Спектакль «Рычи, Китай!» в постановке Китайского театра рабочей молодежи (Владивосток)
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-250-257
Реферат
В статье исследуются особенности постановки спектакля Китайского театра рабочей молодежи «Рычи, Китай!». Анализ данного спектакля предпринимается впервые и является актуальным, так как взаимодействие между Россией и Китаем выходит на новый уровень, а в условиях имеющегося исторического опыта культурного сотрудничества можно создать качественную базу для эффективного развития российско-китайских отношений на современном этапе.
Целью исследования стало изучение и анализ особенностей уникального спектакля, поставленного в 1935 г. на сцене Китайского театра рабочей молодежи во Владивостоке — «Рычи, Китай!» по одноименной пьесе С.М. Третьякова. Для достижения цели автор раскрывает содержание этой революционной по своему смыслу пьесы, пишет о ее первой постановке на сцене театра им. Вс. Мейерхольда, которая и привлекла внимание режиссеров других театральных коллективов к данной пьесе, анализирует специфику репетиционного периода работы Китайского театра рабочей молодежи (ТРАМа) над спектаклем и раскрывает особенности самого спектакля. В работе применяется комплексный метод, который объединил источниковедческий анализ статей из периодических изданий и комплексный анализ спектакля путем изложения положительных и отрицательных моментов премьерной постановки, о которых сообщали в своих статьях журналисты газеты «Красное знамя». Научная новизна исследования состоит в том, что в статье впервые указываются имена и фамилии актеров, сыгравших на сцене Китайского театра рабочей молодежи. В заключение проведенного исследования делается вывод о несомненной важной роли, которую сыграл спектакль «Рычи, Китай!» в творческой деятельности театра и складывающейся в 1930-е гг. социокультурной обстановке в Дальневосточном регионе. При этом автор отмечает, что, несмотря на закрытие китайского театра в 1938 г., на арест его директора и некоторых актеров, расстрел автора пьесы С.М. Третьякова и Вс. Мейерхольда, интерес к данному спектаклю в той форме, в которой он был показан в 1930-х гг., может появиться и сегодня.
Об авторе
София Юрьевна ГамалейРоссия
кафедра государственно-правовых дисциплин,
доцент
Казарменный пер., д. 15, Хабаровск, 680020, Россия
кандидат исторических наук, доцент
ORCID 0000-0001-6401-1663; SPIN 1179-6905
Список литературы
1. Красноярова А.А. «Китайский текст» в советской литературе 1920-х гг. (на примере творчества С.М. Третьякова) // Litera. 2019. № 4. С. 143—152. DOI: 10.25136/2409-8698.2019.4.30676.
2. Третьяков С.М. Дэн Ши-хуа. Москва : Советская литература, 1933. 506 с.
3. Белоусов Р. «Рычи, Китай» Сергея Третьякова // Вопросы литературы. 1961. № 5. С. 58—62.
4. Газер И. Рукописное наследие С.М. Третьякова // Материалы XXII Студенческой научной конференции : в 5 ч. Ч. 1 : Поэтика. История литературы. Лингвистика. Тарту, 1967. С. 92—94.
5. «Рычи Китай» // Жизнь искусства. 1925. № 4. С. 13.
6. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы / [сост., ред. текстов и коммент. А.В. Февральского] : в 2 ч. Москва : Искусство, 1968. Ч. 2. (1917—1939). 643 с.
7. Константинов Г.Д., Ляшковский В.Н. Китайская диаспора в Хабаровске. 1858—1938. Хабаровск : Приамурские ведомости, 2019. 364 c.
8. Преснякова Л.В. Традиционный китайский театр на русском Дальнем Востоке и в полосе отчуждения КВЖД в конце XIX — начале XX в. // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2006. № 2. С. 114—124.
9. Королева В.А. Китайские и корейские театры на Дальнем Востоке России // Россия и современный мир. 2002. № 2. С. 176—180.
10. Мармонштейн О. Китайский театр на распутье // Красное знамя. Владивосток, 1931. 17 июля. С. 3.
11. Мельпомена по-китайски: история двух театров из квартала Миллионки // Аргументы и факты. 2015. 25 мая. C. 6.
12. Кищик Е.В. Краснофлотский театр на Дальнем Востоке СССР в 30—40‑е гг. XX в. // Ойкумена. 2017. № 3. C. 122—132.
13. Толстякова И. ТРАМ и «Синяя блуза» — молодежные и самодеятельные театры 20—30-х годов во Владивостоке // Красное знамя. Владивосток, 1993. 28 августа. C. 3.
14. Чжао Х., Мэн Ф., Дударенок С.М. Китайский северный театр во Владивостоке (по материалам архивных документов) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 11/2. С. 45—51. DOI: 10.37882/2223-2982.2021.11-2.32.
15. Встреча // Тихоокеанская звезда. 1934. 10 января. С. 3.
16. Челлин Е. К трехлетию Китайского ТРАМа // Красное знамя. Владивосток, 1934. 18 апреля. С. 4.
17. Шуров Е. «Рычи Китай» // Красное знамя. Владивосток, 1935. 22 апреля. С. 3.
18. «Рычи Китай» в китайском театре рабочей молодежи // Красное знамя. Владивосток, 1935. 16 февраля. С. 4.
19. Тобольцев А. Премьера в Китайском театре // Красное знамя. 1935. 5 июня. С. 3.
20. Константинов Г. Китайский театр: от классики до агитки // Словесница искусств. 2019. № 1. С. 56—64.
21. На сцене китайского театра // Красное знамя. Владивосток, 1936. 5 сентября. С. 4.
22. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. П-2. Оп. 11. Д. 241. Л. 7—8.
Рецензия
Для цитирования:
Гамалей С.Ю. Спектакль «Рычи, Китай!» в постановке Китайского театра рабочей молодежи (Владивосток). Обсерватория культуры. 2023;20(3):250-257. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-250-257
For citation:
Gamaley S.Yu. Play “Growl, China!” Staged by the Chinese Theatre of Working Youth (Vladivostok). Observatory of Culture. 2023;20(3):250-257. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-250-257