Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Ода ремонту: ткачество и реставрация в творчестве Луизы Буржуа

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-270-278

Реферат

Современные практики искусства используют богатый арсенал техник и материалов, в том числе и тех, которые ранее считались художниками прикладными и вследствие этого второстепенными. Нити и ткани долгое время были закреплены в сфере компетенции декоративно-прикладного искусства и не считались полноправными участниками художественной сцены. До сих пор границы между текстильным творчеством и высоким искусством остаются размытыми. Однако в конце XX в. мы увидели новую стратегию восприятия текстиля и домашних рукодельных практик — в качестве самостоятельных форм искусства. На изменение традиционной иерархии и языка искусства в 1960—1980-е гг. повлияло множество событий, в том числе появление новой волны художников, которые стали включать в пространство искусства прикладные материалы. Легализация производства текстиля как художественной практики обязана во многом Луизе Буржуа, которая обратилась к техникам рукоделия и продемонстрировала их безграничный потенциал. Материалом для настоящей статьи послужили текстильные работы Л. Буржуа, ее воспоминания, а также видеоматериалы и документальный фильм «Паук, любовница и мандарин». В статье анализируются текстильные работы художницы, а также темы повреждения и реставрации, красной нитью проходящие через многие работы художницы. Раскрывается термин «мендинг», который кажется автору более широким и релевантным для описания работ Л. Буржуа. Также проанализирован важный для художницы образ паука, символ матери и ткачихи. В орбите внимания автора — тема дуальности иглы как одновременного образа травматизации и репарации. Делается вывод, что работы Л. Буржуа оказывают влияние на художников с 1970-х гг. и до настоящего времени. Ее творческий язык, многообразие материалов и используемых приемов обогатили арсенал современного искусства и, безусловно, повлияли на место текстиля в иерархии искусств.

Об авторе

Галина Сергеевна Игнатенко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Школа дизайна,
аспирант

Малая Пионерская ул., д. 12, Москва, 115054, Россия

ORCID 0000-0002-0253-2540; SPIN 1354-2047



Список литературы

1. Митенко А.С. Текстиль в искусстве. Новые взгляды на традиции // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : сборник статей Международной научно-практической конференции (5 мая 2019 г., Оренбург). Уфа : Аэтерна, 2019. С. 163—166.

2. Игнатенко Г.С. Вышивая авангард: супрематические вышивки на примере деятельности артели Вербовка, 1900—1919 // Артикульт. 2021. № 3. С. 68—73.

3. Auther E. Fiber Art and the Hierarchy of Art and Craft, 1960—80 // The Journal of Modern Craft. 2008. № 1. P. 13—33. DOI: 10.2752/174967708783389896.

4. Sterk B. 59th Venice Biennale “The Milk of Dreams” // Textile Forum Blog : From the Editors of Textile Forum Magazine (1982—2013). URL: https://www.textile-forum-blog.org/2022/05/59th-venice-biennale-the-milk-of-dreams/ (дата обращения: 19.06.2023).

5. Bourgeois L. Structures of Existence: The Cells. Munich : Prestel Verlag, 2015. 288 p.

6. Crenn J. Arts Textiles Contemporains : quête : PhD. Bordeaux, 2012. 684 p.

7. Bal M. Narrative Inside Out: Louise Bourgeois’s “Spider” as Theoretical Object // Oxford Art Journal. 1999. Vol. 22, № 2. P. 101—126. DOI: 10.1093/OXARTJ/22.2.101.

8. Bernadac M.-L. Louise Bourgeois. Paris : Flammarion, 2008. 216 p.

9. Hemmings J. Louise Bourgeois. The Structure of Existence: The Cells // Textile. 2018. Vol. 16, № 1. P. 78—83. DOI: 10.1080/14759756.2017.1352138

10. Туркина О. Луиз Буржуа: ящик Пандоры = Louise Bourgeois: Pandora’s Box. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. 136 с.

11. Хан-Магомедова В. Терпение художника-паука. Текстильное искусство сегодня. Ridero, 2019. 174 с.

12. Митрофанова Н.Ю. Текстильная скульптура. Новые возможности «старого» материала // Новое искусствознание. 2019. № 3. С. 80—87.

13. Митрофанова Н.Ю. Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019. № 1 (60). С. 176—190.

14. Цветкова Н.Н. Движение из плоскости в пространство в искусстве текстиля второй половины XX в. : (по материалам лозаннских биеннале) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2022. № 1. С. 73—77.

15. Цветкова Н.Н. Искусство текстиля XXI в.: направления развития // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 4 (21). С. 168—173.

16. Bourgeois L. Self-Expression Is Sacred and Fatal: Statements // L. Bourgeois: Designing for Free Fall / by ed. C. Meyer-Thoss. Zurich : Ammann Verlag, 1992. P. 177—199.

17. Bourgeois L. Destruction of the Father. Reconstruction of the Father : Writings and Interviews 1923—1997 / by ed. M.L. Bernadac, H.U. Obrist, London : Violette Editions, 1998. 384 p.

18. Celant G. Louise Bourgeois: The Fabric Works. Milan : Skira, 2011. 336 p.

19. Boursois L. Child abuse // Artforum. 1982. Vol. 21, № 4. URL: https://www.artforum.com/print/198210/child-abuse-35538 (дата обращения: 18.06.2023).

20. Lippard L.R. Louise Bourgeois: From the Inside Out // Artforum. 1975. Vol. 13, № 7. URL: https://www.artforum.com/print/197503/louise-bourgeois-from-the-inside-out-36076 (дата обращения: 18.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Игнатенко Г.С. Ода ремонту: ткачество и реставрация в творчестве Луизы Буржуа. Обсерватория культуры. 2023;20(3):270-278. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-270-278

For citation:


Ignatenko G.S. Ode to Repair: Weaving and Restoration in the Work of Louise Bourgeois. Observatory of Culture. 2023;20(3):270-278. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-270-278

Просмотров: 382


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)