показано, что искусствоведение, исследуя историю искусства как часть культуры, научилось находить в особенностях формы, структуры, композиции не только художественные черты, но и социально-культурные признаки. Проводя сравнительный анализ лингвистического, иконического и визуального «поворотов», автор отмечает диалектику концептуального «переформатирования» философско-культурного дискурса, меняющего направленность с «лингвистического» на «иконическое» и «визуальное», а также приходит к выводу о том, что в тонких модификациях языка искусства проявляется непрестанная эволюция художественных форм, искусствоведческих, культурных и социальных смыслов. Искусство созерцает мир непосредственно, воплощая его в образы, знаки (семантический, визуальный, иконический и др.). Именно благодаря своеобразной целостности (междисциплинарности) искусствоведения, достигнутой в художественном переосмыслении исторической действительности, раскрывается поразительная глубина дополнительных смыслов искусства.

Об авторе

Ирина Анатольевна Афанасьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет креативных индустрий,
стажер-исследователь, аспирант

Покровский бульвар, д. 11, Москва, 109028, Россия

магистр искусств

ORCID 0000-0002-5109-5949; SPIN 6383-3344 



Список литературы

1. Rorty R. The Linguistic Turn. Essays in Philosophical Method. Chicago : The University of Chicago Press, 1967. 416 p.

2. Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago : The University of Chicago Press, 1962. 210 p.

3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы : [в 2 ч.]. Ч. 1 / [пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева]. Москва : Гнозис, 1994. С. 1—74.

4. Борисенкова А. Нарративный поворот и его проблемы (Обзор публикаций по нарратологии) // Новое литературное обозрение. 2010. № 103. С. 327—332.

5. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. Москва : Ad Marginem, 2000. 511 с.

6. Kreisworth M. Trusting the Tale: the Narrativist Turn in the Human Sciences // New Literary History. 1992. Vol. 23. № 3. Р. 629—657.

7. Дьяков А.В. Жак Лакан. Фигура философа. Москва : Территория будущего, 2010. 560 с.

8. Хлебников В. Собрание сочинений в 6 т. Москва : ИМЛИ РАН, Наследие, 2005. Т. 6. Кн. 1 : 1904—1922. [Статьи (наброски). Ученые труды. Воззвания. Открытые письма. Выступления]. 446 с.

9. Гор В. Классическое в неклассическую эпоху : эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства. Москва : Индрик, 2010. 248 с.

10. Рене Магритт / [автор текста Н.В. Геташвили]. Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2016. 70 с. (Лучшие современные художники).

11. Фуко М. Это не трубка. Москва : Художественный журнал, 1999. 142 с.

12. Бобринская Е.А. Концептуализм. Москва : Галарт, 1994. 216 c.

13. Кабаков И.И. 60—70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. Москва : Новое литературное обозрение, 2008. 365 с.

14. Bohm G. Die Wiederkehr der Bilder // Was ist ein Bild? Munchen, 1994. P. 11—38.

15. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. Москва : Наука, 1992. 299 с.

16. Инишев И.Н. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе // Логос. 2012. Т. 85. № 1. С. 184—211.

17. Селиванова Е.В. Истоки формирования визуальной культуры // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 50—55.

18. Беспалов О.В. Символическое и дословное в искусстве XX в. Москва : Памятники исторической мысли, 2010. 237 с.

19. Mitchell W.J.T. The Pictorial Turn // Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago; London, 1994. P. 11—34.

20. Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style. Oxford : Oxford University Press, 1972. 192 p.

21. Alpers S. The Art of Describing : Dutch Art in the Seventeenth Century. Chicago : University of Chicago Press, 1983. 302 p.

22. Mitchell W.J.T. Iconology: Image, Text, Ideology. Chicago : University of Chicago Press, 2013. 236 p.

23. Mitchell W.J.T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 380 p.

24. Gell A. Art and Agency: An Anthropological Theory. Oxford : Clarendon Press, 1998. 296 p.

25. Крючкова В.А. Мимесис в эпоху абстракции. Образы реальности в искусстве второй парижской школы. Москва : Прогресс-Традиция, 2010. 472 с.

26. Ступин С.С. Искусство и пределы человеческого. Опыт экзистенциального искусствознания. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020. 256 с.

27. Latour B. Why Has Critique Run Out of Steam? From Matters of Fact to Matters of Concern // Critical Inquiry. 2004. № 30. P. 225—248.


Рецензия

Для цитирования:


Афанасьева И.А. Лабиринты «поворотов» в современном искусстве: лингвистический, иконический, визуальный. Обсерватория культуры. 2023;20(2):188-196. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-188-196

For citation:


Afanasyeva I.A. Labyrinths of “Turns” in Contemporary Art: Linguistic, Iconic, Visual. Observatory of Culture. 2023;20(2):188-196. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-188-196

Просмотров: 187


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)