Росписи трапезной Благовещенской церкви села Княжево в художественной культуре Бежецкого края
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-509-525
Реферат
В последние десятилетия происходит переоценка церковной культуры XIX века. Рассмотрение выдающихся памятников стенописи позволяет сделать вывод о незаурядном характере искусства русской провинции. Актуальность изучения росписей связана с тотальным разрушением сельских церквей. Роспись трапезной 1893 г. в Благовещенской церкви с. Княжево органично вписывается в художественный контекст и продолжает традицию церковной монументальной живописи Бежецкого края. На примере главного цикла сюжетов по евангельским «Заповедям Блаженства» рассмотрены гравюры-образцы из Библии Кристофа Вайгеля (1695) и композиции из различных церквей Бежецкой округи. Хотя гравюры играли значительную роль, они не препятствовали самостоятельному развитию искусства. В статье анализируются различные варианты воспроизведения графических прообразов в стенописи. Делается предположение о наличии у местных мастеров неизвестного до сих пор образца, выполненного на основе гравюр Вайгеля. Архаичные прототипы органично сочетались с более современными, как русскими, так и зарубежными. Стилистика эклектики, профессионализм мастеров и мощная местная школа позволяли объединять различные направления в единое целое. Росписи создавались в соответствии с формами архитектуры. Орнаментальное оформление помогало органично расположить композиции на стенах и сводах. Художественная культура Бежецкого края оказалась настолько устойчивой, что позволяла перерабатывать узнаваемые прототипы и демонстрировать широкий диапазон изобразительных средств на протяжении многих десятилетий до конца XIX века. Впервые публикуется схема расположения стенописи трапезной, выполненная автором.
Об авторе
Анна Леонидовна ПавловаРоссия
НИИ теории и истории изобразительных искусств, отдел словаря художников,
заведующая
Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-3651-8448; SPIN 2525-3780
Список литературы
1. Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века : каталог. Москва : Северный паломник, 2008. 600 с.
2. Иванов П.С. Храмы Новоторжской земли : церковно-краеведческие очерки. Тверь, 2010. 128 с.
3. Кривошеина Н.В. Храмовая декорация Вятки: иконографические программы и художественно-стилевые решения росписей : автореф. дис. …. д-ра искусствоведения. Екатеринбург, 2012. 41 с.
4. Павлова А.Л. Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке. Москва : КУРС, 2022. 439 с.
5. Комашко Н.И. Стенописи Троицкой церкви в селе Красное-Сумароковых Нерехтского уезда 1768 года и храмовая живопись Поволжья третьей четверти XVIII века // XI Филевские чтения : сборник тезисов одиннадцатой научной конференции по проблемам русской художественной культуры ХVII — первой половины ХVIII в. (24—26 декабря 2012 г.). Москва, 2012. С. 39—41.
6. Никитина Т.Л. Монументальная роспись Казанской церкви в селе Курба // Архитектурное наследство. 2017. № 66. С. 81—91.
7. Юрьева Т.В. Росписи храма Казанской иконы Божьей Матери в Курбе // Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 3. С. 80—84.
8. Красилин М.М. Росписи и надписи в Казанском соборе Тамбова (предварительная публикация) // Русское церковное искусство Нового времени / отв. ред. А.В. Рындина. Москва : Индрик, 2004. С. 174—182.
9. Даен М.Е. Академик живописи портретной и исторической Платон Семенович Тюрин. Вологда : Древности Севера, 2017. 215 с.
10. Исаева Н.Н. Церковные стенописи Т.А. Медведева и мастеров его круга // Памятники русской архитектуры и монументального искусства / Гос. ин-т искусствознания ; [отв. ред. Е.Г. Щёболева]. Москва : Наука, 2010. Вып. 8 : XII—XX вв. С. 409—438.
11. Исаева Н.Н. Церковная стенопись // История Русского искусства в 22 т. / отв. ред. Г.Ю. Стернин. Москва : Государственный институт искусствознания : Северный паломник, 2011. Т. 14 : Искусство первой трети XIX века. С. 388—411.
12. Галашевич А.А., Колпакова Г.С. Иконописных дел мастера кон. XVI — нач. XX в. в Тверском крае : материалы к словарю тверских иконописцев // Русская культура XVI—XX вв. : материалы, исследования, публикации. Тверь : Лилия Принт, 2006. Вып. 4 : XVI—XX вв. С. 3—47.
13. Кольцова Т.М. Северные иконописцы : опыт биобиблиографического словаря. Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1998. 192 с.
14. Павлова А.Л. Русская провинциальная церковная стенопись XIX века в истории искусства //Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей / под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. Вып. 12. С. 378—387. DOI: 10.18688/aa2212-04-28.
15. Пуганова Е.Л. «Библия в лицах» по рисункам Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда как образец для иконописания // Румянцевские чтения — 2021 : материалы Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Москва : Пашков дом, 2021. Ч. 2. С. 206—210.
16. Павлова А.Л. Евангелисты В.Л. Боровиковского как образец для церковных росписей XIX века в Тверской области // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сборник научных статей / под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2018. С. 223—231. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-21.
17. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России (СПАМИР). Тверская область. Ч. 2 / отв. ред. Г.К. Смирнов. Москва : Наука, 2006. 740 с.
18. Постников И.Н. Пастырь Добрый (к кончине протоиерея Бежецкой кладбищенской церкви И.И. Преображенского). Тверь, 1911. 18 с.
19. Шнорр фон Карольсфельд Ю. Библия в иллюстрациях. Гравюры на дереве. Корнталь : Свет на востоке, 2002. 255 с.
20. Weigel C(hristophor). Biblia Ectipa: Bildnusser aus Heilige Schrifft Alt und Neuen Testaments. Augsburg, Selbstverl, 1695. 452 S.
21. Павлова А.Л. Иконография и стиль монументальной живописи Преображенской церкви села Никола-Высока // Архитектурное наследство. 2021. № 75. С. 79—101.
- Яркий пример стойкости местной художественной традиции в условиях унификации церковного искусства XIX века.
- Стенопись не подвергалась поновлениям и сохранила основные приемы мастеров.
- Статика достоинства классицизма приходит на смену барочной экспрессии немецких гравюр.
- Сочетание прообразов разных эпох и стилей и изобретательность интерпретации в единой системе эпохи эклектики.
Рецензия
Для цитирования:
Павлова А.Л. Росписи трапезной Благовещенской церкви села Княжево в художественной культуре Бежецкого края. Обсерватория культуры. 2023;20(5):509-525. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-509-525
For citation:
Pavlova A.L. Paintings of the Refectory of the Annunciation Church in the Village of Knyazhevo in the Artistic Culture of the Bezhetsky Region. Observatory of Culture. 2023;20(5):509-525. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-5-509-525