

Лабиринты «поворотов» в современном искусстве: лингвистический, иконический, визуальный
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-188-196
Реферат
В статье исследуется проблема соотношения парадигм лингвистического (linguistic), иконического (iconic) и визуального (visual) «поворотов», связанных с современным искусством. Рассматривается история этих терминов, анализируется специфика каждого из них, выявляются их роль и значение в искусстве, истории и культуре, приводятся конкретные примеры произведений XX—XXI веков. Попытки преодоления методологического кризиса в искусствознании сделали эти подходы влиятельными и актуальными в мировой искусствоведческой практике. В задачу настоящего исследования входит раскрытие ряда проблем: изменения концепции искусства и границ языка; выразительных возможностей образа и нарратива; художественного видения; изображения «неизобразимого»; статусов произведений искусства, авторства, восприятия, символов, а также диалектических переходов произведений искусства от визуальности к изобразительности. Показано, что искусствоведение, исследуя историю искусства как часть культуры, научилось находить в особенностях формы, структуры, композиции не только художественные черты, но и социально-культурные признаки. Проводя сравнительный анализ лингвистического, иконического и визуального «поворотов», автор отмечает диалектику концептуального «переформатирования» философско-культурного дискурса, меняющего направленность с «лингвистического» на «иконическое» и «визуальное», а также приходит к выводу о том, что в тонких модификациях языка искусства проявляется непрестанная эволюция художественных форм, искусствоведческих, культурных и социальных смыслов. Искусство созерцает мир непосредственно, воплощая его в образы, знаки (семантический, визуальный, иконический и др.). Именно благодаря своеобразной целостности (междисциплинарности) искусствоведения, достигнутой в художественном переосмыслении исторической действительности, раскрывается поразительная глубина дополнительных смыслов искусства.
Об авторе
Ирина Анатольевна АфанасьеваРоссия
факультет креативных индустрий,
стажер-исследователь, аспирант
Покровский бульвар, д. 11, Москва, 109028, Россия
магистр искусств
ORCID 0000-0002-5109-5949; SPIN 6383-3344
Список литературы
1. Rorty R. The Linguistic Turn. Essays in Philosophical Method. Chicago : The University of Chicago Press, 1967. 416 p.
2. Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago : The University of Chicago Press, 1962. 210 p.
3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы : [в 2 ч.]. Ч. 1 / [пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева]. Москва : Гнозис, 1994. С. 1—74.
4. Борисенкова А. Нарративный поворот и его проблемы (Обзор публикаций по нарратологии) // Новое литературное обозрение. 2010. № 103. С. 327—332.
5. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. Москва : Ad Marginem, 2000. 511 с.
6. Kreisworth M. Trusting the Tale: the Narrativist Turn in the Human Sciences // New Literary History. 1992. Vol. 23. № 3. Р. 629—657.
7. Дьяков А.В. Жак Лакан. Фигура философа. Москва : Территория будущего, 2010. 560 с.
8. Хлебников В. Собрание сочинений в 6 т. Москва : ИМЛИ РАН, Наследие, 2005. Т. 6. Кн. 1 : 1904—1922. [Статьи (наброски). Ученые труды. Воззвания. Открытые письма. Выступления]. 446 с.
9. Гор В. Классическое в неклассическую эпоху : эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства. Москва : Индрик, 2010. 248 с.
10. Рене Магритт / [автор текста Н.В. Геташвили]. Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2016. 70 с. (Лучшие современные художники).
11. Фуко М. Это не трубка. Москва : Художественный журнал, 1999. 142 с.
12. Бобринская Е.А. Концептуализм. Москва : Галарт, 1994. 216 c.
13. Кабаков И.И. 60—70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве. Москва : Новое литературное обозрение, 2008. 365 с.
14. Bohm G. Die Wiederkehr der Bilder // Was ist ein Bild? Munchen, 1994. P. 11—38.
15. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. Москва : Наука, 1992. 299 с.
16. Инишев И.Н. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе // Логос. 2012. Т. 85. № 1. С. 184—211.
17. Селиванова Е.В. Истоки формирования визуальной культуры // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 50—55.
18. Беспалов О.В. Символическое и дословное в искусстве XX в. Москва : Памятники исторической мысли, 2010. 237 с.
19. Mitchell W.J.T. The Pictorial Turn // Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago; London, 1994. P. 11—34.
20. Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style. Oxford : Oxford University Press, 1972. 192 p.
21. Alpers S. The Art of Describing : Dutch Art in the Seventeenth Century. Chicago : University of Chicago Press, 1983. 302 p.
22. Mitchell W.J.T. Iconology: Image, Text, Ideology. Chicago : University of Chicago Press, 2013. 236 p.
23. Mitchell W.J.T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 380 p.
24. Gell A. Art and Agency: An Anthropological Theory. Oxford : Clarendon Press, 1998. 296 p.
25. Крючкова В.А. Мимесис в эпоху абстракции. Образы реальности в искусстве второй парижской школы. Москва : Прогресс-Традиция, 2010. 472 с.
26. Ступин С.С. Искусство и пределы человеческого. Опыт экзистенциального искусствознания. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020. 256 с.
27. Latour B. Why Has Critique Run Out of Steam? From Matters of Fact to Matters of Concern // Critical Inquiry. 2004. № 30. P. 225—248.
Рецензия
Для цитирования:
Афанасьева И.А. Лабиринты «поворотов» в современном искусстве: лингвистический, иконический, визуальный. Обсерватория культуры. 2023;20(2):188-196. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-188-196
For citation:
Afanasyeva I.A. Labyrinths of “Turns” in Contemporary Art: Linguistic, Iconic, Visual. Observatory of Culture. 2023;20(2):188-196. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-2-188-196