Рыба в традиционной культуре хэчжэ
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-574-581
Реферат
Представители народа хэчжэ (нанайцы) проживают в России и в Китае. Статья посвящена рыбе в их традиционной культуре. Рыбу и все, что имеет к ней отношение, можно считать культурным символом хэчжэ. Это обусловлено особенностями культуры региона, расположенного по течению рек Амур, Сунгари и Уссури. Анализ исторических документов и художественных произведений показывает огромное значение работы с рыбьей кожей в жизни хэчжэ. Материальное производство и духовная жизнь хэчжэ на протяжении многих поколений были тесно связаны с рыбой. Выявлено, что высокая плодовитость рыбы — одного из основных источников пищи и материала для пошива одежды — вызывала в древности у хэчжэ благоговение перед рыбой. Установлено, что народ хэчжэ имел богатую культуру. Рыба стала одним из самых распространенных зооморфных мотивов орнаментального искусства хэчжэ. Образу рыбы на изделиях придавался высокий культурный смысл. Этот образ оставил яркий след и в китайской, и в русской культуре — от тотемизма до декоративных изделий. В статье представлен анализ рыбы как культурного символа с опорой на материалы коллекций музеев Китая и России. Изучение рыбы в традиционной культуре хэчжэ позволит расширить имеющиеся знания о характере и специфике этнокультурного взаимодействия между Китаем и народами Приамурья на протяжении многих веков. Сделана попытка рассказать о специфике китайского культурного смысла декоративных изделий на основе рыбьей кожи. Впервые авторы трактуют орнаментику рыбьих узоров в традиционной культуре хэчжэ в систематизированном виде. Это позволит познакомить исследователей с информацией из китайских источников для выявления типовых изображений рыбы у хэчжэ для дальнейшего изучения темы обработки рыбьей кожи как искусства в России.
Об авторах
На СуньКитай
Школа искусств и гуманитарных наук,
аспирант
Аякс п., д. 10, корп. 24, Владивосток, Приморский край, 690922, Россия
Хэйхэский университет, кафедра практического русского языка,
старший преподаватель
Институтский п., д. 1, Хэйхэ, Хэйлунцзян пров., 164300, Китай
ORCID 0009-0001-5119-0559
Галина Васильевна Алексеева
Россия
Школа искусств и гуманитарных наук,
профессор
Аякс п., д. 10, корп. 24, Владивосток, Приморский край, 690922, Россия
доктор искусствоведения, профессор
ORCID 0000-0001-6733-9429; SPIN 2263-0610
Список литературы
1. Тао Сыянь. Китайская культура о рыбе. Пекин : Коммерческое издательство, 2019. 222 с. (Кит. яз.).
2. Ставров И.В. Малый народ большой страны: положение хэчжэ (нанайцев) в современном Китае // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2019. № 3. С. 98—115. DOI: 10.24411/2658-5960-2019-10030.
3. Лю Цзиньмин. Рыболовная культура хэчжэ // Национальный сборник провинции Хэйлунцзян. 1998. № 3. С. 94—98. (Кит. яз.).
4. Лин Чуньшень. Хэчжэ низовий Сунгари. Пекин : Национальное издательство, 2012. 998 с. (Кит. яз.).
5. Леховицер Н.А. Декоративно-прикладное искусство нанайцев: проблемы сохранения, перспективы развития // История и культура Приамурья. 2009. № 1 (5) С. 74—85.
6. Глебова Е.В. Рыбья кожа как символ этнической культуры и идентичности коренных народов Нижнего Амура // Россия и АТР. 2020. № 1. С. 169—181. DOI: 10.24411/10268804202010013.
7. Глебова Е.В. Изделия из рыбьей кожи как визуальный маркер этнической культуры коренных народов Нижнего Амура // Известия лаборатории древних технологий. 2019. Т. 15, № 1. С. 94—112. DOI: 10.21285/2415-8739-2019-1-94-112.
8. Голубев Д.Г. Религиозные представления о творце мира в первобытной культуре народов Дальнего Востока: нивхов и нанайцев // Христианское чтение. 2013. № 3. С. 116—126.
9. Чжао Гохуа. О культуре репродуктивного поклонения. Пекин : Китайское издательство общественных наук, 1990. 404 с. (Кит. яз.).
10. Тарвид Л.П. Народное искусство Приамурья и проблемы этногенеза : (опыт этнографического исследования). Хабаровск, 2000. 62 с.
11. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР // Советская этнография. 1933. № 3—4. С. 119—135.
12. Сем Ю.А. Нанайцы : Материальная культура (вторая половина XIX — середина XX в.) : этнографические очерки. Владивосток, 1973. 314 с.
13. Лю Хун. Краткое исследование об орнаменте рыбы и птицы в период династии Хань // Фольклорное исследование. 1989. № 3. С. 47—48. (Кит. яз.).
14. Лу Сысян. Мифологическая археология. Пекин : Культурные реликвии, 1998. 370 с. (Кит. яз.).
15. Чжэн Цзюнь. Китайское традиционное искусство узора в виде рыбы. Пекин : Пекинское издательство прикладного искусства, 2014. 164 с. (Кит. яз.).
16. Мельникова Т.В. Традиционная одежда нанайцев (XIX—XX вв.) : дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 2000. 300 с.
17. Титорева Г.Т. Художественные особенности орнаментального искусства нанайцев : дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2004. 292 с.
18. Мартынова Н.В. Этнокультурные традиции свадебного обряда нанайцев как информационный источник в создании тематической живописной композиции // American Scientific Journal. 2020. № 38. С. 12—19.
19. Мальцева Е.А. Художественный образ как результат отражения и конструирования реальности // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17, № 1. С. 16—25. DOI: 10.25281/2072-3156-2020-17-1-16-25.
20. Федорова А.С. Дискурс сохранения культурных ценностей через ключевые архетипы в изобразительном искусстве Приморья 60-х годов XX в. — начала XXI в. : дис. … канд. искусствоведения. Владивосток, 2021. 305 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сунь Н., Алексеева Г.В. Рыба в традиционной культуре хэчжэ. Обсерватория культуры. 2023;20(6):574-581. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-574-581
For citation:
Sun N., Alekseeva G.V. Fish in Traditional Hezhe Culture. Observatory of Culture. 2023;20(6):574-581. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-574-581